Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Роман Л. Леонова «Русский лес»

Максимович. 1899-1994. Леонов в литературе ХХ века занимает место художника-философа. В его творчестве существует постоянный комплекс философских идей, сквозь которые рассматривается судьба родины и простого человека. Эти идеи в произведениях образуют своеобразную философскую реальность, кот во многом противостоит господствующим в обществе мировоззренческим установкам, Л. всегда говорил и писал о трудностях переделки мира, о разумном использовании природных богатств, отстаивал концепцию цельности человеческой личности, глубину человеческой души. «Барсуки» 1924, «Вор» 1925, 1959, «Русский лес» 1953, «Пирамида» 1994.

Роман воспринимался как начало новой литературы, главным здесь стало обращение к национальным корням как источнику истины и гуманизация эстетического идеала, вера в человека побеждала скепсис. Роман ставил вопрос о возможности совершенствования общества и человека. По жанру – роман социально-философский – история общества на протяжении 50-ти лет и философская концепция истории. История измеряется природой, природа преображается историей. Но можно говорить и о романе идей: идеологические споры героев о созидательных возможностях человека занимают большое место в романе. Леонову единственному из писателей нача. 50 –х годов удалось найти тот глобальный экологический конфликт, который позволил оценить поступки героев и сиюминутную ситуацию с позиции вечности.

В романе представлено несколько стадий в развитии России: 90-е годы 19 века – детство персонажей, прежде всего, Ивана Вихрова. Это история русской деревни, кот существовала по природным законам, где центральное место занимает красота, жизнь, богатство природы и её тайна. Центральный персонаж детства Вихрова Калина Глухов – человек, кот научил Ваню любить и ценить лес, это некий мифический персонаж вроде Ильи Муромца, кот открывает мальчику тайну зарождения жизни, приводит к родничку, к началу великой русской реки, к началу России. Именно подчинение природе, жизнь по её законам растворяет человека в полноте бытия, он оказывается связанным со всем миром.

10-е годы ХХ века – годы реакции и провокаций, где начинает проявляться индивидуалистическая этика новой буржуазии. Характерный пример – судьба Кнышева, кот из простых крестьян, лесорубов становится крупным лесопромышленником. Но это не созидательная деятельность, а разрушительная, ибо именно Кнышев разоряет русский лес, уничтожает Россию. В этом смысле показателен его конец, когда Вихров встречает его уже спившимся калекой, не оставимшим ничего от своего былого величия и богатства. К этому же периоду относится и провокационная деятельность другого персонажа Ал. Грацианского.

30-е годы – трудовой энтузиазм, сложные политические проблемы. Строительство общества без хозяина, что позволяет не беречь природные богатства, а расточать их.

Настоящее время романа 1941 год – общество в ситуации войны, когда происходит переоценка ценностей.

Несколько сюжетных линий романа: «мушкетеры» Вихров, Чередилов, Крайнов, Грацианский; поиск Полей Вихровой правды о своем отце; история падения, «миметизма» Грацианского, подвиг молодого поколения в войне — соцреалистическая линия романа.

Философская концепция истории заключается в судьбе русского леса. Отношение к лесу характеризует людей, уничтожение леса приведет к уничтожению истории. В лекции о лесе, прочитанной первокурсникам, Вихров дает основы понимания русского леса и связь его с русской историей. Он начинает с доисторических времен, когда славяне только вошли в лес, кот стал их отцом и матерью. Он предлагает историю России в неразрывной связи с историей русского леса, все правители, цари России предстают в лекции только лишь в том отношении, в каком они относились к лесу. Поэтому бережное отношение к лесу становится основой человеческого существования. Так же бережно нужно относится к истории, ибо человек не царь над бытием, но органичная часть её, от самых лучших поступков человека зависит ход истории и судьба русского леса. Ответственность за будущее становится главным стремлением человека, поэтому Вихров ратует за рачительное лесоустройство, когда вырубленное дерево приобретает два, три вновь посаженных.

 

История тесно связана с судьбами двух главных героев романа: Иваном Матв Вихровым и Алекс Яковлевич Грацианским. Лекция Вихрова становится зеркальным отражением лекции Грацианского, прочитанной Полине в бомбоубежище (с.112). Два главных героя Вихров и Грацианский представляют собой «двойную звезду» СЛАЙДЫ, это неразрывная связанность – общественная, житейская, историческая. Параллелизм двух героев постоянно подчеркивается, биографии их почти совпадают, за исключением нескольких штрихов: родились в одно и то же время, учились в лесотехническом институте, имели отношение к революционному движению, одновременно стали профессорами и в один день вступили в партию, однако, Вихров из деревни, учился на «медные» деньги, пешком прошел всю Россию, изучая состояние русского леса, усыновил сына раскулаченного, абсолютно бескорыстен. Грацианский из богатой, благополучной семьи петербургского профессора богословия. Для него характерны избалованность, сознание собственной избранности, которая не оправдалась в процессе жизни. Жестокая, мучительная зависть к таланту, болезненная нереализованность своего «я».

