Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура средневекового Казахстана

Государства в X - XIII веках

Государства раннего средневековья - VI - X века

3.1. В I тысячелетии происходит изменение этнической среды в Евразийском регионе, здесь вес более и более преобладают тюркоязычные племена. Первые упоминания имя «тюрк» относится к 542 году в китайских источниках, где описывались набеги туцзюе (тюрок) на Китай с северо-запада. В VI веке термин тюрк получил широкое распространение, он означал союз племен, сложившийся на Алтае.

VI век - это время начала тюркских империй, чередовались сближение общетюркски х культурных компонентов и формирование их самостоятельности.

Раннее тюркское государство - Тюркский каганат возникло в 552 году (552 -603 годы), когда вождь тюрок Бумын принял титул кагана. Оно занимало обширную территорию на востоке от Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге.

Господствующим в Центральной Азии это государство стало при кагане Мугане (553-572 годы), оно входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как Иран, Византия, Китай был данником каганата. Давление извне, междоусобицы, социальные противоречия ослабили его, и в 603 году он разделился на два самостоятельных государства - Восточный и Западный каганаты.

Ядром Западно-Тюркского каганата (603 -704 годы) стали «десять племен», самоназвание Он Ок будун - государство десяти стрел, занимавшие земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседлоземледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии. В Согде, Бухаре находились наместники кагана, здесь их владения доходили до верховий Амударьи и Гиндукуша от Исфиджаба и Чача до южного Афганистана и северо-западного Пакистана.

Западно-Тюркский каганат был государством с развитой городской и земледельческой культурой, развитой торговлей по Великому Шелковому пути. В VI - VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Это были большие города, не уступавшие по размерам городам средневековой Средней Азии, состоящие из цитадели, шахристана, рабада. Только в Чуйской долине существовало около 18 крупных городов и большое количество мелких поселений. Первым лицом в государстве западных тюрок был каган - верховный владыка, правитель, военачальник. Власть кагана передавалась по наследству, он руководил всеми внутренними и внешнеполитическими делами государства, был распорядителем всех земель. Он опирался на знать из династийного рода, представители которого занимали высшие должности в государстве и были наместниками кагана над вассальными племенами. Существовало семейное рабство. Основная масса населения состояла из свободных общинников-скотоводов. Столицей и зимней ставкой кагана был г. Суяб в Чуйской долине (близ г. Токмака), а летней резиденцией Мингбулак (близ г. Туркестана).

В 630-634 годах каганат утратил свои среднеазиатские владения к западу от Сырдарьи, государство вступило в полосу кризиса, главной причиной которого было давление извне и борьба за власть племенных союзов. В Семиречье вторглись китайские войска, в 657 году ополчение «десяти стрел» потерпело поражение, управление каганом стало осуществляться через китайского ставленника.

В 699 году вождь тюргешей Уч-элиг устранил ставленника китайского императора в Западно-Тюркском каганате и установил свою власть. Тюргеши - многочисленное племя, населявшее западную часть каганата на территории Чу-Илийского междуречья и контролировавшее большую часть караванных путей Семиречья. Уч-элиг-каган основал государство Тюргешский каганат (704 - 756 годы). Главная ставка тюргешей находилась в г.Суябе, а затем была перенесена в г. Тараз. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами, которые стремились установить свое влияние в этом регионе. К этому времени арабы завоевали Иран, Ирак, Сирию, Палестину и не смотря на сопротивление Западно-Тюркского каганата им удалось захватить его южную часть и включить в состав арабского халифата. С проникновением сюда арабов, здесь постепенно распространяется ислам.

В середине VIII века в этом регионе необычайно остро столкнулись интересы китайцев и арабов за свое влияние, что привело к тому, что в июле 751 года на реке Талас, недалеко от Тараза состоялось Таласская битва. Войска арабов, посланные сюда наместником аббасидских халифов Хорасане Абу Муслимом нанесли сокрушительное поражение китайцам, которых возглавлял Танский губернатор в Куче, генерал Гао Сянь Чжи. Решающую роль в разгроме китайцев сыграли карлуки, которые неожиданно нанесли им удар в тыл. Это сражение сыграло огромную роль, оно надолго положило конец попыткам Китая вмешиваться в дела этого региона, с другой стороны, это усилило влияние здесь арабов. В 756 году Тюргешский каганат пал.

Eгo сменило государство карлуков - Карлукский каганат (756-940 годы) со ставкой в Суябе. Карлуки - это тюркские племена, населявшие территорию между Западным Алтаем и Тарбагатаем, в VIII веке, теснимые уйгурами переселились в Семиречье и далее на запад, в Казахстане они постепенно расселились на территории от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль. Вожди их носили титул эльтебер, верховный правитель джабгу, а с 840 года - каган. В Карлукскую

конфедерацию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные племена, а также согдийцы, подвергшиеся тюркизации.

В сороковые годы X века произошло падение державы карлуков и установление государства тюркской династии Караханидов, возникло государство Караханидов (942 - 1210 годы). Родоначальником династии был Сатук Богра-хан (915-955 годы), который в 942 году объявил себя каганом. Это государство тюркских племен занимало территорию Семиречья, ее центр был в Чуйской долине, а ставка в Баласагуне. Со временем их владения расширились от Амударьи и Сырдарьи до Кашгара. Затем они распались на две части - восточную, включающую Семиречье и Восточный Туркестан с центром в Баласагуне и западную - Маверениахр с центром сначала в Таразе, а потом в Самарканде. В XI - XII веках это государство приходит в упадок и попадает под власть киданей, которые образовали свое государство в Семиречье.

