Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства массовой информации

КАКИЕ ОНИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

1. А) Прочитайте аббревиатуры и сокращения некоторых популярных газет, телевизионных компаний и агентств. Найдите соответствующие им расшифровки.

ИТАР-ТАСС средства массовой информации
РИА «НОВОСТИ» газета «Аргументы и факты» www.aif.ru
АН «ИМА-пресс» Газета «Комсомольская правда» www.kp.ru
ИА «Интерфакс» телевизионный канал
ИД газета «Московский комсомолец» www.mk.ru
ВГТРК газета «Московские новости»
АТВ газета «Независимая газета» www.ng.ru
«АиФ» Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания
«КП» телевизионная компания
«МК» телекомпания «Авторское телевидение» www.atv.ru
«МН» телеканал «Российское телевидение и радио» www.rtr-tv.ru
«НГ» телекомпания и телеканал «Независимое телевидение» www.ntvru.com
«НТВ» телекомпания «ТВЦентр» www.tvc.ru
РТР Информационное телеграфное агентство России www.itar-tass.com
СМИ Российское информационное агентство «Новости» www.ria-novosti.ru
ТВЦ информационное агентство «Интерфакс» www.interfax.ru
Телеканал агентство новостей «Информационное молодежное агентство ИМА-пресс» www.ima-press.ru
Телекомпания издательский дом

 

Б) Укажите аббревиатуры, сокращения и названия периодических изданий, телевизионных каналов и агентств, которые вы уже знали. Расскажите своему собеседнику, что вам известно о них.

В) Расскажите, что вы узнали у своего собеседника.

Г) Если вы хотите получить дополнительную информацию о российских агентствах, то зайдите на указанные сайты. Поделитесь полученной информацией в группе.

 

2. Прочитайте названия газетных рубрик и заголовки информационных сообщений и расшифруйте подчеркнутые аббревиатуры и сокращения. Запишите полученные варианты.

Союз журналистов России предлагает новую политику для СМИ.

_____________________________________________________________________________

 

Ответы на политический кроссворд опубликованы в новогоднем номере «НГ».

_____________________________________________________________________________

 

Новая жизнь на НТВ: на телеканале сменилось руководство.

_____________________________________________________________________________

 

РТР останется единственным государственным каналом. Приватизация этого канала вряд ли возможна.

_____________________________________________________________________________

 

Реклама на ТВЦ стоит почти как на РТР.

_____________________________________________________________________________

 

Платное ТВ в массы.

_____________________________________________________________________________

 

«Газпрому» интересны СМИ.

_____________________________________________________________________________

 

АиФ распространяется в Петербург.

_____________________________________________________________________________

 

 

3. Образуйте существительные от данных ниже глаголов.

оперировать – операция

информировать - ______________________

публиковать - _________________________

писать – писатель

слушать - _____________________________

читать - ______________________________

издать - ______________________________

 

4. Напишите глаголы, от которых образованы данные ниже существительные.

Издание – издавать / издать

Передача - ___________________________

Сообщение - _________________________

Публикация - ________________________

Подписка - __________________________

 

5. Прочитайте следующие слова и словосочетания. Объясните своими словами их значение.

Ежедневная газета – газета, которая выходит каждый день.

Еженедельный журнал - ________________________________________________________

Сегодняшний номер газеты - ____________________________________________________

Компетентный источник информации - ___________________________________________

Информационная передача - _____________________________________________________

Развлекательная передача - ______________________________________________________

Читательская аудитория газеты «Известия» - _______________________________________

Зрительская аудитория телепрограммы «Новости» - _________________________________

 

6. А) Откуда, по вашему мнению, предпочитают получать информацию россияне: по телевидению, из газет / журналов, по радио, через Интернет? Аргументируйте свой ответ.

 

Б) Что, на ваш взгляд, является основным источником информации для жителей вашей страны. Аргументируйте свой ответ.

 

7. Познакомьтесь со структурой одной полосы (страницы) российской газеты. В неё входят: раздел, рубрики, заголовки публикаций, заметки, статьи, интервью, комментарии.

 

 


Раздел

Рубрика

 

Заголовок публикации

 

Заметка

Статья


8. А) Прочитайте названия некоторых РАЗДЕЛОВ российских газет. Скажите, какую информацию они могут содержать.

«ПОЛИТИКА», «ЭКОНОМИКА», «ЗАГРАНИЦА», «МНЕНИЯ», «ПРОИСШЕСТВИЯ», «КУЛЬТУРА», «СПОРТ».

 

Б) Прочитайте названия некоторых РУБРИК российских газет.

