Особенности сословно-представительной монархии в Европе и России
Существует две формы государственного правления: республика и монархия.
Сословно-представительная монархия – это форма феодальной монархии, при которой власть правителя сочетается с органами сословного представительства.
Западно-европейские сословные органы в основном сформировались в XII–XV вв.
Таблица. Европейские сословно-представительные органы
Сословно-представительный орган и его палаты
История
Испанские Генеральные Кóртесы – совещательные двухпалатные (Палата депутатов и Сенат) сословно-представительный органы, созываемые королем, состоявшие из дворян и духовенства, а затем и из горожан.
1137 г. – конец XVIII в.
– 1137 г. – первый созыв.
– 1188 г.(в Леоне, в других землях – XIII в.) – привлечение в кортесы горожан.
– XIII–XIV вв. – играли активную роль, способствуя росту влияния городов и ограничению произвола феодалов, стремились ограничить королевскую власть.
– с середины XIII в. – принимали присягу короля. Позиции кортесов в различных королевствах Испании были неодинаковыми: в Арагоне они ограничивали власть короля, а в Кастилии поддерживали ее.
– с конца XV в. – ограничение влияния кортесов и сфер их деятельности.
– с конца XVIII в. – кортесы прекратили свое существование.
– 1812 г. – активная роль.
– 1814-20, 1823-34 гг. – не созывались.
– с 1836 г. – принимали редакции Конституции Испании.
Английский парламент – высший постоянн действовавший законодательный двухпалатный орган, состоящий из не избираемой верхней палаты – Палаты лордов (высшее духовенство англиканской церкви, члены пэрства) и избираемой нижней палаты – Палата общин (рыцари и горожане).
– Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне.
– По обычаю, все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента.
с 1215
Парламент Англии
– 1215 г. – Иоанн Безземельный принял Великую хартию вольностей, согласно которой король не мог назначать новых налогов без согласия королевского совета, который постепенно эволюционировал в парламент.
– 1265 г. – первый созыв. Имущественный избирательныйценз: наличие ежегодной ренты в 40 шиллингов, в городах – ценз различался.
– 1341 г. – парламент разделился на две палаты. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат и Короля. Также Эдуард III Плантагенет (1312-1377) лишился права облагать пошлинами товары и шерсть без ведома палат (1353 г.); пэры получили право на собственный суд пэров (1354 г.); палата общин добилась назначения контролеров для проверки королевских отчетов в расходовании субсидий; а также король должен был советоваться с лордами при выборе министра, после чего последний присягал в парламенте.
– XVII в. – Карл I конфликтовал с Парламентом, потом Оливер Кромвель ликвидировал Палату лордов и подчинил Палату общин. После смерти Кромвеля была восстановлена монархия и Палата лордов.
– С 1688 г. – появились элементы конституционной монархии (согласие Марии II и Вильгельма III с английским Биллем о правах, по которому:
- король не мог приостанавливать действие законов и их исполнение;
- король не мог вводить налоги на нужды короны,
- подтверждалась свобода слова и дебатов;
- подтверждалась свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) и др.)
Парламент Шотландии
– 1235 г. – Королевский Совет епископов и графов превратился в «коллоквиум», имевший политическое и юридическое значение.
– 1326 г. – появление однопалатного собрания священников, землевладельцев и горожан, обладавшее властью в фискальной сфере, влиянием на законодательство, суды, внешнюю политику и военные дела. Три сословия избирали Комитет статей, разрабатывающий законы, которые затем представлялись палате на утверждение.
– 1567 г., после Реформации – исключение католичества из парламента, а после упразднения в 1638 г. епископата парламент стал полностью светским собранием.
– XVI-XVII вв. (при Якове VI и Карле I) парламент фактически подчинялся королю.
– 1639-40 гг. – победа над королем и усиление парламента.
– 1657-60 гг. – англо-шотландская парламентская уния при О. Кромвеле.
– 1660 г. – восстановление парламента при Карле II.
– 1688 г. – Славная революция ликвидировала систему королевского патронажа над парламентом и обеспечила свободу выборов и обсуждения законопроектов.
Парламент Ирландии
– 1264 г. – создание ирландского Парламента для представления англичан в Ирландии при отсутствии избирательных прав у коренных (гэльских) ирландцев.
– 1541 г. – предоставление гэльским ирландским вождям права заседания в ирландском парламенте при Генрихе VIII, объявшем о создании Королевства Ирландии и высадившимся там с армией.
– XVII-XVIII вв. – лишение католиков избирательного права (по кромвелевскому Акту о поселении 1652).
Парламент Великобритании
– 1707 г. – принятие Акта об унии парламентов Шотландии и Англии и созданиеПарламента Королевства Великобритания.
