КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешние факторы ценообразованияТема 10. Виды ценовых решений в маркетинге 10.1. Внешние факторы ценообразования 10.2. Постановка целей ценообразования 10.3. Выбор метода ценообразования 10.4. Разработка ценовой стратегии предприятия 10.5. Скидки с цены
Во многом решения по установлению той или иной цены определяются внешними по отноше-нию к предприятию причинами. В зависимости от того, кто контролирует цены, можно выделить три основных вида рыночной среды. Среда, в которой цена контролируется рынком, характеризуется высокой степенью конкурен-ции, сходством товаров и услуг. Среда, в которой цены контролируются фирмой, характеризуется ограниченной конкуренци-ей, различиями в предлагаемых товарах. Выбор цены зависит только от используемой стратегии и особенностей ценового рынка. Среда, где цены контролируются правительством, распространяется в большинстве стран на коммунальные услуги, общественный транспорт и ряд других отраслей. Государственные органы, уполномоченные контролировать цены, устанавливают конкретный их уровень после всесторон-него изучения информации от всех заинтересованных в этом товаре сторон – потребителей и про-изводителей. Существует тесная взаимосвязь между ценами и рыночным спросом на товары, которая имеет объективный характер обратной зависимости (см.: разд.5.1). Эта взаимосвязь объясняется двумя экономическими положениями: законом спроса и ценовой эластичностью. Действие экономического закона спроса проявляется следующим образом: если цены на товары растут, спрос уменьшается. Когда производство предлагает к продаже больше товаров, возросшее их количество может быть продано только по более низким ценам. Для определения меры чувствительности спроса на товары к изменениям в цене используется понятие эластичности спроса по цене. В практике маркетинговой деятельности спрос считается высокоэластичным, если при измене-нии цены на 1% он изменится более чем на 1%. Следовательно, в случае эластичного спроса предприятию выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. На уровень эластичности спроса оказывают влияние следующие факторы: - количество и доступность заменителей товара; - важность и неотложность потребности, удовлетворяемой товаром; - наличие у товара необходимых для его использования дополнений; - количество потребляемого товара; - уровень денежных доходов; - наличие конкурентов; - использование фирмой мероприятий по стимулированию сбыта. В зависимости от ориентации на цену покупки потребителей можно разделить на четыре типа: - экономные покупатели, имеющие высокую чувствительность к ценам, качеству и ассорти- менту товаров; - персонифицированные покупатели, уделяющие меньше внимания ценам и более чутко реа- гирующие на «образ» товара, обслуживание и отношение к себе продавца; - этичные покупатели, готовые пожертвовать никими ценами и широтой ассортимента для поддержания небольших фирм; - апатичные покупатели, уделяющие основное внимание удобству, комфорту вне зависимос- ти от цен. Важную роль в установлении цены стремится играть каждый участников товародвижения. Это необходимо для увеличения объема реализации, получения достаточной доли прибыли, создания подходящего образа, обеспечения повторных покупок и т.д. Предприятие может получать больший контроль над ценами:
- 33 - - используя систему монопольного товародвижения или минимизируя сбыт через рознич- ную торговлю; - заранее устанавливая цены на товары; - открывая свои фирменные магазины; - поставляя товары на условиях консигнации; - обеспечивая достаточную долю прибыли для участников канала товародвижения; - посредством разработки хорошо известных торговых марок, к которым покупатели испы- тывают приверженность и за которые готовы платить любую конечную цену. Оптовая и розничная торговля может добиться большего контроля над ценами: 1) подчеркивая для производителя свою важность как потребителя; 2) отказываясь реализовывать невыгодные товары; 3) сбывая конкурирующую продукцию и разрабатывая сильные дилерские марки с тем, чтобы добиться лояльности потребителей к продавцу, а не производителю. Свобода предприятия в установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством. Можно выделить три степени ограничения цен государством: - государство само устанавливает цены (фиксированные цены); - государства устанавливает правила для предприятий, в соответствии с которыми пос- ледние сами устанавливают цены (регулируемые государством цены); - государство устанавливает «правила рыночной игры», вводя ряд запретов на недобро- совестную конкуренцию и монополизацию рынка (свободные договорные цены). Государство может воздействовать на цены тремя способами: - введение государственных прейскурантных цен; - «замораживанием» свободных рыночных цен; - фиксированием цен предприятий-монополистов. Государственное воздействие на рыночные цены может осуществляться путем установления предельного уровня цен на отдельные товары, регламентации основных пареметров цены (величина прибыли, скидок, косвенных налогов и т.д.), определения предельного уровня разового повышения цен на конкретные товары и т.д. Государственное вмешательство в ценообразование может иметь важные с экономической точки зрения последствия: 1) если цена «свободна», то рост спроса приводит к ее увеличению. Если же цена фикси-рована, то рост спроса приводит к дефициту. Последний обуславливает возникновение конкуренции среди потребителей и появление «черного рынка»; 2) возникают явные ценовые диспропорции. К этому обычно приводит практика установ-ления ценовых дотаций. Они необходимы, если оптовые цены на товары (например, на продукты питания) устанавливаются выше розничных В системе свободных рыночных цен роль государства сводится только к установлению «правил игры» на рынке. Для этого государство должно проводить в жизнь меры, которые бы ограждали участников рынка от недобросовестной конкуренции. Для этого может вводиться ряд запретов: - на горизонтальное фиксирование цен – это запрет на соглашение двух и более конкурирую- щих предприятий о поддержании цен на определенном уровне; - на вертикальное фиксирование цен – запрет производителям навязывать свои цены постав- щикам и торговле; - на демпинг, представляющий собой продажу товаров ниже себестоимости с целью устране- ния конкурентов. Таким образом, выявление внешних факторов, влияющих на цены, позволяет сформировать цели ценообразования предприятия.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |