Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2: Сущность менеджмента внешнеэкономической деятельности

Предмет курса «Менеджмент внешнеэкономической деятельности» - совокупность управленческих отношений, которые возникают в сфере внешнеэкономической деятельности в связи с планированием, организацией, руководством и контролем за выполнением конкретных международных деловых операций на разных уровнях управления бизнесом, главным образом, на предприятиях. Он включает также управленческую деятельность не только украинских предприятий на внешних рынках, но и иностранных фирм в Украине, разнообразные виды деятельности на уровне предприятий, регионов, министерств и ведомств.

Необходимо учитывать, что выделить в чистом виде менеджмент внешнеэкономической деятельности из общего функционирования предприятия не возможно, т.к. планы внешнеэкономической деятельности органично связаны с планами выпуска продукции на внутреннем рынке. Множество структурных подразделений и множество должностных лиц обслуживают всю фирму в целом, охватывая и внешнеэкономическую деятельность. Поэтому курс, который изучается, имеет относительную самостоятельность. Кроме того, он тесно связан с такими дисциплинами как экономика предприятия, основы менеджмента, основы внешнеэкономической деятельности, международный бизнес, риски в ВЭД, таможенное и валютное регулирование ВЭД, международный маркетинг и др. Только с учетом, определенных связей можно рассчитывать на успех от внешнеэкономических операций.

Задачи курса «Менеджмент внешнеэкономической деятельности»:

• понимать, из чего складывается работа по управлению внешнеэкономической деятельностью на фирме;

• уметь обосновывать решения о выходе на внешние рынки. Понимать преимущества и недостатки, которые имеет внешнеэкономическая деятельность;

• уметь выбрать оптимальный целевой рынок для внешнеэкономической деятельности;

• уметь формировать стратегии проникновения на внешние рынки и составлять бизнес-план внешнеэкономического проекта;

• знать варианты построения внешнеэкономических отделов и служб и круг выполняемых ими функций.

Сущность менеджмента внешнеэкономической деятельности заключается в комплексном исследовании и моделировании международной среды в сочетании с налаженным взаимодействием всех подразделений и должностных лиц организации в интересах продуктивного достижения определенных внешнеэкономических стратегий.

Имеются три ключевых момента:

1) менеджмент ВЭД является определенным процессом, что, прежде всего, включает изучение и проектирование элементов международной среды: иностранных партнеров, уровня цен, таможенных правил, международных норм и обычаев и др. В этой части акцент делается не только на анализ и оценку будущих международных операций, но и на проектирование взаимоотношений с учетом определенных процедур. Этот элемент менеджмента составляет почти половину факторов успеха в международном бизнесе.

2) необходимо стремиться к эффективному взаимодействию не только между работниками внешнеэкономических подразделений, но и между всеми службами предприятия, что и определяет успех на международных рынках. Поэтому менеджмент ВЭД включает и усилия других работников в продвижении товаров фирмы на внешние рынки. Например, начальник отдела технического контроля, организовывая систему проверки экспортного товара на предмет соответствия условиям внешнеторгового контракта, является важной составляющей функции контроля менеджмента ВЭД.

3) необходимо сделать ударение на продуктивном достижении всей организацией избранных внешнеэкономических целей. Это значит, что критерием качества менеджмента ВЭД является не только успех сам по себе (достижения целей), но и цена этого успеха (затраты ресурсов, продуктивность).

Сущность менеджмента ВЭД проявляется в механизме управления ивключает:

• Цели управления;

• Принципы, на которых основывается управление;

• Функции управления;

• Конкретную структуру управления предприятием;

• Методы управления;

• Процесс управления;

• Ценностные ориентации в принятии решений;

• Систему стимулирования.

Посредством управления реализуются цели ВЭД предприятия получение прибыли, повышение рентабельности на основе международного разделения труда. Цели управления на предприятии:

• Установление контактов с потенциальными партнерами по экспортно-импортным операциям;

• Организация работы по производству конкурентоспособной продукции;

• Использование наиболее эффективных способов выхода на внешний рынок;

• Осуществление предконтрактной работы и подготовка контракта, максимально выгодного для предприятия.