Важным событием при Караханидах было принятие династией ислама, это связано с именем кагана Сатук Богра-хана, который в 955 году объявил об этом, а в 960 году во внутренних областях государства Караханидов, скорее всего в Семиречье ислам приняли 200 тысяч шатров (арабское имя Сатук Богра-хана Абд-ал-Керим).

Обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау. Чуйскую долину занимали племена огузов. Наиболее компактно они жили в Приаралье, северном Прикаспии, в низовьях Сырдарьи. В IX - начале X веков в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось государство огузов. Столицей огузского государства стал г. Янгикент, находившийся на важном караванном пути. По этническому составу огузское государство было пестрым в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные племена. Главой государства был джабгу. Известно, что в 965 году огузский джабгу в союзе с киевским князем Святославом разгромили Хазарский каганат. В 985 году огузы в союзе с русскими князьями нанесли поражение Волжской Булгарии. В 1041 году во время правления джабгу Шахмалика огузы захватили Хорезм. Однако в XI веке государство огузов стало приходить в упадок, начались междоусобицы, волнения, усилилось внешнее давление сельджуков. К середине XI века огузское государство перестало существовать, часть огузов под давлением кыпчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию, часть к караханидам Мавсраннахра и к "Сельджукам Хорасана, часть растворилась среди племен Дешт-и Кыпчака.

В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена кимаков и кыпчаков. В IX веке здесь образовалось государство кимаков, в его состав вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселилась сюда из Центральной Азии, правил государством джабгу, который с конца IX века принял титул кагана (хакана). Государство кимаков (IX - начало XI веков) имело ставку в Кимакии (Имакии) на Иртыше. Кимаки поддерживали связи с государствами саманидов, огузов, карлуков.

3.2. В начале XI века на огромной территории от Иртыша до Волги гегемонию установили кыпчаки, которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кыпчакское ханство (начало XI века - 1219 год). В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков). В XI - XII веках кыпчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Ставка правителей была в г. Сыгнаке. Кыпчаки составляли несколько основных групп племен - алтайско-сибирскую; казахстанско-приуральскую; подонскую, включая предкавказскую; днепровскую, включая крымскую; дунайскую, включая балканскую. На Руси их называли половцы, в Европе команы, на Востоке кыпчаки. Кыпчаки сыграли важную роль в развитие таких стран, как Индия, Египет Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм в эпоху средневековья. Кыпчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

Известно, что в домонгольский период кыпчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида IV и его преемников. Кыпчак Шамс-ад-Дин Ильдигиз был основателем династии Ильдигизидов в Азербайджане. В тяжелые для Византийской империи времена начала XI века, когда ее существованию угрожали турки-сельджуки с востока, а печенеги с севера, опередив римского папу и западноевропейское рыцарство, кыпчаки, вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему неоценимую помощь разгромив печенегов. Многие кыпчаки породнились с семьями византийской аристократии, они занимали высокое положение, например, кыпчакский полководец Альпамиш и другие. Кыпчакские династии стояли во главе государств в Средней Азии. Особенно заметна была их роль в Хорезме. Государство хорезмшахов объединяло большую часть Средней Азии, весь Афганистан, почти весь Иран, часть Южного Казахстана. Основателем кыпчакской династии хорезмшахов был Кутб-ад-Дин Мухаммад.

В начале XI века в Центральной Азии установили свою власть племена карахытаев (киданей). Это дальневосточные монгольские племена. Они вторглись в Семиречье и создали свое государство (1128-1213 годы), караханидов они превратили в данников. Ставка карахытайского гурхана находилась в Баласагуне. Кроме Семиречья карахытаи распространили свои владения на Южный Казахстан и Мавереннахр.

Важную роль в истории Казахстана сыграли найманы и кереиты - родственные тюркские племена, оформившиеся в племенные союзы в Центральной Азии. Под давлением монголов в конце XII - начале XIII веков часть кайманов и кереитов перекочевала на территорию Казахстана, обосновавшись на Алтае в Восточном Казахстане, а затем далее на запад в Семиречье. В 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Общественная организация найманов и кереитов была в виде самостоятельных улусов, которыми правили ханы. В 1211 году глава найманов Кучлук-хан покорил карахытаев и установил свою власть в Семиречье.

3.3. Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между земледельческими оазисами и кочевой степью, между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки, Кулан и другие. Формировались они в VI - X веках на основе ранних земледельческих и ремесленных поселений, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция близкая к Средне-Азиатской. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI века) в окрестностях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби (XI - XII века), расположенный рядом, и мавзолей Кара-хана в самом Таразе.

Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо орхоно-енисейское руническое. Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине, в Подонье, на Северном Кавказе. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950 годы). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул «Муаллим ассана - Второй учитель», под первым имелся ввиду Аристотель. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднего и Ближнего Востока - Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер он в Дамаске.

Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира, а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение.

Известным представителем тюркоязычной литературы X - XII веков является Юсуф Баласагунский, который родился примерно в 1017 году. Ему принадлежит, написанная в 1069-1070 годах поэма «Кутадгу билиг», переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым», «Благодатное знание». Эта книга является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззренческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе. Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029 - 1101 годы), его книга «Диван лугат ат- т урк» «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия - написана в 1072-1074 годах. В ней собран и обобщен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.

В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти - 1166 год). Сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Согласно различным версиям генеология Ахмета Ясави возводится к потомкам пророка Мухаммеда. Он является прародителем тюркских суфиев. Его жизнь и деятельность связана с г.Ясы (Туркестан). Ахмету Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов с их тенгрианско-шаманистскими, зороастрийскими представлениями, их проповеди справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе тюркского народа. Построенный на рубеже XIV - XV веков в честь Ахмета Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Средневековые государства на территории Казахстана | Государства на территории Казахстана в XIV - XV в.в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.