Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа эстетического идеализма Карла Фосслера

ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

В НАЧАЛЕ ХХ В/

К концу ХХ в. младограмматизм утвердился настолько, что наступила эпоха застоя. Цели и методы М. ограничены, препятствовали развитию теоретического языкознания, ограничивали сферу языка фонетикой. Резкая критика за атомизм, эмпиризм, теоретическую узость – со стороны разных лингвистических направлений на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Значимость этих направлений различна. 4 основные направления:

1. Школа эстетического идеализма Карла Фосслера (Герм., проф.)

2. Школа слов и вещей (Герм., Австрия, Гуго Шухардт)

3. Неолингвистика (Италия)

4. Социологическая школа во Франции – Ф. де Соссюр.

 

ФОССЛЕР, КАРЛ (Vossler, Karl) (1872–1949), немецкий лингвист. Родился 6 сентября 1872 в Хоэнхайме близ Штутгарта. Изучал романскую филологию в Тюбингене, Страсбурге и Риме. В 1898–1908 преподавал итальянский язык и литературу в Гейдельберге, в 1910–1911 возглавлял кафедру романской филологии в Вюрцбурге, а потом в Мюнхене – до выхода в отставку в 1936. В 1946 был приглашен восстанавливать отделение романских языков Мюнхенского университета. Умер Фосслер в Мюнхене 18 мая 1949.

Специалист по романской филологии, литературовед, романист, проф. Мюнхенского университета. Основной сферой интересов Фосслера были языки и культуры романских народов.

Среди его работ

· Французская культура и язык (Frankreichs Kultur und Sprache, 2 Aufl., 1929),

· Романские культуры и немецкий дух (Die Romanische Kulturen und der Deutsche Geist, 1948).

· Фосслер К. Грамматика и история языка. М., 1910

· Позитивизм и историзм в языкознании. (Фосслер К. Позитивизм и идеализм в языкознании. – В кн.: Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч. 1. М., 1964)

Выступал также как теоретик лингвистики, основатель так называемой школы эстетического идеализма (ему принадлежит лозунг «материя – ничто, сознание – все»), другим видным представителем которой был Лео Шпитцер (1887–1960).

Создал свою цельную, своеобразную общую концепцию языка на основе идеалистической теории Гумбольдта: Язык – душа народа (как метафора – верно, при буквальном понимании - идеализм) → Язык – это деятельность и творчество.

Резко полемизировал с представителями младограмматизма. Фосслер считал недостаточным изучение языка как статичной системы, состоящей из звуков, слов, предложений и т.д.

Необходимо изучать «дух, живущий в речи», который Фосслер, в отличие от В. фон Гумбольдта, понимал не как «дух народа», а как индивидуальное явление, определяющее творческие способности человека.

Язык имеет основную функцию – экспрессивную, это средство выражения отдельного человека. Языковой акт – это творческий акт, это духовное творчество, это искусство. Поэтому язык – факт искусства и языкознание – эстетическая наука. Поэтому эстетическая школа Ф. или школа эстетического идеализма Ф.

Коммуникативная функция вторична, но важна: иначе люди не понимали бы друг друга. Язык возникает в индивидуальных актах духовного творчества и закрепляется в коммуникативных актах коллективного творчества.

Развитие языка –

· через индивидуальный речевой акт (абсолютная свобода творца). Это момент абсолютного прогресса языка и свободного индивидуального творчества в процессе реализации экспрессивной функции;

· коллективное творчество также приводит к прогрессу языка, но это вторичное явление и относительный прогресс.

Т.е. язык – это проявление национального духа через гениальную личность творца (писателя и т.п.). Личности противостоит толпа. Толпа не творит, она только отвергает или принимает то, что творит гений. Это основной ошибочный тезис Фосслера.

 

Творческий характер языка, согласно Фосслеру, проявляется прежде всего в индивидуальных стилях, поэтому одним из основных объектов лингвистического исследования должна быть стилистика, понимаемая как изучение индивидуальных стилей, прежде всего стилей людей, оказавших существенное влияние на развитие языка: писателей, общественных деятелей и др. Фосслер – автор еще одного лозунга: «сначала стилистика, потом синтаксис».

Его сила – в постановке вопросов (расширил сферу лингвистики и привлек внимание к эстетической функции языка и ЯЛ), а не их решении.

Школа Фосслера внесла вклад в изучение проблем, пограничных между лингвистикой и литературоведением. Его идеи оказали влияние на ряд немецких лингвистов, а в СССР получили развитие у В.Н.Волошинова.

 

Еще одним примером новаторства в языкознании является Эстетическая школа, или неофилология, в которой центральное место отводится эстетике, а язык рассматривается как историко-культурное образование, исследуется преимущественно его экспрессивная функция.

Создатель и глава Эстетической школы Карл Фосслер (1872 – 1949), профессор романской филологии в Мюнхенском университете, был не только лингвист, но и литературовед, что сказалось в его взглядах на язык и на круг интересующих его проблем. Его научное мировоззрение сформировалось под влиянием трудов В. Гумбольдта, Г. Штейнталя, Г. Гегеля, а также философско-эстетических идей Бенедетто Кроче (1866 – 1952). Младограмматические принципы подхода к изучению языка Фосслер считает позитивистскими, не способными удовлетворить науку, поскольку они сводятся к накоплению материала, к его познанию и исключают философию языка.

К. Фосслер, следуя за В. Гумбольдтом, полагает язык «выражением духа», духовных процессов. Духовные ценности обретают в языке форму, даже отсутствие языковых форм объясняется особенностями «духа языка». Следовательно, изучать язык надо в контексте проявления духа. Развивая положение В. Гумбольдта о языке как деятельности, Фосслер выступает за изучение языка в динамике, в процессе его становления, в основе которого лежит постоянное творчество. Поэтому в центре внимания исследователя оказывается индивидуальный акт выражения, спонтанный акт творчества в момент говорения.

Новая система языкознания, предложенная Фосслером, должна обеспечить два подхода к изучению языка. При первом, эстетическом, подходе изучаются отдельные формы выражения сами по себе и независимо друг от друга. При втором, эстетико-историческом, исследуются языковые формы всех времен и народов хронологически – по периодам и эпохам, географически – по народам и расам, а также по «индивидуальностям народов» и духовному родству. В противовес младограмматикам К. Фосслер полагает, что единственной научной дисциплиной является стилистика, поскольку она дает возможность изучать индивидуальное духовное творчество в языке. Все элементы языка объявляются Фосслером стилистическими средствами выражения. Разделы языкознания следует располагать в обратном порядке: не от мелких единств (фонетики и морфологии) подниматься к более крупным, а от более крупных – к мелким (от стилистики через синтаксис к морфологии и фонетике).

Полное сближение лингвистики и эстетики как науки о выражении духа или интуиции приводит Фосслера к сближению языка с искусством. Понятие языка охватывает различные виды искусства: танец как язык жестов, живопись как язык красок и линий, музыка как язык тонов, архитектура и скульптура как язык твердых тел и поэзия как «язык языков». (Vossler K. Die Gottliche Komodie, Entwicklungsgeschichte und Erklarung. – Heidelberg, 1907 – 1910. – Bd. I – II, С. 100). Эта идея реализована в современном понятии симболария культуры – «совокупности знаков, означающими которых служат … таксоны того или иного ее кода, а означаемые обладают культурной семантикой». (Телия В.Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. – М.: Шк. «Языки русской культуры», 1999. – С. 13-24, с. 21)

По утверждению Фосслера, основная функция естественного человеческого языка – экспрессивная. Языковые ценности создают избранные личности – поэты, творцы, наделенные интуитивной силой, то есть в основе языка лежит творческий акт индивида, через который и происходит развитие языка. В результате является языковое выражение, которое становится общим достоянием, если другие индивиды примут его пассивно, повторят, не вдумываясь, или же творчески, внося изменения, ослабляя или усиливая, то есть путем сотрудничества и коллективного действия. Каждое языковое изменения, по Фосслеру, индивидуально, а его распространение происходит по аналогии. Индивидуальное изменение всегда сознательно и является творчеством, а его дальнейшее развитие бессознательно. Насколько широкое распространение получит данное изменение, зависит от его соответствия или несоответствия духу языка.

Видение языка как выражение духа дает Фосслеру возможность воспринимать язык как отражение определенной формы культуры. Исследовать же язык следует так, чтобы «внутренняя форма языка в своих физически, психически, политически, экономически и вообще культурно обусловленных изменениях стала ясной и понятной». (Фосслер К. Грамматика и история языка. К вопросу об отношении между «правильным» и «истинным» в языковедении // Логос. 1910. – С. 170). Соприкосновение человеческой речи с другими областями проявления «народного духа» находится в центре внимания К. Фосслера. Его интересует становление определенных форм мышления, с которыми соотносятся грамматические формы. Метод исследования Фосслера состоит в описании каждого языкового периода с точки зрения грамматики, а затем – в объяснении грамматических явлений с точки зрения стилистики, эстетики, форм мышления. Например, в работе «Дух и культура в языке», анализируя новые формы мышления в народной (вульгарной) латыни, Фосслер отмечает, что с конца периода классической латыни вульгарная латынь отходит от интеллектуалистических, детерминистских форм мышления и приобретает более конкретные, практические, волюнтаристские формы. Формы мышления свидетельствуют о переходе от мистической, пантеистической концепции мира к символической, более глубокой, более психологической концепции, характерной для мышления Средневековья. (Vossler K. Geist und Kultur in der Sprach. – Heidelberg, 1925, гл. IV). Примечательно, что подобными изысканиями занимается и современная когнитивная лингвистика, ведь одной из ее задач, по утверждению В. А. Масловой, являются «процессы концептуализации и категоризации знаний, описание средств и способов языковой категоризации и концептуализации констант культуры». (Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие / В.А. Маслова.– Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 256 с., С. 25)

В целом теоретическое понимание Карлом Фосслером языка носит преимущественно антропоцентрический характер, поскольку «в своих работах Фосслер последовательно выступает за превращение лингвистики в инструмент открытия внутреннего мира человека, механизма процессов, которые там протекают, того, как они выражаются в языке и каким путем объективируются, иными словами, за превращение лингвистики в инструмент исследования творческих аспектов человеческого языка». (Амирова Т.А. и др. История языкознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский; Под ред. С.Ф. Гончаренко.– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 483). Он видит тесную взаимосвязь языка и общества, языка и культуры, языка и мышления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет 24. Трехуровневая структура продукта в маркетинге | Биография
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.