Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории педагогики. Название – от греч. (пайд – дитя, гогос – веду) –детоводство

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Название – от греч. (пайд – дитя, гогос – веду) –детоводство. Педагогами изначально называли рабов, сопровождающих детей своего господина в школу. Позже – педагоги – вольнонаемные люди.

На Руси – первые учителя – мастера – свободные люди, кот обучали чтению, письму…

Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании подрастающих поколений.

Постепенно сфера применения педагогики расширялась, и педагогами стали называть всех тех, кто был связан с обучением и воспитанием молодых.

В настоящее время педагогика - это наука о закономерностях воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

 

Объект педагогики.

Антон Семенович Макаренко – ученый и практик писал, что многие считают объектом педагогики ребенка, что неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление). При этом ребенок не исключается из внимания исследователя.

Объект педагогики – те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название – образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Образование изучает не только педагогика (философия, психология, экономика, социология)

Предмет. Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека. Предметом педагогики является изучение процессов обучения и воспитания личности любого возраста

Раскрывая предмет педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т.е. понятий выражающих научные обобщения. К этим категориям относятся:

- воспитание в широком значении,

- образование,

- обучение,

- и развитие.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Часто «воспитание» употребляется как понятие «воспитательная работа», в процессе которой формируется убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, эстетические вкусы, физические качества человека.

Обучение – это планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков руководства его познавательной деятельностью и формирования у него мировоззрения, средство получения образования.

Образование – результат обучения. Образование – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. Один из показателей социального статуса индивида.

Образование – это объём систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность человека самостоятельно пополнять недостающие звенья в системе знаний с помощью новой информации и логических рассуждений.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер.

Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое. Для углублённого изучения этого процесса современная наука выделила в процессе развития физические, психические, духовные, социальные стороны.

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущность – целостность как внутреннее единство его компонентов. Это педагогическая система. (Субъект-субъектные отношения)

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях (активность обеих сторон). Присутствует пед. воздействие и ответная реакция воспитанника.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу накопленных человечеством культуры и опыта от старших к младшим, создание условий для их личностного развития. (Субъект – объектные отношения).

Педагогическая задача – материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями её существования – педагогическая задача.

Воспитание и обучение – качественные характеристики педагогического процесса – его результаты.

Функции педагогики:

1. Теоретическая. Реализуется на 3-х уровнях

- описательном (объяснительном) – изучение передового и новаторского опыта,

- диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога,

- прогностическом – экспериментальное исследование педагогической действительности и её преобразование.

2. Технологическая. 3 уровня реализации:

- проективный – разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников),

- преобразовательный – внедрение достижений науки в практику,

- корректировочный – оценка влияния результатов научных исследований на практику.

Методы педагогики.

С помощью методов исследования каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включает в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности.

К традиционным методам исследования в педагогике как и в психологии относятся: наблюдение, эксперимент, тестирование и опрос (беседа, интервью, анкетирование).

Так же как и в психологии исследуется (анализируется) продукты деятельности учащихся и педагогов: письменные работы, рисунки, предметы детского творчества (модели технического творчества, глиняные изделия и другие поделки), анализируется учебная документация.

Отдельное значение в педагогике имеет изучение педагогического опыта отдельных преподавателей – наставников, анализ методической и педагогической литературы, видеоматериалов. Это исследование направленно на выявление исторических связей воспитания и этики поведения в разные периоды жизни страны, выявление общего и устойчивого в учебно-воспитательной системе.

Математические и статистические методы для обработки результатов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности исчисления НДС торговыми организациями | Цели, задачи, структура непрерывного образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.