«Дипломатия», «Визит», «Катастрофы», «Переговоры», «Шопинг», «Встреча», «Событие», «Партнёры», «Театральные премьеры», «Сотрудничество», «Деловая хроника», «Соревнования», «Цифры и факты», «Они о нас», «Биржа труда», «Землетрясение», «Потребительский рынок», «Политика и политики», «Точка зрения», «Криминальная хроника», «Вернисаж», «Торговля», «Дневник Олимпийских игр», «Позиция», «Кинофестиваль», «Международное обозрение», «Хоккейное обозрение», «Наводнение», «Финансы».

 

В) Распределите по соответствующим разделам перечисленные рубрики.

 

Разделы Рубрики
ПОЛИТИКА Дипломатия; Встреча, Визит …..  
ЭКОНОМИКА    
МНЕНИЯ    
ПРОИСШЕСТВИЯ    
КУЛЬТУРА    
СПОРТ    

 

9. Прочитайте заголовки публикаций. Как вы думаете, о чем может говориться в материалах, имеющих следующие заголовки? Запишите вашу мысль одним предложением.

 

«Десять российских политиков ХХ столетия» - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Россия – жизненно важный партнёр Европы» - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Что бы вы сделали, если бы стали президентом» - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Легко ли быть молодым в России» - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Москва и Вашингтон: поиски взаимопонимания» - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Россия: частному бизнесу двери в медицину будут распахнуты» - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Женское счастье: работа или семья» - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Есть ли жизнь без телевизора?» - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. А) Познакомьтесь с рейтингом российских печатных изданий.

 

Название периодического издания Читательская аудитория одного номера (%)
«Аргументы и факты» «Ведомости» «Известия» «Коммерсант» «Комсомольская правда» «Московский комсомолец» «Независимая газета» «Огонёк» «Правда» «Российская газета» «Собеседник» «Труд» «SPEED-ИНФО» 23,0 4,0 4,0 6,5 10,5 22,0 3,0 4,5 1,0 3,0 3,0 2,5 14,0

Б) Прочитайте описания российских изданий.

Еженедельная общественно-политическая газета. Объем газеты 24 страницы. Газета выходит с 1979 года. Читательская аудитория – страны бывшего Советского Союза, Восточная и Западная Европа, США, Канада, Израиль. Средний возраст читателей 30-35 лет. 18 % аудитории – специалисты с высшим образованием. «АиФ» имеет 62 региональных приложения. Например, «АИФ - Воронеж», «АИФ - Курск» и другие. Большой популярностью у читателей пользуются тематические приложения. Например, «АИФ. Я - Молодой», «АИФ. Здоровье», «АИЫ. На даче» и другие.

В газете публикуются материалы, представляющие интерес для широкого круга читателей. Главное для газеты – оперирование фактами. Поэтому доминирующий жанр публикаций – актуальное интервью. Кроме того, в еженедельнике публикуются ответы специалистов на вопросы читателей.

 

Еженедельная деловая газета, которая издается с 1999 года совместно с ведущими бизнес-газетами мира «The Wall Street Journal» и «Financial Times». Главная задача газеты – предоставление читателям максимально оперативной, подробной и объективной информации. Журналисты газеты ежедневно информируют своего читателя о важнейших экономических, финансовых и политических событиях, предлагая анализ и прогнозы развития ситуации.

 

Газета политической, экономической, культурологической информации. Издается с 1917 года. Объем – 6-8 страниц. Читательская аудитория – страны бывшего СССР, зарубежные страны. С начала перестройки газета «Известия» отошла от принципов партийной прессы и превратилась в газету либерально-демократической ориентации.

 

Общественно-политическая газета с самым сильным деловым блоком, первое и наиболее серьезное издание из числа ежедневных газет общего и делового направления. В газете публикуются все важнейшие новости дня, даётся анализ проблем и событий, предлагается актуальное освещение экономических и политических процессов, финансовых рынков.

«Коммерсант» был основан в 1909 году, но с 1917 по 1991 год не выходил. Объём 12 страниц. Читательскую аудиторию газеты составляют в основном люди с высшим образованием, находящиеся на руководящих постах и серьёзно занимающиеся бизнесом. Большая часть из них работают в частных компаниях.

 

Ежедневная газета. Выходит с 1925 года. Объём – 8-10 страниц. Интерес различных возрастных групп к «КП» объясняется стремлением газеты держать своего читателя в курсе основных событий. С 1999 года «КП» выходит также по воскресеньям и называется в народе «Толстушка». Объём воскресного выпуска – 24 страницы.

 

Ежедневная общественно-политическая «народная» газета. Издаётся с 1919 года. Объём – 4-6 страниц. Газета распространяется в Москве, Московской области и других регионах России. Газета имеет широкую читательскую аудиторию, типичный для таблоида (бульварной газеты) тираж и набор новостей на первой странице. Оригинальность, своеобразие мнений, тематика публикаций привлекают внимание и молодёжной аудитории, и читателей старшего поколения.

