Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа профессиональной подготовки

Принципы, содержание и формы работы с семьей в процессе подготовки к исполнению роли приемных родителей.

К принципам создания замещающей (приемной) семьи относятся:

Ø Семья для ребенка, а не ребенок для семьи. Использование данного принципа позволяет отсеять из числа кандидатов в приемные родители лиц с миссионерскими мотивами и выявить лиц с четкой профессиональной мотивацией в вопросе создания семьи. Здесь важно обеспечить совпадение потребностей детей и их новой замещающей семьи. Так одному ребенку новая семья нужна как замена старой в связи со смертью родителей, то другому она нужна, чтобы дождаться выхода из мест лишения свободы матери или отца.

Ø Принцип постоянства (сохранения) территории. Практика показывает, что ребенок, оставшийся без попечения родителей, за период жизни до 18-летия меняет место жительства в среднем 6 раз. Такие условия требуют от ребенка немало сил на приспособление. Принцип постоянства территории предусматривает выдачу направлений кандидатов профессиональные замещающие родители на знакомство с детьми, подлежащими семейному устройству и находящимися в пределах района, города по месту жительства кандидатов, чтобы у детей была возможность оставаться в близкой социальной среде и даже посещать туже школу.

Ø Принцип профессионального партнерства и постоянного сопровождения. Профессиональное партнерство должно прежде всего проявляться в системе «профессиональная семья» – «биологическая семья» с целью возможного восстановления родственных связей ребенка с родителями и другими родственниками. К тому же замещающая семья должна быть открыта специальным службам, органам опеки и попечительства для обеспечения мониторинга положения приемных детей в семье, для решения проблем воспитанников и т. д., осуществляющегося в ходе социально-педагогического сопровождения семьи.

Ø Принцип признания важности профессиональной семейной заботы. Практика показывает, что в рейтинге всех семейных форм устройства детей семейная забота находится на третьей позиции после усыновления (пожизненной формы семейного устройства) и опеки (внутрисемейной, зачастую кровной формы семейного устройства до совершеннолетия ребенка).

Ø Принцип обеспечения преемственности привязанностей ребенка.

Профессиональная семья проявляет временную заботу о ребенке. При этом нужно учитывать, что у ребенка в жизни может быть несколько привязанностей разной степени глубины и постоянства. Важно только, чтобы они не обрывались травматично или необъяснимо для ребенка, чтобы люди, принимающие участие в его судьбе, психологически «передавали с рук на руки» ребенка, не противопоставляя себя другим и не побуждая его отказываться от прежних привязанностей ради новых.

Все эти принципы необходимо учитывать при организации подготовки кандидатов в замещающие (приемные) родители.

Эффективность процесса подготовки профессиональных воспитателей к работе с ребёнком за­висит от его систематичности и логической по­следовательности организации. Для реализа­ции этих условий необходимо провести специ­альную подготовку родителей- воспитателей, которая предполагает формирование у них си­стемы знаний, умений и навыков работы со специфическими проблемами ребёнка. В данную систему входят необходимые психолого- педагогические знания из области развития, формирования и социального становления лич­ности ребёнка в семье, а также умения, позво­ляющие осуществлять:

ü учёт последствий перенесённых ребёнком психологических травм и тяжёлых пере­живаний и содействие их минимизации;

ü коррекцию возможных деформаций нрав­ственного сознания и поведенческих сте­реотипов ребёнка (в частности, представ­лений о нормах семейного взаимодей­ствия, семейных схем и механизмов вну­трисемейного взаимодействия);

ü взаимодействие с ребёнком с девиантными поведенческими проявлениями, об­условленными неадекватными условиями его пренатального развития и последую­щей жизнедеятельностью в кровнород­ственной семье.

Содержание обучающей работы направлено на формирование у кандидатов в профессиональные воспитатели:

знаний:

v о специфических особенностях развития и формирования личности ребёнка, остав­шегося без попечения родителей;

v о путях и методах взаимодействия с ребён­ком в семье, в том числе в сложных педа­гогических ситуациях;

v о нормативно-правовой базе создания приемной семьи;

умений и навыков:

v учитывать социальную ситуацию развития личности конкретного ребёнка во взаимо­действии с ним;

v решать воспитательные задачи в приемной семье, направленные на успеш­ную социализацию и социальную адапта­цию ребёнка;

v сотрудничать с интернатным учреждени­ем, передающим ребёнка на воспитание в приемную семью, и другими заинте­ресованными социальными институтами в оказании ребёнку комплексной медико- психолого-педагогической и правовой по­мощи.