Изменение места и роли предприятия в экономике страны привели к качественно новому пониманию управления внешнеэкономической деятельностью и его функций. В условиях рыночной экономики управление внешнеэкономической деятельностью означает:

• хозяйственную самостоятельность в принятии решений и ответственность за их результат;

• рыночное мировоззрение – производить то, что имеет спрос;

• постоянное движение к росту эффективности, корректировка целей и средств контроля;

• использование последних достижений в организации производства, науки, техники, т.е. быстрое внедрение их в деятельность, компьютерную технику, возможность получения информации.

Исходя из целей, масштабов, видов и форм менеджмент внешнеэкономической деятельности на предприятии включает:

• внутрифирменное планирование;

• управление производством;

• управление персоналом;

• конкретные экономические условия, в которых работают предприятия;

• уровень развития теории;

• национальные особенности управления.

• управление производством экспортной продукции;

• управление финансами и кредитами;

• управление ценообразованием на экспортную продукцию;

• управление научно-техническими программами;

• управление качеством продукции и ее конкурентоспособностью;

• управление сотрудничеством, т.е. переходом от производства товаров на экспорт к товарам, произведенным в результате международного производственного кооперирования.

Сущность менеджмента внешнеэкономической деятельности проявляется и в его функциях, которые направлены на достижение целей предприятия. Рассмотрим шесть основных функций управления:

1. планировать, составляя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы развития внешнеэкономической деятельности, а также разрабатывая бизнес-планы для новых внешнеэкономических проектов, предполагающих, в том числе, привлечение внешних источников финансирования;

2. организовывать, формируя организационные подразделения фирмы для осуществления внешнеэкономических операций, распределяя сотрудников на участки работы, наделяя их соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью и определяя формы и методы подготовки и реализации внешнеэкономической деятельности;

3. координировать и согласовывать задачи и функции внешнеэкономической деятельности с другими отделами и подразделениями фирмы с целью не допустить противоречий в решениях и обеспечить слаженность и оптимизацию всей работы;

4. учитывать результаты и оценивать эффективность внешнеэкономической деятельности за счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным видам товаров и регионам и в совокупности по всему номенклатурному ряду поставляемых за рубеж или импортируемых из-за границы товаров;

5. контролировать внешнеэкономические операции как в оперативном, так и в стратегическом режиме, проводя текущий мониторинг за ходом реализации и контроль за выполнением годовых, среднесрочных и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности и организуя проведение соответствующих ревизий, в том числе и по воплощению внешнеэкономических и маркетинговых стратегий в жизнь;

6. обеспечить информационную систему обслуживания внешнеэкономической деятельности фирмы за счет внедрения информационных систем управления (MIS - Management information system; DSS - Decision support system, MDSS - Marketing decision support system, MSM — Market selection model и др.), подключение к соответствующей зарубежной информации через систему Интернет и др., что позволяет не только иметь четко структурированный банк данных внешнеэкономической информации, но и использовать возможности проигрывания ситуаций с помощью готовых или разработанных для данной фирмы компьютерных программ в целях оптимизации работы, на внешних рынках и принятия управленческих решений на более квалифицированном и обоснованном уровне.

Перечисленные выше функции относятся к основным или общим функциям управления, свойственным любому виду управленческой деятельности. В то же время управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы включает выполнение и ряда специфических или конкретных функций. В частности, к ним относятся:

• аналитическая функция по изучению международной рыночной среды и среды отдельных зарубежных стран и рынков, запросов потребителей зарубежных рыночных сегментов;

• товарно-производственная функция, предполагающая совершенствование и адаптацию товара к условиям местных рынков;

• сбытовая функция по организации сбытовой сети в своей стране и за рубежом для продвижения экспортных товаров;

• осуществление ценовой политики, проведение рекламной работы на внешних рынках и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1: Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне государства | Тема 3: Концепция внешнеэкономической деятельности предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.