 

Таким образом, эти герои дополняют, объясняют друг друга, в их двойственности заложена возможная похожесть, Грацианский как бы показывает возможный вариант судьбы, если б Вихров оторвался от народа, от понимания судьбы русского леса. В их отношениях загадка романа, загадка сюжета и поведения Вихрова. Поэтому автор предлагает анализировать поступки героев не по внешнему их состоянию, а по мере воздействия героев на окружающую среду, т.е. на русский лес. Вихров выступает за разумное использование природных народных богатств, взяв одно дерево, посадить три, Грацианскому безразлична судьба русского леса, это лишь ступень к собственному благополучию (сцена с родничком). Естественно, что русский лес в данном случае выступает и как метафора отношения героев к жизни, к людям.

Второй аспект, по кот автор предлагает рассматривать своих героев — это методы спора, кот пользуются противники и кот их характеризуют. Метод Грацианского в следующем — во что бы то ни стало опорочить противника в моральном и политическом смысле, пользуясь безнаказанностью (вопросы, заданные на лекции), особенностями времени, боязнью открыто названного слова, отсюда «двойная игра», удар из-за угла. Отсюда присутствие Грац во всех значимых моментах в жизни Вихрова (уход жены, уход сына на фронт, получение ордена). Грац ведет спор по древнему закону, упоминание имени, неугодного в данный момент строю, сводит на нет всю работу человека (упоминание учителя Вихрова)

Грацианский изобретает концепцию «миметизма», изменение в зависимости от обстоятельств и всю жизнь следует этой концепции. Так, не найдя никакого применения для себя, он зарабатывает авторитет и имя на критике взглядов Вихрова, боясь любой ответственности, он отказывается от любых постов и должностей, его устраивает тихая жизнь критика, на самом деле он готов уничтожить всё живое и развивающееся, так происходит в эпизоде с родничком, кот показывает Вихров как святыню, так происходит, когда Вихров горовит о своем решении уйти из института и вернуться в лес, для Грацианского это равносильно смерти, ибо тогда ему придется выйти на первый план и отвечать за свои слова. С. 624. «двойная игра» Грацианского в том, что исключая из своего обихода соображения и ограничения морали, он никогда открыто в этом не признается, он искажает эти понятия до неузнаваемости, привычные слова любви и дружбы искажаются им до мертвого смысла, любое действие способен превратить в обвинительное заключение, его стремление обличать вырастает не из нравственной потребности обличать язвы общества, но из страха перед этим новым обществом, этот страх проступает, например, в разговоре с Морщихиным, когда тот приоткрыл тайну Грацианского о службе его в охранке.

Вихров же всегда попадает на крючок Грацианского, ибо для него смыслы слов имеют своё прямое значение, он находится в подчинении этих слов, он привык к их истинному смыслу. Поэтому Вихров никогда и не ввязывается в полмику с Грац, ибо боится уподобиться ему, воевать его же оружием. Он никогда не примет оружие доноса, скандала, поступает только по совести. Но и ему нужен Грациан, чтобы убедить его, наконец, в своей правоте, при каждой встрече он пытается это сделать, надеется на это, ибо есть в нем сомнение, что если он не может его убедить, то такие ли они правильные. Вихрова во многом губит узкий профессионализм, за кот он не видит человеческой низости и подлости, не может предположить, что они есть, слишком он погружен в проблемы своей профессии. Слепа его вера в слово — сказанное и напечатанное, эта вера отнимает у него дочь. Идеи Вихрова расчитаны на завтрашний день, поэтому они приходят в противоречие с нуждами дня сегодняшнего, поэтому многим нелегко принять и понять эти идеи.

В отношениях Вихрова и Грациан заложена проблема социально-нравственного характера, выражается это в линии «детей», что сделали «отцы», чтобы подготовить, закалить детей к борьбе с миметизмом, к пониманию смыслов слов, поэтому незнание прошлого, его загадки, кот разгадывают и Сережа, и Поля есть почва для Грац, для его лжи и домыслов. Роман воспитания, ибо судьба Поли и Сережи, их взросления, вхождение в русский лес одна из главных линий романа. Главное, чем мерят они свою судьбу, это чувство родины, чистая совесть перед ней, именно с ничистой совестью приезжает Поля в Москву, именно здесь она пытается добиться правды. Поэтому важен финал романа в русском лесу, где отцы преклоняются перед подвигом детей, а дети прощают и понимают своих отцов. В этом ряду знаменателен эпизод мести Поли Грац.

