Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Методы организационно-управленческой деятельности органов государственной власти и самоуправления

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Высший Совет Юстиции

                     
   
Председатель Высшего Совета Юстиции
 
   
 
   
 
   
 
   
 

 


Схема 2.

 

 

Конституционный Суд Украины
Верховный Суд Украины
Специализированные суды

 

           
     
 
 
   
 
     
 
 
   
Местные суды гарнизона
 
Местные хозяйственные суды

 

 


1. Понятие и сущность форм и методов организационно-управленческой деятельности государства и их классификация.

2. Разновидности форм и методов государственной деятельности.

 

1.

Методами организационно-управленческой деятельности органов государственной власти и самоуправления называются способы, которые применяются в рамках определенных организационных форм с целью осуществления задач и функций, обусловленных компетенцией этих органов, т.е. методы организации деятельности органов государственной власти и самоуправления направлены на достижение намеченных целей в процессе руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством.

Однако методы до некоторой степени подчинены формам, так как формы организационной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления подразумевают осуществление в пределах определенных организационных рамках, регламентированных законодательством или выработанных практикой госстроительства, действия депутатов, работников аппарата управления, общественности, с помощью которых реализуются задачи и функции органов государственной власти и самоуправления, обусловленные содержанием их компетенции.

Иными словами метод - это статика организационной работы, а форма ее динамика. Метод как конкретный способ, прием работы осуществляется через организационную форму, как общее средство выполнения задач. При этом один и тот же метод работы может использоваться в нескольких организационных формах (пример: метод организационного планирования характерен и для работы сессии, и для заседания исполкома местной Рады, и для деятельности постоянных комиссий). Вместе с тем в определенной форме могут проявляться несколько методов (например, в процессе подготовки сессий используются такие методы, как планирование, инспектирование, контроль и т.д.).

Форма управления - внешнее выражение управленческой деятельности в конкретных практических действиях (форма - категория внешнего выражения какого-либо содержания).

Форма государственного управления - какое-либо внешнее выражение конкретных однородных действий государственного органа, его структурных подразделений и служащих, которые осуществляются с целью реализации функций управления.

Одним из критериев для глобальной классификации форм и методов управленческой деятельности государства может стать характер волеизъявления государства. С этой точки зрения можно выделить такие формы и методы деятельности государства:

- стимулирование (поощрение);

- дозволение;

- охрана;

- требование;

- запрет;

- репрессия.

Метод стимулирования широко применяется как в демократическом, так и в авторитарном государстве для ориентации участников общественных отношений (граждан, юридических лиц) в направлении, которое определяет государство и его органы. Метод стимулирования выражается через такие формы как льготные кредиты, списание государством задолженности, освобождение от налогов, поддержка малообеспеченных слоев населения и т.д.

В международных отношениях государство стимулирует развитие иностранного туризма, пополняя тем самым государственную казну; путем установления высоких пошлин на некоторые виды ввозимых зарубежных товаров оно поощряет развитие соответствующих отраслей промышленности в своей стране. Экономическая государственная помощь страны-донора другому государству приводит к тому, что последнее следует за первым и в области политики. Словом, стимулирующие действия государства возможно в самых различных областях общественной жизни, внутри страны и на международной арене.

В отличие от стимулирования, которое характеризует прямую заинтересованность государства, дозволение в значительной степени отражает нейтральность государства по отношению к тем или иным общественным явлениям или процессам. В этом случае государство не стимулирует определенное развитие событий, но и не запрещает его.

В демократическом обществе такой метод используется для регулирования партийной системы: многие конституции устанавливают, что можно свободно создавать партии и общественные организации. Демократическое государство допускает различные виды массовой культуры и т.д. Особое распространение и теоретическое обоснование этот метод получил в концепции невмешательства государства в общественную жизнь.

Метод дозволения, хотя и меньше в объеме, используется в авторитарном государстве. Дозволение широко практикуется в международном сообществе государств. Одной из его важнейших форм дозволения является принятие решений путем консенсуса: на международной конференции государство не голосует за то или иное предложение, но оно и не возражает против его принятия, позволяя таким образом прийти к общему решению. Воздержание от голосования отражает метод дозволения, ибо любое решение безразлично для данного государства.

