Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение. Рыночное равновесие




Лекция № 3

Микроэкономика

 

I. Спрос и факторы, воздействующие на спрос. Закон спроса.

II. Предложение, факторы, воздействующие на предложение. Закон предложения.

III. Равновесие спроса и предложения.

IV. Воздействие государства на рыночное равновесие.

 

I. Спрос и факторы, воздействующие на спрос.

Спрос – это количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при данных условиях.

Факторы, воздействующие на спрос:

· цена товара;

· цена товаров-заменителей (субститутов);

· цена дополняющих товаров (комплиментов);

· размер доходов потребителей;

· число потребителей;

· психологические и субъективные факторы (вкусы и предпочтения, ожидание потребителей).

Зависимость спроса от всех факторов, воздействующих на него, называется функцией спроса:

Qd = ƒ (Fdi)

Зависимость между объемом спроса и ценой товара (при прочих равных условиях) называется функцией спроса по цене и имеет следующий вид:

Qd = ƒ (Pj)

Данная зависимость может быть представлена в табличной, аналитической или графической форме.

 
 

Зависимость объема спроса от цены товара, выраженная в графической форме, называется кривой спроса.

Кривая спроса показывает, что при более высокой цене объем спроса меньше, чем при более низкой.

Если изменяется лишь цена, о движение по кривой. При возрастании цены объем спроса уменьшается, а при падении цены объем спроса увеличивается. Такая обратная связь между ценой и объемом спроса называется законом спроса.

Следует отличать изменение объема спрос от изменения спроса. Изменение объема или величины спроса – это изменения происшедшие из-за изменения цены. Изменение же спроса – это изменение из-за иных факторов, воздействующих на спрос, например, увеличение доходов потребителей вызовет смещение кривой вверх, если увеличивается цена товаров-композитов, то вниз. При этом происходит сдвиг кривой спроса относительно осей координат.

Исключением из законов спроса является тот факт, что объем закупок товаров первой необходимости при определенных условиях может при увеличении цены, не только не уменьшаться, но даже возрастать – парадокс Гиффена.

II. Предложение, факторы, воздействующие на предложение. Закон предложения.

Предложение – это количество товаров и услуг, которое производитель готов выставить на рынок при данных условиях.

На предложение оказывают влияние следующие факторы:

· цены факторов производства (труд, земля, капитал) или ресурсов;

· технология;

· размер налогов и дотаций (централизованное перечисление дл компенсации тех или иных затрат);

· количество продавцов;

· ожидание производителя.

Зависимость между величиной предложения и всеми данными факторами называется функцией предложения по цене:

QS = ƒ (FSi) и QS = ƒ (Pj)

Зависимость предложения от цены товара, выраженная в графической форме называется кривой предложения.

Принято считать, что существует прямая связь между объемом предложения и ценой: увеличение цены ведет к возрастанию предложения и наоборот. Такая зависимость называется законом предложения. Но существование данного закона многими экономистами ставится под сомнение.

Аналогично спросу следует различать изменение объема предложения (передвижение вдоль кривой) и изменение предложения (сдвиг кривой предложения под действием прочих факторов).

III. Равновесие спроса и предложения.

В результате колебания цен и изменения под их действием величины спроса и предложения, на рынке устанавливается равновесная цена.

Равновесная цена – это цена, при которой уравновешивается спрос и предложение.

При этом объем спроса равен объему предложения представляет собой равновесный объем продаж QE.

Любые отклонения от равновесной цены требуют от экономических субъектов принятия корректирующих действий, приводящих к восстановлению нарушенного равновесия.

При цене превышающей QE поставщики имеют желание продать большее количество товаров, чем потребители готовы купить, в результате возникает излишек.

При цене более низкой, чем QE потребители хотят приобрести большее количество товаров, чем производители согласны продать, как результат нехватка товара.

Изменение спроса или предложения вызывает и изменение равновесной цены и равновесного объема продаж.

IV. Воздействие государства на рыночное равновесие.

Государственное вмешательство бывает вызвано общественным неудовольствием сложившейся равновесной ценой и проявляется в виде фиксированной цены – максимальной или минимальной.

Если устанавливается максимальная цена, так называемый потолок цен, которая находится ниже равновесной, то образуется дефицит и начинает развиваться черный рынок.

Если фиксированная минимальная цена выше равновесного уровня, то образуется излишек и от государства требуются специальные меры для стимулирования спроса.

В любом случае эффективность экономики снижается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.