 

Лекция 4.

Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» закончен в 1955 году. Как сказал сам Пастернак, это роман о Блоке, о революции, о времени. Роман интересен тем, что отражает историю ХХ века до второй мировой войны. Это роман о поколении Пастернака, кот. вынуждено было приспосабливаться к несвободной, полной копромиссов жизни. Поэтому интересна концепция истории в романе и осмысление её личностью, ощущения личности в хаосе истории, революции, войн.

История напечатания романа очень сложна. Пастернак начал работу над романом в конце войны и писал, прерываясь, 10 лет. Роман видоизменялся, получал новые названия и в декабре 55 года был закончен. В мае 1956 года Пастернака посетил сотрудник итальянского радиовещания в Москве Серджио Д/Анджело (эмисар итальянского издателя коммуниста Дж. Фильтринелли). Один из экземпляров романа без авторской правки был передан ему для ознакомления. Д/Анджело сразу же передал его миланскому издателю, кот. известил писателя, что вскоре роман будет издан. Пастернак согласился при условии издания на родине. Однако на родине роман печатать не хотели, обвинив писателя в антисоветской пропаганде. В 1957 году роман вышел по-итальянски, затем был переведен почти на все европейские языки. В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за роман, в России он был напечатан только в 1988 году в «Новом мире», за это время на Западе сложилось целое течение пастернаковедения.

С позиции жанра роман можно определить как философский, где рассматриваются концепции личности, творчества, истории; исторический, где представлена история России первой половины ХХ века; и экзистенциальный, ибо в центре его существование человека в обществе, в истории, творчестве и бытии. Кроме того, это последний символистский роман, поэтому поэтику последнего можно проследить и на этом романе.

Авторскую точку зрения выражает главный герой – Юрий Андреевич Живаго, все события воспринимаются им и проходят через его сознание, подвергаются его философскому анализу. Роман привлекает именно глубокой проработкой психологии характера Ю. А. Живаго — носителя идеи самоценности любой личности.

Концепция истории в романе дается в противопоставлении нескольких точек зрения. Во-первых, это духовный наставник Живаго, его дядя Николай Ник. Веденяпин (прототип Вл.Соловьёв). По его мнению, история – это путь жертвы (Христа), свободы личности, преодоление смерти, т.е. путь борца. «Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и её будущему преодолению». Человек как венец творенья, как Личность, т.е. самобытный духовный феномен, единственное во всей природе существо, кот. способно извлекать нравственный смысл из своего физического бытия. И секрет бессмертия всегда в сплетении связей между чудом жизни и феноменом Личности – это аксиома не только для Веденяпина, но и для Пастернака. Этим идеям в романе придается значение нравственных императивов. Евангелие – это великое обоснование истории, тот путь, по кот. должен идти человек, принося себя в жертву, он становится могущественным и приподнимается над обстоятельствами, поэтому Христу как символу и духа, и тела дано осуществлять идею бессмертия, это воплощенный эстетический идеал – идеал Личности, с ним соотносится и Живаго. Революция воспринимается Веденяпиным как грандиозное событие, кот. хотя и влечет за собой многочисленные жертвы, но это оправдано, так как неостановимо и правильно, это ломка старого, на руинах кот. создается новая жизнь. Беда в том, что он не знает всей внутренней сущности России, он постоянно живет в Швейцарии, на примере дяди Живаго показывается распространенная ошибка русской интеллигенции, кот. приветствовала и во многом подготовила русскую революцию, но и была раздавлена ею. По пути Ник.Ник. в романе идет Павел Антипов-Стрельников, именно для него становится важным доказать Ларе-России свою силу и могущество, он стремится переделать мир, историю, силой доказать свою правоту, однако участь его плачевна -–из победителя он превращается в жертву и вынужден покончить счеты с жизнью.

Живаго не может согласиться с дядей. Будучи врачом, прекрасным диагностом, он видит в революции великую хирургическую операцию, ненужную и несвоевременную: «Так неуместно и несвоевременно только самое великое». Революция подчиняется всеобщему закону истории, кот. развивается по законам природы-леса. Как растительный мир совершенно не зависит от человека, так и история развивается сама по себе. Каждый человек в этом лесу, будь он Наполен или Цезарь лишь пигмей, он может принести себя в жертву истории, как это сделал Христос, но изменить ничего он не сможет, махина истории раздавит его.

