Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Воспитание в образовательном процессе. Технологии воспитания




Данная тема раскрывает сущность одного из самых сложных понятий в педагогике. Сложность воспитания заключается в его базовом характере воздействия на личность, необходимости каждодневного упражнения на практике и порой получения непредсказуемого результата.

1 вопрос. Воспитание: понятие, содержание, закономерности

Понятие воспитания: трудности определения и особенности процесса

Воспитание сегодня понимают как:

передачу социального опыта и мировой культуры;

• воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);

• организацию образа жизни и деятельности воспитанника;

• воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

• создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Наиболее распространённое понятие: воспитание – это всестороннее активное, целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого в процессе обучения, формирования и развития личности.

Результатом данного воздействия должна стать воспитанность человека. Воспитанность представлена, по мнению Е.И. Фокина, устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Ценностный мир личности – это содержание её культуры, базой которой является нравственность. Над ней надстраиваются: культура общения, эстетическая культура, культура быта, физическая культура и др. В России всегда считалось, что главная жизненная ценность – это воспитанность. Не случайно в образованном человеке прежде всего видели интеллигентность – синтез воспитанности и эрудиции. Однако в последние годы XX в. российская школа, сделав ставку на обучение, разорвала единство процессов воспитания и обучения и как результат – резкое падение нравов в обществе, кризис нравственных отношений. На сегодня модернизация российского образования предполагает восстановления целостности процесса воспитания и обучения. Целью воспитания является: формирование нравственности личности, становление её активной жизненной позиции, формирование психологических качеств в контексте гармонично и всесторонне развитой личности. В научный обиход, в официальные документы всё более прочно входит понятие «пожизненное воспитание», которое включает необходимость человека заниматься самовоспитанием, совершенствованием всю жизнь. Под самовоспитанием понимают систематическую и сознательную деятельность человека, направленную на саморазвитие и формирование своей культурной базы.

«Никто не становится хорошим человеком случайно», – писал древний учёный, философ Платон. В то же время воспитание – это та категория, которая обладает определённой степенью непредсказуемости. В подтверждение этому приведём в пример юмористический рассказ Б. Шоу, в котором он описывает, как беременная молодая леди ежедневно ходила в музей любоваться картиной с изображением красивого, мужественного всадника, мечтая, что её будущий сын будет похож на него. Однако, родившись, сын больше походил во всём на лошадь всадника.

Воспитание представляет собой не разовую акцию, а устойчивую систему. Под системой воспитания понимают совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приёмов их поэтапной реализации в рамках определённой социальной культуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Современный «социальный заказ» представлен в требованиях к молодому поколению: инициативность, открытость, ответственность, коммуникабельность, предприимчивость и др.

Движущими силами воспитания являются противоречия: 1) противоречие между имеющимся (наличным, актуальным) уровнем развития и новым, который ориентирован на достижение всё более высоких потребностей (коротко это можно сформулировать как противоречие между «могу» и «хочу»); 2) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования (коротко это можно сформулировать как противоречие между «надо» и «могу»).

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:

– «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

– «истину» как руководство при оценке действий и поступков;

– «красоту» во всех формах её проявления и созидания.

Содержание и закономерности воспитания

Содержание воспитания – это система качеств и свойств личности, ставшая предметом воспитания: совокупность устойчивых убеждений, знаний, систем норм, правил поведения, навыков и умений деятельности и отношений с людьми. По направленности это нравственное, интеллектуальное, эстетическое, физическое, трудовое. Все эти направления взаимосвязаны, важно представлять их единство и не потерять, не снизить ценность каждого из них, последствия от этого могут быть самыми плачевными.

Теоретические исследования и педагогический опыт позволяют выделить ряд закономерностей в воспитательном процессе. Закономерности воспитания выступают факторами и условиями продуктивного воспитательного взаимодействия и воздействия на объект воспитания. 1. Отношения сотрудничества в воспитательном взаимодействии прямо пропорциональны эффективности процесса воспитания. Отношения сотрудни-чества должны быть устойчивыми и постоянными. 2. Соответствие цели и организации воспитательного процесса – естественный фактор эффективности воспитания. Дисбаланс цели и организации воспитательного акта даёт прямо противоположные результаты. 3. Воспитание связано с реалиями жизни. Однако, если жизненная практика чревата проблемами, важно воспитание таких свойств личности, которые помогли бы противостоять мерзостям жизни, бороться против них и не идти с ними на компромисс. 4. Продуктивность воспитательных воздействий зависит от соответствия субъективных и объективных факторов и условий воспитания. 5. Обоюдная нацеленность субъектов воспитания на интенсивное формирование воспитуемых качеств и заряженность воспитуемого на самовоспитание – одно из необходимых условий эффективного воспитания. 6. Единство воспитания, обучения и развития – уже известная нам закономерность педагогического процесса, "работающая" и в воспитании. 7. Воспитание определяется качеством воспитательного воздействия – совокупностью участвующих в нем психологических свойств воспитуемой личности: интеллектом, чувственно-эмоциональной сферой, волей, характером, направленностью личности, способностями и т.д. 8. Воспитание эффективно при условии, если задействованы сенсорная, психомоторная и вербальная и невербальная сферы личности. 9. Воспитание зависит в значительной мере от характера взаимодействия воспитуемых в коллективе.

Обобщая, можно констатировать, что сложность, многоаспектность и многофактор-ность процесса воспитания свидетельствуют о наличии безграничности закономерностей, вытекающих из фундаментальных принципов воспитания. Теория и практика воспитания постоянно обогащается. В связи с этим предполагается «открытость» педагогического знания о человеке в процессе его воспитания, появление новых аспектов содержания воспитания и становление новых воспитательных традиций, основанных на тех или иных закономерностях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.