 

Общественно-политическая газета. «НГ» - лидер новой качественной прессы России. Издаётся с 1990 года. Объём – 8 страниц. Это одна из первых газет, которая стала издаваться вне политического контроля КПСС. Во время путча в августе 1991-го года была запрещена путчистами – членами ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). В качестве лозунга газета взяла слова «Анналов» древнеримского историка Тацита «Sina ira et studio», что означает «Без гнева и пристрастия». Сегодняшняя «Независимая газета» - это ежемесячный рейтинг «100 ведущих политиков России», множество приложений по политике, экономике, культуре, науке, религии, жизни регионов России.

 

Еженедельный журнал для всей семьи. Читательская аудитория – активные потребители, которые хотят хорошо ориентироваться в море информации. Первый номер «Огонька» вышел в свет в декабре 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости». С 1902 года «Огонёк» стал самостоятельным, самым дешёвым и очень популярным журналом (тираж составлял 120 тысяч экземпляров). В 20-е годы окончательно оформились черты стиля этого журнала: портрет знаменитого человека на обложке, рассказ и стихи в каждом номере, иногда – детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные репродукции шедевров мировой культуры и советской живописи. С помощью «Огонька» формировались эстетические вкусы поколений.

Сейчас «Огонёк» - журнал, который ориентирован на инфор-тейнмент. В журнале много мнений людей, фотографий, рисунков.

 

Газета основана в 1912 году. Издатель газеты – акционерное общество «правда интернэшнл». Объём – 8 страниц. Эта газета традиционно коммунистической ориентации и является печатным органом Коммунистической партии Российской Федерации. Читатели – широкая аудитория стран бывшего СССР и зарубежные страны. Газета выходит три раза в неделю.

Официальная газета, в которой публикуются новые законы и указы президента, постановления правительства и парламента, а также новости официального характера. «РГ» выходит с 1990 года. Объём – 8 страниц. Газета распространяется только в России.

 

Иллюстрированный молодёжный еженедельник, который выходит с 1984 года. Объём – 24 страницы. Эта газета ориентирована на молодёжную читательскую аудиторию России и стран бывшего СССР. В настоящее время эта газета стала таблоидом (массовой бульварной газеты), которая публикует материалы о звёздах, политических скандалах, сексе, спорте, музыке. «Собеседник» напоминает таблоид типа английской газеты «Сан».

 

Ежемесячная популярная газета. Объём – 32 страницы. Выходит с 1989 года. Так же как и «Собеседник», «Speed-Инфо» ориентирован в основном на молодёжную аудиторию. Как все постперестроечные периодические издания, у этой газеты новые стандарты российской журналистики: информационная и фактологическая насыщенность в репортажах и комментариях, печатается большое количество цветных и черно-белых фотографий. Газета имеет широкую читательскую аудиторию.

 

Крупнейшая российская общенациональная газета. Выходит с 1921 года. Объём – 4-8 страниц. На страницах газеты публикуется объективная информация обо всех сферах общественной, социально-политической, экономической, культурной жизни России и других стран ближнего и дальнего зарубежья. В материалах газеты освещаются вопросы профсоюзного движения защиты социально-экономических интересов, прав и свобод рабочих и служащих. Девиз газеты: «Т – традиции, Р – разнообразие, У – уважение, Д – достоверность».

 

11. А) Используя полученную информацию из задания 10, ответьте на вопросы.

 

Вопрос Ответ (название периодического издания)
1. В каком печатном издании актуальное интервью является доминирующим жанром?  
2. В каких периодических изданиях печатаются материалы, представляющие интерес для деловых людей?  
3. Какая газета не выходила в период существования Советского Союза?  
4. Какое самое старое периодическое издание России?  
5. Какие периодические издания ориентированы на молодежную аудиторию?  
6. В какой газете можно прочитать новые законы, указы президента, постановления правительства и парламента Российской Федерации?  
7. Какая газета одной из первых стала издаваться вне политического контроля КПСС?  
8. В материалах какой газеты регулярно освещаются вопросы профсоюзного движения?  
9. Какие периодические издания выражают интересы Коммунистической партии России?  

 

Б) Соотнесите информацию о российских газетах и журналах с результатами рейтинга. Как бы вы объяснили популярность у российских читателей указанных периодических изданий?