Метод охраны используется государством прежде всего для обеспечения стабильности сложившихся общественных отношений. Он применяется к тем отношениям, развитие которых государство стимулирует, и к тем, существование которых оно допускает. Охранительная деятельность государства представлена огромным и разветвленным аппаратом правоохранительных органов (милиция или полиция, суды, прокуратура, арбитраж и др.). Охрану внешних границ государства осуществляют во многих странах специальные пограничные войска, для защиты от агрессии создается армия. Охраной международного мира занимаются международные организации, прежде всего ООН. Государства своими коллективными и индивидуальными действиями поддерживают стабильность международного правопорядка.

Требование должного поведения выражает активную заинтересованность государства в определенном состоянии общественных отношений, в их укреплении. В отличие, например, от стимулирования, в данном случае воля государства проявляется более отчетливо, в жестких формах, требование имеет не только позитивный (как стимулирование), но и негативный аспект. Этот метод находит широкое отражение в конституционном и административном, финансовом праве и некоторых других отраслях. В конституциях многих стран имеются специальные разделы или статьи об обязанностях граждан. Для того, чтобы приобрести права юридического лица, политическим партиям требуется зарегистрироваться; граждане должны платить налоги, необходимые, в частности, для содержания государственного аппарата и т.д. В гражданском праве сторона, не выполнившая условия договора, обязана уплатить неустойку, а, возможно, возместить и другие расходы контрагенту, в уголовном процессе обвинитель обязан представлять доказательства виновности подсудимого (а не обвиняемый должен доказывать свою невиновность) и т.д.

Требование как метод государственной деятельности широко применяется и в международных отношениях.

Запреты - это действенный метод отрицательного отношения государства к тем или иным явлениям, процессам, поступкам. Обычно запреты связаны с установлением государством определенных наказаний за их нарушение. Запрещается проведение несанкционированных демонстраций, которые, в частности, могут препятствовать свободе передвижения людей, движению транспорта, в административном праве предусмотрены наказания должностных лиц за нарушение правил санитарии и гигиены на объектах, которыми они руководят, уголовное право, по существу, почти целиком состоит из запретов, за нарушение которых предусмотрены суровые наказания, вплоть до смертной казни.

Запреты широко применяются в международной практике. Существует множество конвенций такого рода (например, о запрещении апартеида и наказании за него, о запрещении работорговли, о запрещении агрессивной войны и т.д.).

Наконец, антидемократическое государство применяет такой метод, как репрессии. Они могут иметь массовый характер, распространяясь на широчайшие слои населения (например, раскулачивание, процесс кооперирования - создание колхозов в СССР), приобретает форму вооруженных расправ.

Классификация, приведенная выше, дает более общий характер и другой профиль по сравнению с разделением деятельности государства на законодательную, исполнительную, судебную или по сравнению с классификациями по сферам общественных отношений. Она, как мы видим, применима и к сфере международных отношений. Тем не менее, на наш взгляд, она дает характеристики форм и методов деятельности государства с точки зрения их содержания.

Поэтому мы полагаем, что приведенную выше классификацию нужно дополнить анализом форм и методов деятельности государства с точки зрения их социальной характеристики. В зависимости от содержания основных приемов государственной деятельности можно различать экономические, административные, политические и идеологические формы и методы; с точки зрения их характера - демократические (ненасильственные) и авторитарные (насильственные) формы и методы; с точки зрения их правовой оценки (соотношения с правом данной страны и общегуманистическими правовыми стандартами человечества) - правовые, неправовые (не урегулированные правом) и антиправовые (нарушающие право) формы и методы.

Как и всякая классификация, данная имеет относительное значение и условный характер. Конкретные формы и методы деятельности государства на протяжении тысячелетий были настолько разнообразны, что возможны самые различные основания деления, множество разных классификаций. Более того, одни и те же формы и методы при оценке с разных позиций можно включать в неодинаковые рубрики по различным схемам классификаций. Так, проходящая в постсоциалистических странах приватизация государственной собственности предполагает методы экономические (стимулирование предпринимательской деятельности), административные (издание государственными органами обязывающих актов), политические (поиски компромисса между требованиями различных социальных групп и слоев населения), идеологические (воспитание нового отношения к жизни).

Наконец, нужно заметить, что здесь не проводится четкой грани между формами и методами. Конечно, определенное различие между этими понятиями существует, и при изучении некоторых аспектов государствоведения (например, форм государства) такое различие очевидно. Однако при применении этих понятий к деятельности государства грань между нами настолько тонка, что при конкретном анализе тех или иных явлений она нередко исчезает (См. проблему: Чиркин В.Е. Основы сравнительно правоведения. М., 1997).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация работы прокуратуры | Основной формой контроля за выполнением программ экономического и социального развития являются отчеты об их выполнении рассмотренные местными Радами на сессиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.