– С 1714 г. – при Георге I власть начала постепенно переходить от монарха к парламенту. Так министры стали опираться на поддержку Парламента.
– К концу XVIII в. – монарх влиял на парламент, в котором преобладала английская аристократия. Избирательное право было у земельных дворян.
Парламент Соединённого Королевства
– 1801 г. – было создано Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, а представители Ирландии вошли в парламент Соединённого Королевства.
Французские Генеральные штаты – совещательный орган, созываемый по инициативе королевской власти представителей духовенства, дворян и городской верхушки в критические моменты для оказания помощи правительству, в основном для квотирования налогов.
– Каждое сословие заседало отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей).
– Т.к. города постоянно воевали с дворянами, Г.ш. не смогли добиться прав английского парламента
1302-1789
– 1302– 1-й созыв в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII
– Усиление значения в периоды:
- 1337-1453 – Столетней войны,
- 1357-58 – Парижского восстания,
- 1358 – Жакерии
– 1357 г. –великий мартовский ордонанс (кор. указ), по которому Г.ш. получили право:
- самостоятельно собираться 2 раза в год,
- назначать королевских советников,
- по своей воле разрешать налоги или отказывать в них
– С конца XIV в. чаще созываются собрания нотаблей (нотабли – назначенные королем представители высшего дворянства, духовенства, городской верхушки, входившие в совещательные собрания, созванные королем для обсуждения госвопросов).
– С конца XV в. – упадок, связанный с развитием абсолютизма (1484-1560 – не созывались, 1560-1593 – оживление деятельности в период Религиозных войн, 1614-1789 – не созывались).
– 1789 г. – последний созыв накануне Великой французской революции, объявление себя Национальным собранием, а затем Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.
Нидерландские Генеральные штаты – совещательный орган, созываемый по инициативе короля из представителей духовенства, дворян и городской верхушки в критические моменты для оказания помощи правительству, в основном для вотирования налогов.
1463-1795
– 1463 г. – 1-й созыв – после объединения Нидерландов бургундскими герцогами.
– 1477 г. – «Великая привилегия» – расширение полномочий.
– 1566-1609– во время Нидерландской буржуазной революции – Г.ш. были центром буржуазно-дворянской оппозиции испанскому режиму, а с отделением Северных Нидерландов – высшим постоянно действующим законодательным органом Республики Соединённых провинций.
– последний созыв – до Батавской революции 1795 г..
– 1815 г. – восстановлены в Соединённом королевстве Нидерландов.
– В современном Королевстве Нидерланды Г.ш. называется парламент.
Польский Сейм – двухпалатный сословно-представительное орган, пользовавшийся законодательною властью и состоявший из Верхней палаты – сената (архиепископы, епископы, воеводы, каштеляны и 10 министров) и нижней палаты – посольской изба (послов сеймиков).
Польский сейм
– наличие местных сеймиков (поголовных собраний шляхты) (до 60 сеймиков). Иногда съезжались послы от отдельных воеводств.
– 1454 г. – получение сеймиками права одобрения королевских законов, введения налогов и начала войн.
– Для объединения решений земских сеймиков депутаты от них собирались на три генеральных (провинциальных) сейма.– 1468 г. – генеральные сеймы через депутатов общались друг с другом. Принятые на съездах решения доставлялись королю, готовился «вальный» сейм всей Польши, на котором каждый посол представлял свою землю, а не весь народ.
– до середины XV в. – главная роль на съездах принадлежала панам и должностным лицам, но затем перешла ко всей шляхте (польским дворянам).
– 1505 г. – Конституция короля Александра установила необходимость согласия сейма на новые законы. Сейм в это время сложился окончательно.
– Постепенно сейм ослабел, а сеймики стали назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей, чаще собираться, контролировать независимого от правительства казначея воеводства. сеймики составляли конфедерации с целью поддержать порядок как внутри страны, так и извне, а конфедерации слились в одну генеральную конфедерацию.
– 1573 г. – до XVIII в. – введение сроков (раз в два года) для собирания сейма, с правом короля на созыв чрезвычайного сейма. Сеймовые постановления издавались с согласия и от имени короля.
В XVI-XVII вв. сословно-представительная монархия сменяется абсолютизмом.
В России органами сословного представительства были Земские соборы.
Земский собор – собрание, созванное царем для обсуждения важных вопросов жизни страны и состоявшее из высших церковных иерархов («Освящённый собор»), бояр (Боярская дума) и высокопоставленных чиновников (думных дворян и дьяков и начальников приказов, дворецкого, казначея и др.), а также в ряде случаев дворян, горожан (в XVII в.) и казаков (представители Земли).
Первый созыв – 1549 г. или 1550 г.
Последний:
- 1653 г. – полноценный, когда присутствовали все сословия собора (о принятии в состав России Левобережной Украины);
- 24.04.1682 (для утверждения царем Петра I), 26.05.1682 (для утверждения царями Петра I и Ивана V) или 1683-1684 гг. (о вечном мире с Польшей)– когда были приглашены только представители определенных сословий.
В состав соборов XVI в. включались лица по своему служебному положению и принадлежащие к тому сословию, чей вопрос рассматривался. Государь сам перечислял те сословия, которые он хотел бы видеть на соборе.
Соборы XVII в. созывались по царским грамотам, рассылавшимся по городам к воеводам или губным старостам, с призывом прислать в Москву выборных людей для совета (от горожан, казаков и дворян).
Вскоре выборные люди уже не представляли определенную местность, а только информировали царскую власть о положении дел на местах (XVII в.).
Таблица. Типы вопросов, решавшихся на Земских соборах в России в XVI-XVII вв.
Содержание
Примеры
1. избрание царя в период междуцарствий
1598 г. – избрание царем Бориса Годунова,
1613 г. – Михаила Романова,
сопровождение на престол российских царей Федора Ивановича (1584 г.) и Алексея Михайловича (1645 г.).
Однако в распоряжении историков нет данных, позволяющих утверждать, что эти правители были именно избраны соборами на трон.
2. решение внешнеполитических вопросов
а) российско-польские отношения (1566 (о заключения мира с Польшей во время Ливонской войны), 1580, 1591, 1610, 1611, 1621, 1622, 1651 и 1653 (о принятии левобережной Украины в состав России) гг.),
б) отношения России с Крымом и Турцией (1598, 1604, 1637 (донские казаки захватили в 1637 г. турецко-татарскую крепость Азов и попросили Михаила Федоровича включить Азов в состав России и прислать военную помощь. Было решено отклонить предложение «азовских сидельцев», опасаясь войны с Турцией. Азов был оставлен) и 1642 гг.)
3. обсуждение правовых кодексов (1550 и 1648-49 гг.)
1550 – Судебник Ивана IV
1649 – Соборное уложение Алексея Михайловича
3. введение новых налогов
1613-1622:
1614 г. – сбор «пятой деньги» с торговых людей;
1617 г. – «сошные» деньги с жителей посадов и уездов и «пятую деньгу» с тех, кто «сверх своих пашен торгуют».
Кроме «пятинных» и «сошных» налогов, Земские соборы давали согласие на взимание «запросных» денег и других сборов и «запасов»;
1634 – чрезвычайный налог из-за войны с Польшей). Но налоги назначались правительством и без согласия соборов. Просто в период восстановления хозяйства после Смуты Соборы разделяли с власть имущими ответственность за непопулярные фискальные мероприятия.
Российские Земские соборы середины XVI–XVII вв. следует сравнивать не с современными им западноевропейскими представительными учреждениями, а с теми же органами XIII–XV вв. Потому, что сословно-представительная монархия формируется в период образования централизованных государств и помогает монархам укрепить их власть. В Европе это – XIII–XV вв.
В России Земские соборы появились при Иване IV, пытавшимся уничтожить последние уделы, а в XVII в. земские собрания помогали восстановить ослабленную в результате Смуты центральную власть.
Общие черты российских и европейских сословно-представительных органов:
1. Отсутствие четких законов (хартий), регулировавших созыв и деятельность представительных органов. Исключение – Англия.
2. Условная сословная представительность из-за отсутствия представителей крестьянства. Исключение – Испания.
3. Принятие решений о внешнеполитической, налоговой и законодательной деятельности, как правило, одобрявших решение монарха.
Особенности Земских соборов:
1. Отсутствие четкой организационной оформленности. В Европе «третье сословие» составляло отдельную палату, в России выборные делегаты обсуждали вопросы по группам («статьям»): стольников, московских дворян, стрельцов и и.д. А Освященный собор и Боярская дума функционировали как в составе от земского собора, так и независимо от него.
2. Земские соборы – условные органы сословного представительства из-за окончательного оформления сословий только во 2/2 XVIII в. (в Жалованных грамотах Екатерины II).
3. кратковременность существования: 100 лет (1549/1550–1653 гг.) или чуть более 130 лет (1549/1550–1684 гг.).
Пройдя процесс легитимации, т.е. получив общественную поддержку, монархия перестала опираться на Земские соборы и Патриарх Никон посоветовал Алексею Михайловичу их больше не созывать, т.к. «умаляют они достоинство царское». Со второй половины XVII в. начинает формироваться и оформляется в начале XVIII в. абсолютная монархия.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление