Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогики и система педагогических наук




Основные категории педагогики

1) Образование

2) Воспитание

3) Обучение

Обучение характеризует способ получения образования и является специально организованным процессом взаимодействия педагога и обучаемого с использованием дидактических средств (дидактика – наука о теории обучения, как-бы под-наука педагогики) по поводу содержания обучения (знания, умения, жизненный опыт) для достижения поставленной цели.

Воспитание традиционно считается наиболее общим и ранним понятием, т.е. всеми признается, что обучение возникло позже, чем воспитание. Воспитание первично по отношению к обучению. Воспитание, как понятие педагогической категории, используется в нескольких значениях:

1) Воспитание как общественное явление (=образование=педагогический процесс)-это передача социально-значимого опыта от одного поколения к другому. В этом значении воспитание одномоментно направлено на всех членов общества и осуществляется через: уровень развития общества и системы отношений; политику и идеологию; явления общественной психологии (слухи, вера, мода, СМИ).

2) Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя с воспитанником, для формирования у него системы ценностей, личностных качеств, отношений и моделей поведения для достижения поставленной цели. Все это относительно, т.к. могут быть ошибочные представления об образе ребенка. В этом смысле воспитание направленно на конкретную личность или группа (5-7 чел) и реализуются через семью, микросреду (друзья, одноклассники).

3) Воспитание как узко педагогическое явление или направление воспитательной работы. В этом смысле воспитание характеризует одно их направлений воспитательной деятельности: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое. Определение в этом значении будет выходить из предыдущего.

Особняком в педагогике стоит понятие целостного педагогического процесса (ЦПП). Это понятие подчеркивает цельность и неделимость педагогических процессов потому что

а) личность целостна в единстве интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер.

б) педагогическое воздействие едино и неделимо на составные части, т.к. иначе не результативно

в) личность воспитанника формируется в единстве воспитания и самовоспитания. Соотношение этих процессов у всех по-разному

Структуру педагогической науки составляют следующие разделы:

1) Общие основы педагогики

2) Теория обучения (или дидактика от лат. Didascal - педагог)

3) Теория и методика воспитания

4) Управление образовательными системами

По мере развития педагогики от нее выделялись подразделы, которые по мере развития превратились в самостоятельные науки и сейчас составляют систему педагогических наук:

- общая педагогика

- история педагогики

- методики преподавания конкретных наук

- социальная педагогика (рассматривает развитие личности при взаимодействии с социумом)

- профессиональная педагогика (инженерная, военная)

- лечебная педагогика (симбиоз педагогики и медицины)

- специальная (коррекционная педагогика). Выделяются основные направления: логопедия (изучает проблемы в произношении звуков), олигофредо педагогика (развитие детей с отставанием), сурдопедагогика (корректирует проблемы глухонемых детей), тифлопедагогика (коррекция слепых),

- школьная гигиена – характеризует параметры освещенности помещения, чистоты, увеличения кпд обучения (замена коричневой школьной доски на зеленую)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.