КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие метода воспитания и методического приема
Методы, средства и формы процесса воспитания План: 1) Понятие метода воспитания и методического приема 2) Классификация методов воспитания 3) Средства воспитания и их типология 4) Характеристика форм процесса воспитания
Метод является важнейшим компонентом процесса воспитания, т.к. от него в основном зависит качество результата. Метод – это способ целесообразного воздействия педагога на воспитанника. Использование какого-то метода воспитания оказывает влияние на личность воспитанника. Это влияние может быть прямым (здесь и сейчас) и косвенным (через кого-то или когда-то). Природа методов воспитания общественна, т.е. методы воспитания выбираются из общественных, социальных способов взаимодействия людей (пример: пока в воспитании не было «метода примера», его никто не использовал). Действенность педагогического метода определяется его психологической сущностью, т.е. опорой на психологии воспитанника. Воспитанник реагирует на воздействие целостно (мы информацию воспринимаем комплексно и выделяем наиболее интересное). Педагог должен стремится при использовании метода воспитания учитывать все сферы личности: когнитивную, эмоциональную, деятельностную. Когда это происходит, то метод становится психологически проникающим, с большой долей вероятности он будет эффективным. Успешность использования метода во многом зависит от большой эмоциональной составляющей, поэтому применение какого-то метода должна сопровождаться эмоциями, тогда воспитанник чувствует глубину заинтересованности педагога. Педагогический эффект достигается через эффект психологический. Именно на уровне методов и средств очень важно педагогу знать особенности ребенка. По внутренней структуре метод состоит из методических приёмов. Методический прием – это часть метода, решающая конкретную (обычно малую по масштабу) методическую задачу. Один и тот же прием может входить в состав разных методов. Например, беседа может быть самостоятельным методом, а так же часть игры, конференции.
Классификация методов воспитания По мере развития педагогики накапливалось количество методов воспитания. И возникла проблема их систематизации, т.е. классификации методов воспитания. Классификация – это выделение групп методов, на основе какого-то признака или принципа. Билет: Классификация методов воспитания (по выбору студента). Традиционной является классификация по логике педагогического воздействия. Авторство приписывается Ильиной, Новиковой, Сластенину (учебник по ред. Сластенина 1978г.). Основная проблема всех классификаций в том, что ни одна из них не включает все методы воспитания. 1) Методы формирования сознания личности. Это способы формирования правильных понятий, оценок, ценностей норм поведения. К этой группе методов относятся: рассказ (повествование), беседа, лекция (монологические изложение материала), диспут (коллективной обсуждение разных тем), конференция (одной темы), анализ ситуации. Пример: и тому подобное (способов воздействия на мозг человека миллион). Эта группа методов решает следующие задачи: –формирование новых и обновление имеющихся понятий и суждений – выработка привального отношения к тем или иным поступкам – формирование умения оценивать и анализировать свои поступки, суждения; с позиции морали это идеал; с позиции права, науки – формирование адекватной самооценки личности (если в 3 года говорим о начале процесса формирования самооценки, то в 12 лет задумываемся о проблеме адекватности этой оценки) Основой этой группой методов является информирование. Для формирования воспитывающего акцента, используется такой механизм, как убеждение (интеллектуальное влияние, оперирующие к сознанию).
Механизм внушения. Метод эмоционального воздействия. Механизм заражения. Воспитатель включает повышенную эмоциональность и демонстрирует то, что можно сделать. Человек, по внутренней организации себя щадит. 2) Методы организации деятельности и опыта поведения. Это способы выделения и закрепления в опыте воспитанников положительных форм поведения с высокой мотивацией (т.е. поступают как хотят, потому что есть для этого мотивация). К этой группе методов относятся: приучение, педагогическое требование, создание воспитывающей ситуации, коллективное творческое дело, инструктаж и т.д. Основные задачи: накопление опыта нравственного поведения и формирование опыта отношений. Чаще всего это группа основывается на требовании. Требование можно и нужно предъявлять в различных формах. – совет, требование или просьба – требование-воздействие – требование-приказ (очень часто выстраивается с угрозой) Чем категоричнее требование, тем менее оно результативно, но тем чаще оно встречается в действительности. 3) Методы стимулирование деятельности и поведения. Это способы побуждения к улучшению своего поведения. К ним относятся: поощрение наказания, соревнования, метод взрыва, метод естественных последствий. Задачи: – закрепление положительных образцов и форм поведения – пресечение негативных форм поведения, поступков 4) Методы контроля и самоконтроля воспитания. Это способы получения информации об эффективности воспитательных воздействий. Методы: наблюдение, беседа, педагогический консилиум (собрание специалистов, обсуждающих проблему), анализ результатов деятельности воспитанников, специальные диагностические методики. Задачи: – информирование о ходе и результатах воспитания – своевременное выявление противоречий и проблем – формирование оценки и самооценки личности Заключение: Нет методов воспитания плохих или хороших, все зависит от ситуации. Поэтому выбор метода воспитания зависит от конкретного анализа ситуации, участников, их особенностей. Большое количество методов воспитания свидетельствует о том, что разнообразна жизнь, система отношений, и надо выбирать оптимальный набор методов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |