Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции развития государства и права в период

Возникновение и развитие государства в

Возникновение и развитие государства и права в

Государство и право Древнего Востока.

Древняя Индия и Древний Вавилон …………………………

Древней Греции..............................................……

Древнем Риме..................................................………

Средневековья …………………………………………………..

Государство и право франков (V-IX вв.) ………………………

Государство и право Франции (IX-XVIII вв.)........……………

Средневековое государство и право Германии ……………….

Средневековое государство и право Англии ………………….

Государство и право России (XIV-XVIII вв.).......…….

Приложение 1 (Схемы 1-11).............................……………………

Словарь терминов..........................................................………...

Указатель имен …………………………………………………

Список использованной литературы..................……………….

Список рекомендованной литературы …………………………

Приложение 2 (извлечения из документов) …………………….

 

 

«История государства и права зарубежных стран» как наука и учебная дисциплина

 

Учебным планом предусмотрено изучение истории государства и права зарубежных стран. Как научная дисциплина история государства и права зарубежных стран исследует, прежде всего, возникновение и развитие государства и права, эволюцию институтов и механизмов государственной власти, развитие системы права в целом, а также отдельных отраслей права. Эта наука является исторической и юридической одновременно.

Целесообразно было бы привести такое определение предмета исследования, которого придерживались многие современные ученые (например, П. М. Галанза, Б. С. Громаков, О. О. Шевченко и другие). Предметом исследования истории государства и права зарубежных стран есть как общие, так и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных стран в конкретно-исторических условиях их развития и в хронологической последовательности.

Существует тесная связь истории государства и права зарубежных стран с такими науками как теория государства и права, философия, логика, психология, а также с многими юридическими дисциплинами (гражданское, римское право, криминальное право и другие). Так, теория государства и права, делая выводы, опирается на исторические факты, а история государства и права зарубежных стран, наоборот, использует выводы и обобщения теории государства и права.

Целью курса «История государства и права зарубежных стран» является формирование теоретического мышления и исторического мировоззрения студента-юриста, воспитание навыков сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые реалии прошлых лет и современности, формировать свой собственный взгляд на то или иное историческое событие или факт, если эти взгляды не будут совпадать с официальными оценками.

Главными заданиями учебного пособия являются: введение студента в круг истории государственно-правовых фактов; знакомство с юридической терминологией; анализ и сравнение основных правовых институтов, кодификаций разных зарубежных стран; анализ и сравнение структур власти, обеспечение понимания студентами предмета науки, ее методов, историографии.

Научные исследования государственно-правовых проблем возможны лишь на основании научных методов, то есть совокупностей способов познания и приемов исследования. Особое значение имеет использование таких методов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ. Так, на основе конкретно-исторического метода рассматриваются государственно-правовые явления в особенных и неповторимых условиях, в которых они образовались и стали развиваться, учитывая своеобразность и уникальность государства и права.

Использование сравнительного метода позволяет выявить некоторые общие закономерности развития государства и права одновременно в разных странах мира. С помощью системного анализа можно из общих государственно-правовых действий выделить отдельные элементы и особенности конкретных государств и правовых систем.

Теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран заключается в значительной информативности, огромном мировом опыте, дает возможность глубже понимать государственно-правовые процессы современности, оценивать реальные действия, и прогнозировать дальнейшее развитие какого-либо государства и права.

Изучение истории государства и права зарубежных стран стало составной частью высшего юридического образование именно в советское время. Был введен специальный учебный курс, который сначала назывался «Общей историей государства и права». Потом название менялось несколько раз. Большой вклад в разработку этого курса, а также подготовку первых учебников и учебных пособий, комментарий к правовым документам, в научные исследования в этой отрасли внесли такие ученые, как П. М. Галанза, В. М. Катрич, С. Ф. Кечекьян, И. С. Перетерский, В. М. Корецкий и др.

Значительной вехой в развитии исторических государственно-правовых исследований стало появление во второй половине ХХ столетия целой плеяды ученых, которые совершили серьезные научные разработки. Это, прежде всего, Г. Ф. Ильин, П. С. Грацианский, К. И. Батыр, П. М. Галанза, Б.С. Громаков, О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова, З. М. Черниловский, К. Г. Федоров, К. Е. Ливанцев и др. Кроме того, в конце 90-х годов ХХ ст. в Украине были изданы учебники и хрестоматии на украинском языке украинских ученых, а именно О. О. Шевченко, В. Д. Гончаренко, М. М. Страхова, А. И. Рогожина, К. Г. Федорова и др. Новые учебники и пособия по истории государства и права зарубежных стран отличаются от предыдущих тем, что в них ученые используют новую методологию подхода к изучению всех государственно-правовых вопросов, критически относятся к марксистско-ленинской идеологии советских времен. Например, О. О. Шевченко утверждал, что «в коммунистической идеологии царила не диалектическое, а так называемое социоцентрическое мышление – прямолинейное и примитивное, что проявлялось в повторении известных мыслей, невозможности выйти за рамки общеизвестных цитат, подгонке материала под общие установки и характеристики. Социоцентрическое мышление порождало в науке, в том числе и истории государства и права, безальтернативность, культовый подход, безликость и страх первоисточников» /1/. Но мы не имеем права укорять советских ученых лишь за тенденциозный и официальный подход к тем или иным государственно-правовым вопросам. Наоборот, используя их богатый исследовательский опыт, а не отбрасывая его, мы имеем современные возможности усовершенствовать научный поиск, ускорить сам процесс исследования, благодаря компьютерной технике и, главное высказывать и обосновывать свои собственные мысли и делать новые выводы.

