КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Миссия, цели и стратегия организации
Миссия организации отвечает на вопрос какова главная цель функционирования организации? Миссия – это 1. предназначение организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды 2. наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в общей форме и четко выражающая основную причину её существования. Миссия задает общие направления функционирования организации. Назначение миссии: - дает субъектам внешней среды общее представление об организации, ее философии, средствах, которые она готова использовать в своей деятельности - является базой для установления целей организации и выработки её стратегии - способствует формированию единения внутри организации - показывает организации смысл и содержание их деятельности В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации: - целевые ориентиры (на решение каких задач направлена деятельность организации) - сфера деятельности (какой продукт предлагает, на каком рынке работает и т.п.) - философия организации (ценности и верования, принятые в организации) - возможности и способы осуществления деятельности (сила, отличительные особенности, ноу-хау и т.п.) - имидж организации Удачная формулировка миссии – это краткое и ясное определение основных направлений деятельности организации, которые мотивируют её сотрудников и создают достаточно привлекательный образ для поставщиков и покупателей. Например, миссию банка, работающего с малым бизнесом, можно изложить в следующем виде: “Банк содействует развитию малых и средних предприятий, оказывает им и частным клиентам услуги ” Миссия “Мак Доналдс”: “Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов”.
Миссия MARY KAY: “Украшать жизнь женщин во всем мире”. Миссия Красного Креста: “Защищать беззащитных”. Миссия компании 3M: “Решать нерешенные проблемы инновационно”. Миссия Киево-Могилянской Бизнес-Школы: “Вдохновлять лидеров посредством инновационных и персонализированных программ управленческого и организационного развития”. Миссия Банка «Надра»: “Быть надежным и социально ответственным гидом и помощником в постоянно меняющемся мире”. Миссия СКМ (Систем кепитал менеджмент): “Создать бизнес мирового класса, способствующий экономическому и социальному развитию Украины”. Миссия Группы компаний “Сократ”: “Мы работаем, чтобы увеличить ваш капитал”. Миссия Альфа-Банк: “Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания”. Существуют широкое и узкое понимания миссии. Миссия (в широком смысле) - констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования. Миссия (в узком понимании) - сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: • собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы; • сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы; • покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности; • деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации; • местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации; • общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация. Миссия (по П. Котлеру) должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: • история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала; • состояние среды обитания организации; • ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей; • отличительные особенности, которыми обладает организация. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации: • целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач нанаправлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе; • сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта; • философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации; • возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются know — how и передовая техника. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация. Миссия формулируется для: 1. Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
2. Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем: • миссия делает ясными для сотрудников общую цель предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении; • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности; • миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации. 3. Миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она: • является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования; • обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации; • расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования. Требования, предъявляемые к формулировки миссии: Прямая формулировка прибыли как цели деятельности не должно быть; Краткая формулировка; Понятная формулировка; Формулировкой занимается высшее руководство. Миссия - это цель организации, представленная в наиболее общей форме и четко выражающая причину её существования. В миссии должны быть отражены целевые ориентиры организации, её сфера деятельности, философия, отличительные особенности. Цели организации Если миссия дает ответ на вопрос: зачем функционирует организация, то цели дают ответ на вопрос к чему организация стремится? Цель – желаемое состояние отдельных параметров организации, на достижение которых направлена её деятельность Значимость целей для организации: - являются исходной точкой планирования - выполняют организующую роль - на их основе производится распределение ресурсов - на них базируется система мотивирования - на них строится процесс контроля и оценки результатов труда работников подразделений и организации в целом Выделяют долгосрочные и краткосрочные цели. Долгосрочные – это цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла. Краткосрочными обычно считают цели, которые достигаются в тесении одного года. В любой организации складывается иерархия целей. Во-первых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. В-вторых, цели более высокого уровня всегда имеют более долгосрочный временной интервал. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделении, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижении целей организации в целом. Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей. Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов. Цели также можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений). Требованию к установлению целей: - достижимость - гибкость ( возможность корректировки) - измеримость (возможность количественного измерения) - конкретность - совместимость (долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные – долгосрочным) - приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации Цели являются отправной точкой прогнозирования и планирования. Прогнозирование – определение вероятностных целей функционирования и развития организации и возможных путей их достижения Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития организации и средств их достижения. При этом перспективное планирование базируется на долгосрочных целях, а текущее – на краткосрочных. Система управления должна ориентироваться на достежение всех целей, стоящих перед организацией. Если по истечении времени цели не были достигнуты, менеджеры должны найти причину невыполнения плана и принять соответствующие меры. Сущность и типы стратегий Стратегия дает ответ на вопрос каким способом организация намерена достичь поставленных целей. Стратегия – обобщенная модель действий организаций, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей. Различают общую (корпоративную) стратегию организации, деловую и функциональную стратегии организации. Корпоративная стратегия – определяет общее направление и характер деятельности организации в целом, позволяет воспринимать организацию как целостность и отвечает на ключевые вопросы: -каким бизнесом занимается организация (стремление к приобретению нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, развитие, стабильность или свертывание общей деятельности) -оставаться унитарным предприятием или участвовать в ФПГ, альянсах и т.д. производить или покупать, заниматься ли финансовой деятельностью. Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую деловую стратегию. Функциональная стратегия – это стратегии отдельных функциональных подсистем организации. Отвечают на вопросы как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность, как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач и т. д. Процедура формулирования стратегии состоит из следующих этапов: 1. Оценка существующего положения, внешней и внутренней среды 2. формулирование вариантов стратегии, выбор оптимального для данных условий 3. расчёт предпринимательских рисков 4. окончательное принятие стратегии организации
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |