Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционный надзор




Во многих учебных пособиях и монографиях по конституционному праву зарубежных стран признается, что родоначальником судебного конституционного контроля является США.

Первоначально мысль о том, что суды должны, помимо своих обычных функций (отправление правосудия по уголовным и гражданским делам), выполнять еще и особые функции — толкование законов и признание тех законов, которые не соответствуют конституции, недействительными, возникла в эпоху американской революции и образования независимого государства — Соединенных Штатов Америки.

Толчком послужил важный правовой конфликт, происшедший в 1803 г. в США. Это событие касается знаменитого судебного дела «Мэрбери против Мэдисона», которое и положило начало конституционному контролю.

В 1800 г. в США прошли выборы президента. Вместо уходящего Джона Адамса президентом был избран Томас Джеферсон. Джон Адамс перед своим уходом произвел ряд назначений, на которые он имел право по конституции. На образовавшиеся вакансии он назначил несколько судей, в том числе, «с совета и согласия сената», на должность председателя Верховного суда — Джона Маршалла. В числе самых последних было назначение Джеймса Мэрбери мировым судьей столичного округа Колумбия в Вашингтоне. Однако письменный приказ о назначении судьи Мэрбери в спешке не был отправлен по месту назначения — в суд столичного округа. Когда в январе 1801 г. в Белый Дом пришел новый президент, Томас Юджефферсон, он, по ряду причин, прежде всего политических, не стал исполнять распоряжение предыдущего президента о назначении судьи Мэрбери, хотя и не имел на это права. Тем самым возникла определенная правовая коллизия. Назначенный, но не приступивший к делу судья Мэрбери обращался к новому президенту, но решение не исполнялось.

Тогда Мэрбери обратился в Верховный суд. В своем заявлении он просил Верховный суд издать специальный акт, которым обязывал бы Государственного секретаря США исполнить приказ о его назначении.

Председатель Верховного суда Маршалл оказался в весьма неадекватной ситуации. Сложность состояла в том, что Маршалл, назначенный Адамсом, сомневался в том, что президент Джефферсон исполнит его судебное решение. Волнуясь за престиж суда, председатель Верховного суда Маршалл искал способ с честью выйти из данной ситуации.

В заявлении, которое Мэрбери направил в суд, он ссылался на Закон о судоустройстве 1789 г. и просил издать обязательное распоряжение об исполнении президентского указа. Судья Джон Маршалл, оценивая сложившуюся ситуацию, проанализировал данный закон и пришел к выводу, что раздел 13 Закона 1789 г. противоречит ст. 3 Конституции США, после чего объявил этот раздел недействительным и не подлежащим принудительному применению через суд.

Таким образом, это было первое дело, в результате которого судебная инстанция, в данном случае — высшая инстанция, признала закон неконституционным. Верховный суд США тем самым отменил закон и реализовал свою идею конституционного надзора.

Конституционные суды рассматривают вопрос о конституционности закона в связи с запросом субъектов, обладающим таким правом. Тем самым, инициаторами конституционного контроля могут быть физические и юридические лица, и, в первую очередь, органы государства, наделенные правом обращения в органы конституционного контроля. Круг субъектов конституционного надзора устанавливается либо конституциями, либо специальными законами о конституционных или обычных судах. Считается нормальным, если круг таких субъектов достаточно широк, и с обращениями в органы конституционного надзора могут выступать, кроме главы государства, правительства, группы депутатов, парламентских комиссий и судебные органы (абстрактный контроль), а в некоторых случаях - граждане.

Например, в Венгрии обращение гражданина будет принято конституционным судом только после того, как данный гражданин получил отрицательное решение по своему делу во всех иных судах страны. Эта норма была принята и законодательством России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.