Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Предмет дидактики, её сущность

Тема 7. Обучение как педагогический процесс.

Данная тема позволит вам понять вопросы теории дидактики (обучения). Изучив её, вы увидите дидактику как бы изнутри. Рассмотрев и освоив основные вопросы, вы сможете более успешно обучаться, а значит, стать образованным человеком.

Дидактика с греческого означает «поучающий», «изучающий». Я.А. Коменский называл дидактику искусством обучения всех всему. В современном понимании дидактика представляет собой отрасль научного знания, которая изучает проблемы образования и обучения.

Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека. Обучение – весьма сложный процесс, имеющий следующие признаки: 1) обучение – двусторонний процесс; 2) обучение предполагает взаимную и согласованную деятельность педагога и ученика; 3) обучение осуществляется планомерно и организованно; 4) обучение – процесс целостного и единого развития образования и воспитания; 5) обучение основано на закономерностях возрастного развития личности.

Цели дидактики – обучение, образование. Объектом дидактического процесса является ученик, обучающийся человек (вспомним слова А.С.Пушкина: «Нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»).

Содержание обучения – это целостная система знаний, навыков и умений, приёмов и способов познания и практики, которыми ученику предстоит овладеть.

Методы обучения – это способы овладения знаниями, умениями и навыками, реализуемые преподавателем (например, практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеоматериал). Формы обучения – это дидактические условия протекания учебного процесса (основные формы обучения высшей школы – лекция, семинар и др.). Организация учебного процесса, его содержание, предполагают обеспеченность учебными планами, программами, средствами обучения. Последние включают материальный компонент, способствующий познанию (наглядные пособия, технические средства, специальное оборудование и т.п.). Одной из важнейших проблем обучения является формирование содержания учебного процесса: чему учить, какие знания необходимы и какие навыки, умения будут востребованы обществом. Факторами, обусловливающими содержание обучения, являются: 1) уровень развития и содержания хозяйственной сферы жизнедеятельности общества, научное и технико-технологическое развитие (например, знание и работа на компьютере); 2) система социально-культурных потребностей общества (она определяет и личностные социокультурные потребности); 3) уровень развитости и дидактической оснащённости образовательного учреждения и положение в ней преподавателя (например, компьютерные классы, лингафонные кабинеты). Цели, содержание обучения определяются, исходя из вышеназванных факторов, и формируются государственной стратегией образования, её идеологией и представляют единый госстандарт рекомендаций.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками может происходить в двух основных вариантах: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом). Репродуктивный вариант включает восприятие факторов, явлений, их осмысление, что приводит к пониманию. Основное из понятого ученик должен удерживать в памяти (используя приёмы механического и логического запоминания). Запоминание понятого приводит к усвоению материала. Овладение материалом ограничивается применением, использованием усвоенного знания на алгоритмическом уровне. Продуктивный вариант делает ставку на логическое и интуитивное предвосхищение, выдвижение и проверку гипотез, перебор и оценку вариантов и др. Продуктивный вариант состоит из ориентировочного, исполнительского и контрольно-систематизирующего этапов. И добывание, и применение знаний, и определение отношений, и оценок здесь носит поисковый, творческий характер. Стимулируются самоанализ, саморегуляция, инициатива, развитие прогностических и конструктивных (проективных) способностей. Ученик является в продуктивной системе субъектом обучения с высоким уровнем познавательных потребностей.

Результатами обучения является целая система сформированных качеств личности ученика (студента): образованность, воспитанность, потенциал творчества. Образованность предполагает обретение знаний, умений и навыков (мировоззрение, эрудиция, способности познания, навыки учебной, научной работы и самообразования, работоспособность, активность, интерес, профессиональная склонность). Образован-ность автоматически не ведёт к воспитанности, но является предпосылкой её формирования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образование как система | Вопрос. Принципы обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.