Процесс обучения кандидатов в профессиональные воспитатели предусматривает проведение си­стемного комплекса психолого-педагогических и социально-педагогических обучающих занятий (практикумов) с использованием интерактивных форм и методов обучения, направленных на практическое усво­ение получаемых знаний. Он осуществляется в следующих направлениях:

1. Социально-правовая подготовка буду­щих профессиональных воспитателей. Предпола­гает овладение знанием нормативно-правовых основ создания приемной семьи и организа­ции жизнедеятельности ребёнка, зафиксирован­ных в международных и государственных документах. Содержание обучения предусматривает ознакомление кандидатов:

v с перечнем и содержанием документов о социальном положении и состоянии здо­ровья ребёнка, принимаемого в замещающую семью;

v с порядком изучения, сбора и оформле­ния документов, необходимых для созда­ния приемной семьи;

v с информацией о должностных ли­цах, с которыми осуществляется их сотрудничество, и о способах сотрудниче­ства с органами опеки и попечительства.

Важно обратить внимание будущих кандида­тов на их право на гарантированную государ­ственную заботу о приемной семье.

2. Психолого-педагогическая подготовка.

Заключается в формировании у будущих профессиональных воспитателей знаний, умений и на­выков в области психолого-педагогических за­кономерностей и организации процесса раз­вития и становления личности ребёнка в се­мье. Данная подготовка предполагает получе­ние знаний:

v о влиянии воспитания на развитие и фор­мирование личности ребёнка, функциях семейного воспитания в процессе его со­циализации и социальной адаптации, под­готовке его к самостоятельной жизни в обществе;

v о правах и обязанностях родителей и де­тей, сущности и значении родительской позиции в семье, распределении ролей и функций между её членами, создании бла­гоприятного психоэмоционального клима­та в приемной семье;

v об особенностях развития и формирова­ния личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей (причины сиротства и его последствия для развития ребёнка и формирования личности, влияние соци­ального опыта ребёнка из асоциальной се­мьи на его последующую социализацию и социальную адаптацию);

v о возрастных особенностях ребёнка и про­блемах воспитания, связанных с возрас­том;

v об общении с ребёнком и установлении доверительных отношений с ним, процес­се приспособления ребёнка к нормам се­мьи в системе семейных взаимоотноше­ний, продолжительности и этапах его адап­тации в приемной семье, признаках и показателях уровня его адаптированности в системе внутрисемейных отношений приемной семьи;

v об условиях успешной адаптации ребён­ка в приемной семье, правилах обще­ния и поведения родителей-воспитателей на разных этапах процесса его адаптации в семье;

v о способах организации межличностного взаимодействия с ребёнком в сложных пе­дагогических ситуациях, путях преодоле­ния трудностей в установлении эмоцио­нального контакта с ним, причинах возможных отклонений в поведении и про­филактике;

v об организации помощи ребёнку в процес­се его развития, создании условий в семье для его подготовки к школе и помощи ему в процессе обучения, профилактике труд­ностей в обучении ребёнка, воспитываю­щегося в приемной семье.

В случае создания неполной приемной се­мьи и подготовки профессионального воспитателя, не состоящего в браке, следует уделить внима­ние следующим аспектам в рамках реализации основных направлений подготовки:

v образ жизни и материальное положение приемного родителя (обычно жен­щины), принявшего на воспитание ребён­ка, оставшегося без попечения родите­лей;

v мотивы принятия на воспитание ребёнка и формирования у него привязанности к ма­тери в неполной приемной семье;

v социальное окружение для неполной приемной семьи;

v возможные проблемы и ошибки в станов­лении детско-родительских отношений в неполной приемной семье.

В процессе подготовки кандидатов в профессиональные воспитатели осуществляется обязатель­ная беседа с будущими родителями-воспитателями о состоянии здоровья ребёнка. Особое внимание обращается на работу с кандидатами в приемные родители ребёнка-инвалида и ребёнка, страдающего хроническими заболе­ваниями. Лица, изъявившие желание воспиты­вать такого ребёнка, должны иметь реалисти­ческое представление о сущности инвалидно­сти и специфике состояния здоровья и разви­тия ребёнка, принимаемого ими в семью. Они должны иметь адекват­ное представление о характере лечения и психосоциальной реабилитации депривированного ребёнка-инвалида, а также уметь оказать ему необходимую помощь в процессе обучения и социального развития.

Важным элементом подготовки будущих профессиональных родителей к психолого-педагогическому взаимодействию с больным ребёнком является осознание ими возможности сформировать у них установку на успешную реабилитацию.

Обучение кандидатов в приемные родители предполагает профилактику ти­пичных ошибок семейного воспитания ребёнка-инвалида. В содержание обучающих занятий с профессиональными родителями включают­ся вопросы взаимодействия приёмного ребёнка с родными детьми в приемной семье. Канди­даты в профессиональные родители должны владеть приёмами и способами установления сотрудни­чества между детьми и профилактики детской ревности. Такая работа способствует преодоле­нию страха и недоверия в общении со взрослы­ми, формированию у них доверия ко взрослым и другим детям. В ходе проведения тренинговых занятий с кандидатами в приемные родители целесообразно использовать дифференци­рованный и индивидуальный подходы с учётом специфики конкретной педагогической ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого.

Далее предлагаются разра­ботанные специалистами СППС примерные тематика и содержа­ние социально-педагогических практикумов для подготовки кандидатов к выполнению функций приемных родителей, ко­торые могут быть использованы в практической работе.

Тематика и содержание подготовки приемных родителей

1. Нормативно-правовые основы создания приемной семьи.

Гарантии прав и интересов ребёнка в между­народных и государственных документах. Исто­рия возникновения приемных семей. Цель создания, сущность и задачи приемной семьи. Нормативно-правовая основа создания и функ­ционирования приемной семьи.

Участники воспитательного процесса в приемной семье, их права и обязанности. Оформление правового статуса приёмной семьи. Оформление договора о передаче ребёнка в приемную семью. Государственная забота о приемной семье в Респу­блике Беларусь.

2. Особенности развития и формирования личности ребёнка, оставшегося без попече­ния родителей.

Причины сиротства. Понятие о депривации и её последствиях для дальнейшего развития и личностного формирования ребёнка на различных возрастных этапах. Особенности соци­ального развития ребёнка, оставшегося без по­печения родителей. Социальный опыт ребёнка из асоциальной семьи и его влияние на форми­рование социальных навыков. Специфика опыта жизнедеятельности воспитанника интернатного учреждения.

3. Организация процесса создания приемной семьи.

Функции интернатного учреждения (органа опеки и попечительства) передаю­щего ребёнка на воспитание в приемную се­мью. Функции профессиональных родителей в фор­мировании личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Требования, предъявляе­мые к родителям-воспитателям. Воспитатель­ные установки и межличностные отношения, создание благоприятного психоэмоционального климата в приемной семье. Знакомство с ребёнком и установление кон­такта с ним в процессе организации приемной семьи.

4. Психолого-педагогические условия раз­вития и формирования личности ребёнка в приемной семье.

Сущность и взаимосвязь процессов воспита­ния, развития и формирования личности ребёнка. Социализация и социальная адаптация ребёнка. Приемная семья как первичный институт со­циализации ребёнка. Возрастные особенно­сти развития и формирования личности ре­бёнка. Функции семейного воспитания на раз­ных этапах развития и формирования личности ребёнка.

Ролевая структура приемной семьи. Права и обязанности родителей-воспитателей и ребёнка в семье. Понятие о родительской позиции в приемной семье. Нарушения родительской позиции в се­мье и их последствия для формирования лично­сти ребёнка и его социализации. Профилактика трудновоспитуемости ребёнка в семье.

Создание в приемной семье условий для успешной подготовки и последующего обучения ребёнка в школе. Помощь ребёнку в процессе его школьного обучения. Взаимодействие шко­лы и приемной семьи в процессе развития и формирования личности ребёнка.

5. Адаптация ребёнка в приемной се­мье.

Особенности адаптивности и сущность про­цесса адаптации ребёнка в приемной семье. Его приспособление к нормам семьи в системе семейных взаимоотношений. Этапы адаптации ребёнка в приемной се­мье. Его ознакомления с системой семейных отношений и установление равновесия. Этап экспансии ребёнка в процессе его адаптации в приемной семье. Установление контакта с ребёнком в период его возврата к привычным формам поведения. Проявления псевдоадапта­ции ребёнка и создание условий для интериоризации им семейных ценностей. Привыкание ребёнка к системе внутрисемейных отношений. Уподобление как завершающий этап адаптации в приемной семье.

Признаки и показатели адаптированности ре­бёнка в системе внутрисемейных отношений приемной семьи. Условия успешной адаптации ребёнка в приемной семье. Взаимодействие родителей-воспитателей с ребёнком на раз­ных этапах его адаптации в семье.

6. Способы организации межличностного взаимодействия с ребёнком в сложных педа­гогических ситуациях.

Причины отклонений в поведении ребёнка в приемной семье. Трудности в установлении эмоционального контакта с ребёнком в приемной семье и их преодоление. Эмоциональные препятствия и повышенная мотивация у ребёнка в процессе общения с примеными родителями. Эмоциональные блокировки, вызванные ранними переживаниями, и психогигиена обще­ния с ребёнком. Методика общения и установле­ния доверительных отношений с депривированным ребёнком.

Особенности познавательной деятельности депривированного ребёнка. Трудности в обуче­нии приемного ребёнка, оказание ему помощи в их преодоле­нии в условиях приемной семьи. Профилактика трудно­стей в обучении депривированного ребёнка.

7. Воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в неполной прием­ной семье.

Образ жизни и материальное положение женщины, принявшей на воспитание ребён­ка, оставшегося без попечения родителей. Иерархия мотивов принятия ребёнка на вос­питание. Значение социального окружения для неполной приемной семьи. Особенности формирования у ребёнка привязанности ко взрослому в неполной приемной семье. Родительская позиция в неполной приемной семье и профилактика проблем в сфере меж­личностных отношений.

8. Особенности воспитания и социализа­ции ребёнка-инвалида (ребёнка, страдающе­го хроническим заболеванием) в приемной семье.

Понятие об инвалидности. Инвалидность в детском возрасте. Специфика развития и форми­рования личности ребёнка-инвалида. Лечение и психосоциальная реабилитация депривирован­ного ребёнка-инвалида. Воспитание ребёнка с ОПФР в приемной семье и оказание помощи в его обучении. Ком­плексная помощь ребёнку-инвалиду и функции приемных родителей. Социализация и соци­альная адаптация депривировнного ребёнка-инвалида в приемной семье. Профилакти­ка типичных ошибок семейного воспитания ребёнка-инвалида.

Сущность, клиническая картина хронического заболевания и его влияние, на развитие ребён­ка. Организация процесса воспитания ребёнка, находящегося на воспитании в приемной се­мье, с учётом хронического заболевания и его последствий. Организация медицинской помо­щи ребёнку, находящемуся на вос­питании в приемной семье.

Одним из ярких примеров эффективной программы подготовки кандидатов в приемные родители является Программа профессиональной подготовки приемных родителей и родителей-воспитателей, разработанная Национальным центром усыновления Министерства образования РБ (см. приложение А к лекции).

Таким образом, содержание подготовки кандидатов в приемные родители обусловлено тем, что воспитание ребенка, который имеет «в багаже» опыт проживания в интернатном учреждении или в неблагополучной семье, требует от приемных родителей определенных знаний и умений. У профессиональных родителей-воспитателей должны быть сформированы осмысленные установки в отношении воспитания своего будущего «неизвестного» ребенка, коммуникативные и практические навыки по решению детских проблем, готовность к соответствующей воспитательной деятельности. Главной задачей приемных родителей является создание условий для развития индивидуальности ребенка, реабилитации его после стрессовых ситуаций, оказание ребенку заботы и внимания, помощь ему в ощущении своей нужности другим людям. Научить этому приемных родителей должны прежде всего специалисты: психологи, социальные педагоги, медицинские работники, инспекторы по охране детства. Среди форм работы в этом направлении специалистами используются социально-педагогические практикумы и психологические тренинги, тренинги-дискуссии, консультации, работа телефона доверия психологической службы и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСЫНОВЛЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.