Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1 Биология как наука. Уровни и свойства живого. Клеточная теория

 

Термин «биология» был предложен в 1802 году Ж.Б.Ламарком. По другим источникам – Траверанусом.

Биология – совокупность наук о живой природе.

 

Предмет биологии – все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой.

 

Методы биологии:

  1. Наблюдение
  2. Описательный
  3. Сравнительный метод – позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей.
  4. Исторический метод – выясняет закономерности появления и развития организмов, становление их структуры и функции в процессе эволюции. Разработан Ч.Дарвином (XIX век).
  5. Экспериментальный метод исследования явлений природы, связан с активным воздействием на них путем постановки опытов в точно учитываемых условиях и путем изменения течения процессов в нужном исследователю направлении. Этот метод обеспечивает более глубокое проникновение в сущность явлений. Блестящий экспериментатор академик И.П.Павлов так отзывался об эксперименте: «Наблюдение собирает то, что предлагает природа, опыт же берёт у природы то, что хочет.» Широко стал использоваться экспериментальный метод в XX веке.

 

Задачи биологии:

  1. Изучение биологических закономерностей.
  2. Раскрытие сущности жизни.
  3. Систематизация живых существ.

 

Особенности биологии на современном этапе развития естествознания:

  1. Дифференцировка науки – появление новых дисциплин в связи с большим объёмом нового фактического материала (молекулярная биология, генная инженерия).
  2. Интеграция отдельных дисциплин (бионика и др.).

Определение понятия жизни по Ф. Энгельсу (1898 год) "Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей средой. С прекращением обмена веществ, прекращается жизь".

Определение понятия жизнь по М.В. Волькенштейну (1965 год): "Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующие и самовоспроизводящие системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот".

 

Свойства живого:

  1. Самообновление.
  2. Самовоспроизведение.
  3. Саморегуляция.

 

Атрибуты живого:

1. Дискретность и целостность.

2. Обмен веществ и энергии.

3. Раздражимость и движение.

4. Репродукция.

5. Наследственность и изменчивость

6. Рост и дифференцировка (индивидуальное развитие)

7. Историческое (филогенетическое) развитие

 

Уровни организации живого.

I. Микробиологическая система

подуровни: 1. Молекулярно-генетический

2. Субклеточный (органеллы)

3. Клеточный

II. Мезобиологическая система

подуровни: 1. Тканевой

2. Органный

3. Организменный

III. Макробиологическая система

подуровни: 1. Популяционно-видовой

2. Биогеоценотический

3. Биосферный

 

Термин клетка – «cellula» предложил в 1665 году Р.Гук, увидевший на срезе дерева пробки ячейки, как пчелиные соты.

Клетка – элементарная структурно-функциональная и генетическая единица всех живых организмов.

 

Первая клеточная теория была сформулирована немецким зоологом Т. Шванном (1839 год). Одновременно с ним работал немецкий ботаник М. Шлейден, пришедший к аналогичным выводам, поэтому некоторые цитологии первую клеточную теорию называют теорией Шванна – Шлейдена.

 

Основные положения первой клеточной теории:

  1. Клетка является структурной единицей растений и животных.
  2. Процесс образования клеток обуславливает их рост и развитие.

 

В 1858 году немецкий патологоанатом Р.Вирхов дополнил эту теорию выводом о том, что новые клетки образуются путем деления материнских клеток, патологические процессы в организме связаны с изменениями в клетках, вне клеток нет жизни. Его афоризм «клетка – от клетки».

 

Основные положения современной клеточной теории:

 

  1. Клетка – основная структурно – функциональная единица всего живого.
  2. Клетки одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по строению, химическому составу и важнейшим проявлениям жизнедеятельности.
  3. Размножение клеток происходит путем деления исходной материнской клетки.
  4. Клетки многоклеточных организмов специализированы по функциям и образуют ткани. Ткани формируют органы, органы образуют системы органов, которые в совокупности составляют организм.

 

Значение клеточной теории

1. Явилась крупнейшим обобщением естествознания 19 века.

2. Убедительно доказала, что развитие и рост всех высших организмов совершаются по одному общему закону.

3. Имела большое значение для развития эволюционного учения.

4. Утвердила материалистические представления во всех областях биологии и медицины.

 

Значение биологии для медицины:

Отечественный врач Давыдовский И.В. писал: «Медицина, взятая в плане теории – это прежде всего общая биология.»

Важнейшие биологические открытия совершают революцию в медицине. Например, исследования Л.Пастера (1862 г.), доказавшие невозможность самопроизвольного зарождения жизни в современных условиях; открытие микробного происхождения процесса гниения и брожения произвели переворот в медицине и обеспечили развитие хирургии. В практику хирургов вошли антисептика (предохранение химическими веществами ран от заражения), а затем асептика (стерилизация предметов, соприкасающихся с раной).

И.И.Мечников, изучая пищеварение у низших многоклеточных животных, открыл явление фагоцитоза, что затем способствовало объяснению явлений иммунитета. Исследования И.И.Мечникова межвидовой борьбы у микроорганизмов явились предпосылкой открытия антибиотиков, роль которых в медицине переоценить невозможно.

Советский исследователь Б.П.Токин открыл у растений летучие вещества – фитонциды, нашедшие широкое применение в медицине.

Открытия общей генетики способствуют дальнейшему развитию медицинской генетики; значение экологии паразитов вооружают врача в борьбе с инфекционными и инвазионными заболеваниями человека

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторинговые операции | Лекция №2 Клетка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.