Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория потребительского поведения. Потребительские предпочтения и предельная полезность




Потребительские предпочтения. Индивидуальный и рыночный спрос.

Лекция № 4

Наличие конкуренции требует перехода от индивидуального спроса к общему (рыночному) посредством суммирования величин спроса предъявляемых каждым покупателем при разных возможных ценах.

 

I. Эффекты, объясняющие действие закона спроса. Полезность.

II. Первый и второй законы Госсена.

III. Теория потребительского выбора. Кривая безразличия и бюджетная линия.

IV. Предельная полезность.

 

I. Эффекты, объясняющие действие закона спроса. Полезность.

Действие закона спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от приобретения других товаров. Следовательно, снижение цены повышает реальный доход потребителя, высокая цена соответственно понижает.

Номинальный доход – то, что видим в документе.

Реальный доход – разница между номинальным и инфляцией.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Следовательно, снижение цены делает продукт более привлекательным в глазах потребителей. Этот эффект действует в обратном направлении при увеличении цены.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга.

Действие спроса может быть объяснено теорией полезности.

Полезность – это субъективная оценка потребителем способности блага удовлетворять его (потребителя) потребности.

Основные ученые: Менгер, Госсее.

В XX в. были разделены понятия совокупной или общей полезности и предельной полезности.

Предельная полезность – это прирост общей полезности при приобретении дополнительной единицы товара.

II. Первый и второй законы Госсена.

 
 

Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается.

Зависимость предельной полезности от количества потребляемого блага носит название Первого закона Госсена (закон уменьшения предельной полезности), который гласит: предельная полезность блага уменьшается по мере потребления всё большего его количества.

Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность равна нулю, что означает благо полностью удовлетворило потребность. Данное правило называется Вторым законом Госсеном.

Если дальнейшее потребление воспринимается потребителем как приносящее вред, то предельная полезность становится отрицательной, а общая полезность снижается. В любом случае рост общей полезности замедляется.

Функция полезности, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества выражается функцией:

U = F (Q)

Принято считать, что цена блага определяется не общей, а предельной полезностью.

III. Теория потребительского выбора. Кривая безразличия и бюджетная линия.

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

· денежный доход потребителя ограничен;

· цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными потребителями;

· все покупатели могут четко определить предельную полезность всех благ.

Потребители стремятся максимизировать общую полезность. Вопрос потребительского выбора сводится к следующему: какой именно набор товаров и услуг потребитель, располагая данным доходом, может приобрести, принеся ему наибольшую полезность.

Ответ на данный вопрос называется правилом максимизации полезности, которое гласит: потребитель может максимизировать полезность при покупке двух товаров А и В, если он распределит свой доход таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на продукт А, а также последний доллар, израсходованный на продукт В, принес одинаковое количество предельной полезности, при этом выбор потребителя будет безразличен, а сам он будет находиться в состоянии равновесия, т.е.:

Рассмотрим теорию потребительского выбора на основе анализа бюджетной линии и кривой безразличия.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов А и Б, которые могут быть приобретены при заданной величине доходов потребителей.

 
 

 
 

 


Расположение бюджетной линии зависит от величины дохода и цен продуктов. Изменение цены одного из продуктов вызовет изменение наклона бюджетной линии.

Кривая безразличия демонстрирует все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равное количество общей полезности, т.е. равную степень удовлетворения потребности.

Определить равновесное положение потребителя можно путем совмещения кривой безразличия и бюджетной линии.

Комбинация максимизирующая полезность будет соответствовать точке касания кривой безразличия и бюджетной линии – точка x.

IV. Предельная полезность.

Зная правило максимизации полезности можно объяснить нисходящий характер кривой спроса отдельного индивида.

Если цена продукта А уменьшается вдвое, а цена товара В остается неизменной, то предельная полезность товара А также увеличивается вдвое, поэтому прежняя равновесная комбинация перестает быть актуальной.

Изменение цены вызовет и изменение наклона бюджетной линии.

Последовательное снижение цены дает новое сочетание цена – потребление. С помощью кривой безразличия и бюджетных линий можно решать вопросы выбора того или иного товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.