Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологии




Основные положения зарубежной этносоциологии и культурной

Основные положения традиционной отечественной этносоциологии

Вернемся к первому направлению в отечественной этносоциологии и попытаемся изложить его основные положения.

Согласно данной точки зрения, этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированным в самосознании (этнониме).

Основные положения отечественной этносоциологии:

1. Этнос представляет собой системную целостность, важнейшими
компонентами которой являются язык, народное искусство, обычаи,
которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют этническую
культуру, обладающую специфическим дня нее стилем. Следовательно,
этнос - определенная культурная целостность.

2. Для возникновения этноса важнейшее значение имеет единство
территории его расселения. Чтобы у группы людей появились
специфические черты, сформировалась культурная общность, они должны
систематически общаться.

Общность территории - один из непременных признаков
существования этноса в условиях его формирования. В дальнейшем
единство территории может быть утрачено, и этнос может проживать в
различных государствах, сохраняя при этом свои системные свойства,
культурную целостность.

3.Этносу присуща антитеза «мы - они», поэтому этносом является
группа людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других
аналогичных общностей. Это осознание членами этноса группового
единства называется этническим самосознанием, внешним выражением
которого является этноним. Этническое самосознание и этноним - главные
этнические маркеры. Не было и нет племени, народности, нации, у которой
не было бы самосознания.

В зарубежной этносоциологии и культурной антропологии наблюдается значительный разнобой в отношении происхождения и функционирования этносов.

При определении основных характерных черт этнических подразделений акцент преимущественно делается на субъективные факторы, хотя нередко отмечаются и объективные признаки такого рода, а также условия их возникновения. Среди последних чаще всего называется общность предков, географическое или государственное происхождение. Именно факт происхождения является основным в концепции этнических

групп. В соответствии с этим дается следующее определение этноса. Этнос - это группа, которая придерживается субъективной веры в свое общее происхождение из-за подобия физического типа, обычаев или благодаря памяти о колонизации и миграции. (М. Вебер).

Что же касается основных свойств этносов, то к ним относят в основном культурные традиции.

В целом в западной социологии этнос рассматривается на уровне социального взаимодействия, т.е. этическое сводится к той или иной форме социального взаимодействия.

Спор идет между последователями социологической концепции М. Вебера и структурно-функционального анализа. Согласно М. Веберу, трудно убедительно определить в общем и даже конкретном случае, какое влияние специфические этнические факторы (например, вера в кровные связи или различия, стиль жизни человека) имеют на формирование группы. Современные комментаторы методологии М. Вебера утверждают, что существует бесконечное множество критериев для формирования этнических групп, биологических или культурных, и до сих пор все еще нет специфических условий, при которых одни из них выходят на сцену, а другие - нет. Нужно найти те свойства этничности, которые в зародышевом состоянии наличествуют в наиболее архаичных ее формах, так называемую исходную клеточку, которая развернется в целую систему теоретических моделей всех мыслимых этнических процессов (идеально-типическую модель).

На субъективистских позициях стоят видные социологи и социальные психологии Ф. Барт, П.Л. ван дер Берге. Например, согласно Ф. Барту, этнос существует до тех пор, пока его члены осознают свое отличие от других. На сходных позициях стоит П.Л. ван дер Берге, по мнению, которого «этнические группы возникают из процессов взаимодействия между людьми, у которых сознание этничности глубинно определяется благодаря контактам с чужаками».

Поскольку этничность - следствие социального взаимодействия, ее можно определить в результате эмпирического исследования. Вырабатываемая шкала этнической идентификации для измерения этнической принадлежности начинается с индивидуумов, априорно определяемых как членов тех или иных этнических групп, затем устанавливается, насколько сильна идентичность индивида с его этничностью.

Такой подход отличается субъективизмом, но его достоинство в том, что, делая акцент на индивида, духовную и культурную мотивацию его поведения, преследуется прагматическая цель: интегрировать индивида в малые группы и организации, а те - в общество и государство, ликвидировать межэтнические конфликты и сохранить целостность и стабильность общественного организма.

Большинство сторонников структурного функционализма трактуют этнос как нечто изначальное, первозданную идентичность, которой присущ отличительный набор культурных атрибутов. Примордиалисты (primordial - первозданность) интерпретируют социальное взаимодействие исходя из чего-то, данного еще до начала взаимодействия. Это понимание основывается на латентных факторах биологического и социально-исторического происхождения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.