 

Специфика пастернаковского исторического фатализма заключена в том, что фатальные силы у него вживлены в плоть повествования, становятся непосредственно действующими. Они даже персонифицированы (Ефграф). Случайность становится у Пастернака порой единственным и всё определяющим мотивом поведения, отсюда тирания случайностей и свободно противостоящая истории личность. Валерий Суриков. Тайная свобода Юрия Живаго. С. 218.

В этом хаотичном процессе есть только путь личностного осмысления происходящего, человек творит историю своим поиском истины, путем к Богу, к осознанию божественного в себе. В несвободном обществе, в кот. существуют герои и 2 мировая война воспринимается как свободное состояние человека, пограничная ситуация, состояние смерти освобождает человека от тоталитарной системы. Поэтому для Живаго наряду с мировыми историческими проблемами важны частные, приватные (в дни революции заболел Саша и это поглощает мысли Юрия).

 

Частная жизнь — вот тот самый аргумент, который высказал Пастернак в пользу гуманизма. Частная жизнь свободного человека среди мировых потрясений, крови, расстрелов. Только в ней сохраняется приоритет человеческих ценностей. Таким образом демистифицируется значимость социальной истории и характерных для неё надличных масштабов и критериев. Зато высокий эпический смысл приобретает обыденное существование человека, заполненное мелкими повседневными хлопотами, ибо без них невозможна жизнь. Истинная жизнь в романе показана через природу. Она есть в романе воплощенное чудо жизни, так важное для Пастернака, природа контрастирует в романе с мертвечиной пустословия и разрушительным хаосом революции.

Восприятие истории предопределяет и концепцию личности в романе. Многие критики укоряли Пастернака в том, что он создал тип героя безвольного, слабого, никчемного. Как тип смятого революцией интеллигента (вспомним Горького «Клим Самгин», романы К. Федина) Живаго, безусловно, пассивен и ассоциален, покорен обстоятельствам.

Но Живаго воспринимается так не случайно. Врач по призванию, он нейтрален по отношению к происходящим событиям, он может наблюдать и сострадать, но не активно переделывать историю, поэтому Юрий не принимает ни одного важного решения, они происходят помимо его воли, решать можно лишь по прошествии времени, когда станет ясен смысл происходящего. В рамках концепции Пастернака его герой — это выбор человека прожить жизнь по-человечески и в посланных судьбой обстоятельствах. Как тип он опускается в частное существование. Но как архетип он в этом частном существовании бросает вызов судьбе, подымается до интересов общечеловеческих. И безвольности в его выборе столько же, сколько в выборе Христа. Отсюда соотнесенность Живаго с жертвой, его судьба соотнесена с судьбой Христа как с вечным архетипом истории и жизни.

Единственный раз он принимает активное участие в событии, но это оборачивается для потрясением, из кот. он понимает, что бесполезно сопротивление (у партизан, с.330).

 

Возможность реализации Живаго видит в творчестве, в культуре. Его созревание как личности протекало через освоение вековой мудрости и культуры, автор специально отмечает редкостный дар героя обрекать мысль свою в слово. Он ценит энергию и оригинальность в каждом отдельно взятом писателе. «Каждый родится Фаустом», т.е. творцом, способным проникнуть в тайны бытия. Как поэт Живаго определяет личные творческие устремления: простота восприятия окружающего; выявление естественной жизни, способность открывать неизведанное. Этими чертами, по мнению Живаго, обладали Пушкин и Чехов, и именно их стремление отразить красоту жизни воспринимается Живаго как цель.

Кроме того, творчество – это всегда синоним свободы. Если человек зависим от социума и обстоятельств, то в творчестве он может быть абсолютно свободен, творчество именно этим и ценно, что в несвободное страшное время можно оставаться самим собой. Свой собственный художественный мир воспринимается как богоравное дело, именно творчество противостоит разрушительной идее переделки мира. Юрий проникается чувством значительности жизни, он в ней самой (а не за ней и не над ней) ищет символическое содержание – глубинный и масштабный духовный смысл. Если природа свою одухотворенность таит в себе, то поэты в художественном претворении раскрывают смысл красоты мира, кот. бывает сокрыта от людей. Они заставляют видеть красоту, а значит находить смысл в земном существовании. Вот то священное деяние, кот. совершает доктор Живаго и в чем он приравнивается к Спасителю. За это он награждается самым дорогим – любовью.

