Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие маркетинга




По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры, а также развития компании, укрупнения бизнеса усложняется процесс управления рыночной деятельно­стью. Это справедливо, в том числе и для управления товарной, ценовой и сбытовой по­литикой компании, т.е. на вопросы о типе товара, его качестве, цене, конкурентоспособ­ности, месте продажи с большой вероятностью может ответить только маркетинг.

 

Общей целью маркетинга является достижение рыночного согласия между производите­лями и потребителями, продавцами и покупателями при обоюдной выгоде и в наилучших психо­логических условиях.

Существует более ста различных определений маркетинга, к наиболее распростра­ненным из которых можно отнести:

 

Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер). Маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена (Эванс и Берман). Маркетинг - это система управления, регулирования и изучения рынка (И.К. Беляевский).

В практике рыночной деятельности часто встречается искаженное по­нимание маркетинга. Маркетинг многие воспринимают только как исследование рынка, отождествляют с рекламой или агрессивными формами продажи. Между тем все это толь­ко элементы маркетинговой системы, создание которой прошло несколько этапов и раз­нообразных форм регулирования рынка, прежде чем маркетинг приобрел современную структуру.

 

Пример. Россия наглядно увидела, что такое маркетинг, испытав на себе маркетинговую про­грамму «сникеризации», разработанную и проведенную на ее просторах всемирно известной ком­панией «Марс». «Марс» в течение четырех десятилетий завоевывал мировой рынок на основе концепции питательной и калорийной пищи, которую воплощает батончик шоколада «Марс». Поначалу он выглядел совсем не таким, каким пришел к нам в Россию, а напоминал... кусок мыла в невзрачной бумажной упаковке. Но его и воспринимали не как лакомство, а как полноценную высококалорий­ную пищу, которая даже входила в дневной рацион британского солдата. К моменту «завоева­ния» России частная компания «Марс Инкорпорейтед» выросла в настоящую империю с гигант­скими заводами не только в США, Европе и Англии, но и в Гонконге, Японии и Австралии.
Пример. Первые пробные шаги на российском рынке сделало дочернее предприятие компании «Мастер Фудс» в конце 80-х — начале 90-х годов. Рубль был неконвертируемым, рынок шоколада еще не родился, а объем продаж не зависел от спроса и рекламы. Сладкие батончики поступали мелкими партиями, а глава фирмы Джон Скиннер лично развозил коробки по магазинам. В «Ели­сеевском» и «Новоарбатском» набор из четырех шоколадок («Марс», «Сникерс», «Милки Вэй» и «Твикс») продавался по пять рублей, в то время как один доллар стоил уже двадцать рублей. Началом маркетинговой программы «Марс» стала рекламная кампания «Сникерсовы», впер­вые показанная по тогда еще советскому телевидению во время чемпионата мира по футболу 1990 г. в Италии. Испытать «сатис—фэкшн», который к тому же утоляет голод, пожелали сразу же мил­лионы бывших советских людей. И вот «Мастер Фудс» нанимает 26 коммерческих агентов, назнача­ет трех официальных дистрибьюторов в Москве — и шоколадки двинулись в Москву. В настоящее время в стране, наверное, уже нет сейчас города, не охваченного «Сникерсами». Об уровне «сникеризации» России красноречиво свидетельствует тот факт, что в ответ на объяв­ление с просьбой прислать в «Останкино» обертку из-под съеденного «Сникерса» для участия в попу­лярной лотерее, где разыгрывались путевки на чемпионат мира по футболу, в студию пришла масса писем, в которых содержались обертки, общий вес которых составил... 16тонн. Но компания «Марс» — это не только шоколадки. Вслед за ними на российский рынок вышли картофельное пюре, рис и соусы «Анкл Бенс», наборы кошачьей и собачьей диетологии. Сегодня в подмосковном Ступино имеется несколько предприятий по производству знаменитой продукции.

На основе данной маркетинговой программы, реализованной компанией «Марс», можно сформулировать незыблемое правило маркетинга:

Производи и продавай не то, что хочешь и что удобно производить, а то, в чем сущест­вует потребность, а если таковая отсутствует, - сумей создать ее.

Маркетинг призван выявлять, создавать и удовлетворять потребности потенциаль­ных покупателей в товарах и услугах.

Рассмотрим совокупность понятий, связанных с понятием «потребность».

 

Нужда - ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом. Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Спрос - потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью. Товар - все, что может удовлетворить потребность и предназначено для продажи. Обмен - акт получения от какого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Нужда порождает потребность, потребность выражается в спросе, который удовле­творяется посредством обмена денег на необходимый товар. Спрос возникает на рынке товаров и услуг, а рынок, в свою очередь, является главным объектом маркетинга. Марке­тинг добивается поставленных целей, поскольку именно на рынке покупатели предъявля­ют и реализуют спрос, посредством изучения и регулирования.

Важными для маркетолога являются понятие рынка и его характеристик.

 

Рынок - система взаимоотношений между существующими или потенциальными про­давцами и покупателями каких-либо товаров. Емкость рынка - количество товаров в количественном или стоимостном выражении, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени. Насыщенность рынка - количество товаров, находящееся в наличии у потребителей или на рынке.

Рынок - это не просто место встречи покупателя и продавца (они могут «встретить­ся» виртуально), это система отношений купли-продажи, подверженная как регулированию, так и саморегулированию. На рынке произведенный продукт доказывает свою социальную значимость путем признания его потребителями. Задача маркетинга сделать этот процесс не только эффективным для продавца и приятным для покупателя, но и взаимовыгодным. Маркетинг - это, в определенном смысле, набор инструментов, воздействующих на потре­бителя и превращающих его потребность в приятную и своевременную покупку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.