Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимо разграничивать термины закон и законодательство

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ИХ ВИДЫ.

2. ЗАКОН, КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ.

4. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНОВ С СУДЕБНЫМ ПРЕЦЕДЕНТОМ И ЕГО ОБЫЧАЕМ.

5. ЗАКОННОСТЬ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ

6. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

 

 

1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ИХ ВИДЫ.

 

Источник (форма) права - это внешняя форма выражения и закрепления правовых норм.

Виды источника права и их содержимого зависят от формы и типа государства, а так же от правосознания населения.

 

Виды источников права:

Закон

Судебный прецедент

Обычай

Нормативный договор

Толковательная доктрина

Локальные правовые акты

 

2. ЗАКОН, КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Закон - это нормативно-правовой акт, принятый высшим представительным органом государства по определенной процедуре, обладающий высшей юридической силой и регулирующий самые важные общественные отношения.

 

Признаки закона:

 

1) Закон - это нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это документ, содержащий нормы права.

2) Закон обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила - способность закона порождать правовые последствия преимущественно перед другими нормативно-правовыми актами.

3) Законы принимаются высшими представительными органами государства (например, Федеральное Собрание РФ).

4) Закон принимается по строго определенной процедуре.

5) Закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

 

Законодательство - понимается в широком и узком смысле:

В широком смысле - это все нормативно- правовые акты государства.

В узком смысле - это только система законов.

 

3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ

 

I. По содержанию нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Однородные нормативно-правовые акты.

2. Комплексные нормативно-правовые акты.

Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся к одной отрасли права. Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права.

Пример однородных нормативно-правовых актов: Трудовой Кодекс РФ.

Пример комплексного нормативно-правового акта: Федеральный закон «Об образовании».

 

II. По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяют:

1. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).

2. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).

3. Нормативно-правовые акты органов судебной власти (постановления).

 

III. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Акты общего действия.

2. Акты ограниченного действия.

Акты общего действия распространяются на все население государства.

Акты ограниченного действия распространяются только на определенный контингент лиц (например, на беженцев).

 

IV. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на:

I. Законы II. Подзаконные акты
Конституция РФ Указы Президента РФ
Федеральные конституционные законы Постановления палат Федерального собрания
Федеральные законы Постановления Правительства РФ
Законы субъектов РФ Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  Нормативно-правовые акты субъектов РФ
  Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления

 

Признаки:

I. Законы

1) Конституция РФ (12 декабря 1993 г.). Обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на территории России (ст. 15 Конституции)

2) Федеральный конституционный закон. Принимается в случаях прямо указанных в Конституции РФ. Для принятия Федерального конституционного закона, требуются: 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации.

3) Федеральный закон. Для принятия требуется более половины голосов от общего числа депутатов Государственной думы, и больше половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

4) Законы субъектов РФ. Принимается по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции), а также по вопросам ведения самого субъекта РФ. Порядок принятия таких законов урегулирован в уставе субъекта РФ, или в его Конституции.

II. Подзаконные акты. Уточняют общие предписания законов. Эти акты не могут противоречить законам, иначе их нельзя применять:

1) Указы Президента РФ. Обладают самостоятельностью в правовой сфере, они могут регулировать отношения, которые не урегулированы законом.

2) Постановления Государственной Думы и Совета Федерации. Носят рекомендательный характер и выражают мнение депутатов по определенным вопросам общественной жизни.

3) Постановления Правительства РФ могут издаваться в тех случаях, когда регулируемые ими отношения урегулированы законом или указом президента РФ.

4) Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» только федеральные министерства могут издавать нормативно-правовые акты.

5) Нормативно-правовые акты субъектов РФ (например, постановления Губернатора Челябинской области), они не могут противоречить Федеральным законам и законам субъектов РФ.

6) Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Издаются по вопросам ведения муниципальных образований (например, решение городской думы Челябинска, постановление главы города).

 

4. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА С СУДЕБНЫМ ПРЕЦЕДЕНТОМ И ОБЫЧАЕМ.

 

Судебный прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое является образцом, эталоном для других судов при разрешении всех дел аналогичных рассмотренному.

Судебный прецедент является основным источником права в Англии и США. Специфика прецедента в этих странах состоит в том, что решения вышестоящих судов обязательны для нижестоящих, а сами высшие суды связаны своими прежними решениями. Закон носит вспомогательный регулятивный характер.

В 20-м веке акты парламентов в Англии и США стали напрямую заменять судебные прецеденты, в этом случае прецедент утрачивает юридическую силу.

Обычаи - правила поведения, сложившиеся исторически, в результате многократного повторения определенных общественных отношений и вошедшие в привычку людей.

Обычаи применяются в традиционных обществах, где господствует первобытная экономика или аграрный способ производства (Африка, часть южной Америки, некоторые страны Юго-Восточной Азии).

 

Развитие обычаев идет по трем направлениям:

1) Большая часть обычаев заменяется государственным законодательством и становится нормами права.

2) Часть обычаев действует в чистом виде.

3) Складывается новый вид обычаев в политической и социальной сфере, которые правом не фиксируются (назначение главы правительства в Англии).

Некоторые государства сталкиваются с проблемой живучести обычая, даже если закон его запрещает под страхом уголовного наказания (кровная месть).

 

 

5. ЗАКОННОСТЬ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ

 

Под законностью определяется режим общественной жизни, когда строжайше и неукоснительно всеми субъектами права соблюдаются все нормы права, действующие в государстве.

Законность нормативно-правовых актов - это соответствие нижестоящих нормативно-правовых актов вышестоящим по юридической силе.

Субъектами, которые обеспечивают законность нормативно-правовых актов, являются:

1) Конституционный суд РФ (он проверяет соответствуют ли Конституции РФ нормы законов, полностью или в части).

2) Суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Они в каждом деле проверяют, соответствует ли подзаконный правовой акт законам.

3) Централизованная система прокуратуры во главе с генеральным прокурором.

Прокуратура надзирает за законностью, то есть проверяет соответствует ли законам и подзаконным актам индивидуальные правовые акты (постановления по административным делам, приказы, инструкции).

4) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, он обязан следить за ее осуществлением (особенно главы 2-ой, где указаны права и свободы граждан).

Он имеет право отменить незаконный акт Правительства России, а также приостановить незаконный акт Губернатора или Президента субъекта России.

 

6. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

 

Действие нормативно-правовых актов во времени начинается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и заканчивается в момент прекращения действия нормативно-правового акта.

Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется:

1. Указанием в самом нормативно-правовом акте (например, с 1 января 2006 года).

2. Днем опубликования закона.

3. По прошествии определенного количества дней после опубликования нормативно-правового акта.

 

Прекращение действия нормативно-правового акта определяется:

1. Путем указания на то в новом нормативно-правовом акте.

2. По истечении срока его действия, указанного в самом акте.

По общему правилу, нормы нормативно-правового акта начинают применяться для регулирования общественных отношений, возникших после вступления в силу данного акта.

Имеется два исключения:

1. Если об обратной силе акта прямо указано в самом акте.

2. Обратную силу имеют акты с нормами права, устраняющими или смягчающими уголовную или административную ответственность.

 

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется полномочиями субъекта, издавшего акт.

Акты, которые издаются федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ. Акты, которые издаются органами государственной власти субъектов РФ, действуют только на территории субъектов.

 

По кругу лиц, на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты.

Общие - распространяют свое действие на всех граждан. Специальные – на определенную категорию граждан (пенсионеров, студентов и др.).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Признаки права | Система права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.