Действия, которые произошли с распадом советского союза и образованием независимого государства Украины заставили внести изменения и в структуру данного курса. Именно поэтому появляется в истории государства и права зарубежных стран еще одно зарубежное государство – Россия. В данном пособии автором включено к изучению Россию эпохи феодализма XIV-XVIII столетий. В связи с этим необходимо дополнить вопросы по историографии новой информацией.

Научная историография России начинается с XVIII столетия. Государственно-правовые темы входили к общеисторическим. Но уже в первых курсах появляются элементы истории государства и права. Примером являются труды Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей», В. Н. Татищева «История российская с самых древнейших времен» в пяти томах (1768 г.) и др. Первым российским профессором юридического факультета Московского университета был С. Е. Десницкий. Историки права единогласно считают его основателем российской юридической школы. В 1783 г. он был избран членом Российской академии и разрабатывал юридическую терминологию для юридического словаря.

В первой половине XIX в. историко-правовая наука становится самостоятельной дисциплиной. В 1842 г. вышел курс М.М. Карамзина “История государства российского…”. Кроме этого, появлялись научные школы в области истории государства и права: государственная школа Б.М. Чичерина и К.Д. Кавелина, славяно-фильская школа И.Д. Беляева.

В начале ХХ ст. исследуются истории кодификаций (этому посвящены курсы В.М. Латкина, А.М. Филиппова); культурно-сравнительный метод (М.М. Ковалевского и М.П. Павлова-Сильванского). При подготовке данного пособия автором использованы материалы с книги М.П. Павлова-Сильванского “Феодализм в России”. В указанный период своеобразным течением в области истории государственно-правовых исследований стало так называемое евразийство, источники которого исходят еще от взглядов Н.Я. Данилевского. В 1871 году в Петербурге вышла его книга “Россия и Европа” (в 1991 году она была переиздана в Москве), в ней он раскрывает причины почему Европа враждебна к России, анализирует формы и законы всемирной истории (учения про культурно-исторические типы), а также сравнивает историю и дух Европы и России. Исследования Данилевского продолжили Г. Вернадский, Г. Флоровский, М. Алексеев и признали Россию-Евразию как особый культурный мир, которому только присущи черты государственности и права. Они не принимали ни западные, ни восточные образцы государственно-правового развития. Это напоминает античную концепцию Аристотеля, который признавал, что государство – это явление и продукт лишь эллинской культуры, форма общения присуща лишь грекам. Варвары (европейцы и азиаты), по Аристотелю, не способны к государственной деятельности, потому что “варвар и раб по природе своей понятия тождественные” /2/. Но исторический опыт свидетельствует, что концепции о случайности и особенности существования того или иного государства не имели оснований и очень быстро разрушались.

В начале ХХ в. сложилась марксистская историография. Первый курс по «Истории государства и права СССР» был подготовлен на русском языке С. В. Юшковым. Отдельные политико-правовые проблемы исследовали известные ученые историки Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин, П.О. Заенчковский, С.И. Штамм, В.О. Рогов, И.О. Исаев и др. В 1940 году Академия наук СССР по инициативе и под руководством академика Б.Д. Грекова начала издательство памятников российского законодательства эпохи феодализма, а именно текстов с комментариями Правды Русской, Судебников 1497, 1550 и 1589 гг., Соборного Уложения 1649 г. и других законодательных актов.

Научный интерес представляет современная работа И.О. Исаева «История государства и права России», которая была издана в 1993 году. Кроме того, в России за последнее время выдано достаточно много юридических документов. Самым важным не только для историков, но и для юристов, безусловно, есть собрание «Российское законодательство IХ-ХХ веков» в девяти томах.

В данном пособии использованы труды известных ученых, первоисточники правовых документов, а также лекции, прочитанные автором в Донецком национальном университете. В пособии рассмотрены лишь вопросы по истории рабовладельческого и феодального государства и права. Другие периоды запланированы в следующей второй части пособия.

Работа рассчитана на студентов-юристов всех форм обучения.

 

Контрольные вопросы

1. Что является предметом изучения истории государства и права зарубежных стран?

2. Какие методы науки истории государства и права зарубежных стран вы знаете?

3. Определите и обоснуйте значение истории государства и права зарубежных стран как науки.

4. Определите её место в системе юридического знания.

5. Назовите периодизацию истории государства и права зарубежных стран.

6. Когда изучение истории государства и права зарубежных стран стало составной частью высшего юридического образования?

7. Какова цель курса истории государства и права зарубежных стран?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основные черты и особенности общественного и государственного строя и права Древнего Востока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.