Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сведения об опрашиваемых. Формулирование вопросов требует специальных знаний




Перечень основных (тематических) вопросов.

Введение (обращение, цель опроса, гарантия анонимности).

Таблица 9.18 Типы вопросов

Прямые вопросы респондент знает цель этого вопроса
Косвенные вопросы респондент не осознает цель вопроса или вопрос задан таким об­разом, как будто не относится непосредственно к респонденту
Открытый вопрос дает опрашиваемому возможность сформулировать ответ своими словами
Вопросы с вариантами от­ветов опрашиваемый выбирает один из числа заданных альтернативных вариантов ответов
Альтернативные вопросы только два возможных ответа

Таблица 9.19 Основные критерии для формулировки

 

Критерии для формулировки вопроса
• специфический характер вопроса • ясность вопроса • конкретность • ориентация на факты, а не на мнения отсутствие наводящих вопросов

Таблица 9.20 Примеры формулировок вопросов

 

Правильно Неправильно
Специфический характер вопрос
Покупаете ли Вы молоко? Какие продукты Вы покупаете?
Ясность вопроса
Считаете ли Вы, что оно необходимо для здо­ровья человека? Считаете ли Вы, что потребление молока не влияет на здоровье человека?
Конкретность
Сколько литров молока Вы потребляете в те­чение года? На какое время Вам обычно хватает одного литра молока?
Ориентация на факты, а не на мнения
Вы когда-нибудь посещали «Русское бистро»? Ваше мнение по поводу качества пищи в «Рус­ском бистро»?
Отсутствие наводящих вопросов
Считаете ли Вы, что дискаунтерами пользуют­ся бедные люди? Вы тоже считаете, что дискаунтерами пользу­ются бедные люди?
Осторожность с вопросами, затрагивающими чувства
Косвенный вопрос
Вы считаете, что многие Ваши коллеги нахо­дят обстановку в компании напряженной? Вы находите обстановку в компании напря­женной?
Вопрос-п ротивовес
Многие люди реагируют на снижение цен. Вы тоже? Вы реагируете на снижение цен?
Деление ответов на группы
В какой интервал попадает Ваш месячный до­ход? До 1000 рублей; 2000 - 3000 рублей и т.д. Какую сумму составляет Ваш месячный до­ход?

Для шкалирования ответов могут быть предложены следующие варианты.

Таблица 9.21 Характеристика различных типов шкал

 

Относительные шкалы В маркетинге относительные шкалы используются для оценки доли рынка, доходов, цен и т.д. При использовании относительных шкал возможны любые арифметические действия.
Порядковые шкалы Оценка по порядковой шкале представляет собой присвоение некоторой порядковой категории, ранга, на основе определенной характеристики. Этот порядок должен обозначаться: буквами (указание трех категорий размеров для яиц: самые крупные - категория А, а самые мелкие - категория В); словами (показатель категории табака - крепкий, средний, слабый); цветами (категории качества кофе: золотой, серебряный, красный, фиолетовый); цифрами (порядок ранжирования вкусовых качеств пяти марок пива: цифра 5 присваивает­ся марке с лучшим вкусом и 1 с худшим вкусом).
Интервальные шкалы При оценке по интервальной шкале определяется не только порядок (как «больше» или «меньше» в случае порядковой шкалы), но, кроме того, расстояние между двумя последовательными значе­ниями одинаково и, таким образом, можно измерить насколько больше и насколько меньше. При использовании в арифметических вычислениях интервальных шкал необходимо всегда принимать во внимание последствия использования случайно выбранной нулевой точки. Тем не менее вполне допустимы вычисления среднего арифметического стандартного отклонения и тому подобного. Интервальные шкалы в чистом виде редко применяются в маркетинге.
Номинальные шкалы Оценка по номинальной шкале представляет собой скорее деление на определенные категории, чем измерение. Если в этом делении присутствуют числа, то они не имеют количественного значения, и они не могут использоваться в арифметических расчетах. Деление на пользователей и не пользователей продукта Номерные знаки Номера футболистов

Таблица 9.22 Пример шкалирования

 

  Полностью согласен Согласен Ни то, ни дру­гое Не согласен Полностью не согласен
Дешевые сумки всегда по качеству хуже дорогих?          
Сумка из нату­ральной кожи мо­жет быть дешевле, чем сумка из син­тетики?          

Большой проблемой любого вопроса является достоверность его результатов. Сте­пень достоверности зависит от таких составляющих исследования, как организация опро­са, уровень профессиональной квалификации маркетологов и др.

Перед машинной обработкой анкет проводится их выбраковка.

Таблица 9.23 Обработка данных опросника

 

Этапы обработки данных
Проверка: • все ли анкеты были возвращены • были ли ответы представительны для всей совокупности • все ли анкеты были заполнены правильно
Обработка: Пакеты прикладных программ, такие как Statistica, SPSS, BMDR, Олимп, Мезозавр и др.

После обработки и анализа данных анкет составляется отчет (аналитическая запис­ка). Например, для исследовательской компании он состоит из следующих элементов.

Таблица 9.24 Отчет об организации маркетингового исследования

 

Отчет об организации маркетингового исследования
• название агентства, проводящего исследование, и название клиента • цель исследования и определение проблемы • общая характеристика изучаемой группы населения • способ определения выборки и тип выборки • способ разработки анкеты и наличие предварительного анкетирования с целью ее со­вершенствования • период, в течение которого проводились интервью • приложения



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.