Продукт творчества Юрия как поэта представлен в заключительной главе романа, кот. называется «Стихи Юрия Живаго» и представляет собой законченный цикл из 25 стихотворений. Процесс создания стихотворения показан в романе эпизодически (свеча горела), но стихи занимают очень важное сюжетообразущее место в романе, так как они не только являются концентрацией размышлений героя об истории и творчестве, но это и авторский голос, и прозаическая часть романа может выступать лишь как «творческая история» создания стихотворений. Именно художественный дар позволяет доктору Живаго стать поэтом, воплотить в собственном эстетическом усилии самый процесс пересечения важнейшей границы, разделяющей хаос и осмысленную человеческую историю. Дар слова для Живаго предначертан, но не гарантирован, поэтому наряду с гениальными творческими откровениями существуют огромные сомнения и ошибки, кот. и приводят Живаго к печальному концу. В лирике его основополагающим становится мотив перехода: от тьмы к свету, от незнания к знанию, от зимы к весне, от смерти к воскресению. Здесь, проникая друг в друга, реализуются два лирических сюжета. Первый – сюжет чуда жизни. Втрой – сюжет роковой предопределенности. За этим сюжетом стоит трагедийное миропонимание, ясное сознание того, что всем, кто рождается в этом мире, достается великое чудо жизни и суждены великие муки жизни, что каждый человек, когда бы и где бы он не родился, обречен нести тяжкий крест судьбы.

Цикл открывается программным стихотворением «Гамлет». Глав. тема – это тема жертвы. В отличие от Шекспира, где Гамлет становится заложником обстоятельств (отомстить нужно собственной матери и дяде), Живаго видит драму Гамлета в том, что он опередил свою эпоху, он волею случая избирается в судьи своего времени, это драма долга и самоотречения, высокого жребия, отсюда появляется мотив чаши, добровольной неотвратимости крестного пути как залога бессмертия жизни. Движение истории и времени определяется жертвой, принесенной человеком. Человек движет историю своим поступком, он создает свой мир с помощью памяти, таланта, противостояния силе смерти. Живаго вписывает себя в круг Христос-Гамлет и ощущает собственную жизнь как самопожертвование.

Лирическая тетрадь Живаго строится как совмещение, переплетение нескольких тем:

1. Евангельский сюжет, кот. сопрягает судьбу Живаго с судьбой Христа. Это Евангелие от врача. Такие стихот как «Рождественская звезда», «На Страстной», «Земля», «Чудо», «Магдалина», «Гефсиманский сад» определяют евангельский сюжет от рождества до распятия. Последнее стих цикла утверждает силу обдуманной и добровольной жертвы, ибо только пожертвовав собой, можно доказать свою правоту.

2. Природный сюжет – описание природного цикла от весны «Март» до лета «Лето в городе», «Хмель», «Ветер», осени «Бабье лето» и зимы «Зимняя ночь». Эти стих. отражают жизнь человека в природе, связь с бытием через восприятие природы, так как жизнь человека подвержена такой же цикличности, и в этом постоянном повторении можно увидеть смысл существования человека.

3. Сюжет жизни Юрия Живаго как поэта и человека. Тема любви «Зимняя ночь», «Объяснение», «Осень», тема творчества и веры «Август», «Рассвет», тема смерти и бессмертия замыкают размышления героя о его жизни.

Символический пласт романа очень глубок. Три женщины в судьбе героя отражают его романную, героическую сущность, его умение любить. Тоня – жена, Богородица; Лара – Россия, страсть, любовь вечная; Марина – Магдалина, страдалица. Свеча, метель, железная дорога отражают символы судьбы, стихии, революции, пространства.

Таким образом, Пастернак размышляет о судьбе России, личности, истории и творчестве. Весь роман направлен на упорное противостояние тому, что сдерживает и деформирует личность, он против раздробленности, он зовет к широте целостности, к созерцанию мира и погружению в него. Главное в романе – это авторское ощущение мира в его цельности, в пронизывающих его взаимосвязях явлений, и в единстве человека и всего, что его окружает, познание человеком этого единства.

На тему «интеллигенция и революция» создано много книг. У Пастернака акцент на: личность и революция. Принадлежность к типу есть конец человека. Даже женщины ценили в нем всё индивидуальное, особенное. Отмеченное Тоней отсутствие воли — свидетельство его неординарности. Смерть главных героев доказывает, что личность и история несовместимы, революция ориентируется на легко управляемого массового человека, на тип, на середину.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Течения 1960-х | Тема лекции 5: Смыслы романа В. Набокова «Лолита» (1955)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.