 

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ГАЗЕТЫ /ЖУРНАЛА

 

12. А) Вы хотите познакомиться с одним из российских периодических изданий и рассказать членам группы о его структуре, тематике публикаций и особенностях оформления. Для этого вам надо выполнить следующие действия:

 

-) просмотреть это печатное издание и определить, какие в нём есть разделы и рубрики (вам не надо читать статьи!);

-) сделать устную презентацию выбранного вами печатного издания (используя данные рейтинга и описания этого издания).

 

Используйте следующие речевые образцы: - Я хочу представить газету (журнал), который называется «….» - Эта газета издаётся с … - Тираж газеты … экземпляров. - Объём газеты … страниц. - Это ежедневная (еженедельная) общественно-политическая (молодёжная, бульварная …) газета. - Читательская аудитория газеты – широкий круг читателей / молодежь / бизнесмены / политики… - Если говорить о популярности нашего издания, то она составляет … % читателей. - В нашей газете / нашем журнале печатаются материалы на политические (социальные…) темы. - Этот номер газеты состоит из таких разделов, как «…», «…», … - В разделах «…», «…» представлены такие рубрики, как «…», «…» … - В этом номере публикуются материалы о … Хочу остановиться на оформление газеты. В этом номере газеты много / мало / несколько фотографий (рисунков, карикатур, фото-коллажей…). - Посмотрите, например, на эту фотографию / рисунок … На ней изображён (-а, -о, -ы) …. Можно объяснить её следующим образом: … - В этом номере газеты / журнала публикуются графики (статистические данные), которые помогают лучше понять такую проблему, как … - В этой газете есть материал, который представляет для меня интерес, потому что …

 

Б) Если вы хотите получить дополнительную информацию о российских периодических изданиях и узнать об их последних рейтингах, то зайдите на сайты этих изданий и на сайт Gallup Media в Интернет. Поделитесь полученной информацией с вашими собеседниками.

 

13. Назовите периодические издания, выходящие в вашей стране, которые вы всегда / обычно читаете. Расскажите немного о них.

 

14. Заметка, репортаж, интервью – информационные жанры газетно-публицистического стиля журнальной публицистики.

Самый распространённый жанр – заметка.

Характерные черты:

- сообщает о факте или событии с некоторыми подробностями

- отвечает на вопросы кто? – что? – где? - когда?

- не даёт анализа событий, то есть не отвечает на вопрос почему?

- есть заголовок

- есть указание на источник

- объём от 10 до 60 строк

 

15. А) Прочитайте два текста.

1. Стокгольм, 10 ноября. Находящийся с официальным визитом в Стокгольме министр иностранных дел РФ провёл ряд встреч с премьер-министром и министром иностранных дел Швеции, а также со специально приехавшим в Стокгольм министром иностранных дел Великобритании. Выступая на пресс-конференции по итогам переговоров, министр иностранных дел РФ проинформировал собравшихся, что контртеррористическая операция России в Чечне близка к завершению и в конце текущего года в республике пройдут всеобщие свободные выборы.

(По сообщению ИТАР-ТАСС)

2. В Стокгольме с кратким рабочим визитом находится министр иностранных дел России. Там он встретился с премьер-министром Швеции и министром иностранных дел. А также он встретился с министром иностранных дел Великобритании, который специально приехал в Стокгольм. После окончания переговоров министр иностранных дел РФ выступил на пресс-конференции. Он сказал собравшимся о том, что контртеррористическая операция, которую проводит Россия в Чечне, скоро закончится и там пройдут в конце этого года всеобщие свободные выборы.

Об этом сообщило Информационное телеграфное агентство России.

 

Б) Сравните эти варианты. Определите, какой вариант является типичной газетной заметкой, а какой более подходит для пересказа.

В) Предложите вариант заголовка заметки.

 

16. Прочитайте в выбранной вами российской газете информационную заметку и передайте своими словами её содержание.

 

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПУБЛИКАЦИИ

17. Вы прочитали публикацию в газете или журнале и хотите рассказать вашим собеседникам о её содержании и о своём отношении к вопросам, которые в ней затрагиваются. Для этого надо сделать презентацию прочитанной публикации.

 

Используйте речевые образцы - Публикация под заголовком ___________ была напечатана в газете/журнале _________ за _____(число) _______(месяц) ________(год). - Автор публикации- ___________________________________________________________ - Публикация посвящена теме: ___________________________________________________ - Основное содержание публикации ______________________________________________ - Хочу высказать своё мнение о теме статьи/заметки и о вопросах, поставленных в ней. - По-моему (по моему мнению, на мой взгляд), тема публикации представляет большой интерес, потому что…. - мне было интересно узнать …. - Я согласен / согласна с (кем?/чем?) в том, что…….. Меня удивило / не удивило…….  

 

18. Сделайте презентацию публикации, которая заинтересовала вас при чтении российских газет.

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сертификационный уровень | Тема 3. Введение в анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.