Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика 2

Методика 1

Нравственная воспитанность

Методы диагностики нравственной воспитанности:

1. Методы диагностики нравственного сознания: работа с литературным произведением, вопрос, содержащий нравственную проблему.

2. Методы диагностики нравственного поведения – игра «Веселый динозавр», наблюдение.

Изучение уровня развития нравственных представлений младших школьников.

Детям задают вопрос, позволяющий выявить, насколько у них сформировано представление о каком-либо нравственном качестве. Например, необходимо выявить, имеют ли дети представление о честности. Следовательно, детям задается следующий вопрос: «Какого человека можно назвать честным? Почему?» На вопросы дети отвечают письменно.

Обработка результатов:

1. Характеристика низкого уровня развития нравственных представлений:

а) отвечая на первую часть обоих вопросов, школьник называет имена одноклассников и литературных героев;

б) обосновывая свою точку зрения, школьник приводит частные примеры; «Сегодня он мне дал конфету», «Этот герой пожалел младшую сестру» и т.д.

2. Характеристика среднего уровня развития нравственных представлений:

а) ответ на первую часть обоих вопросов такой же, как и у учащихся первого уровня;

б) при обосновании своей точки зрения учащийся использует слова, харак­теризующие качества личности героя: добрый, веселый, справедливый и т.д.

3.Характеристика высокого уровня развития нравственных представлений:

а) учащийся не называет конкретные имена, а изменяет их указательными
местоимениями (тех, кого) и сочетаниями слов (тех людей, того человека);

б) обосновывает свою точку зрения так же, как и ребенок со средним уров­нем.

Все ответы детей оцениваются в баллах по следующей шкале:

1 балл - низкий уровень; 2 балла - средний уровень; 3 балла – высокий уровень.

Без предварительного разбора детям читается небольшой рассказ, в котором содержание связано с исследуемым вами нравственным понятием. Для проведения данной методики лучше использовать произведения В.С. Осеевой или Л.Н. Толстого. Например, если мы выявляем представления детей о честности, то и в произведении должна содержаться эта же нравственная проблема (Толстой Л.Н. «Косточка»). После прочтения рассказа дети письменно отвечают на вопрос, позволяющий выявить уровень их представлений о данном нравственном качестве. Вопрос не должен содержать подсказку или ответ. Например, по рассказу «Косточка» можно задать вопрос: «Почему покраснел мальчик?»

Обработка результатов:

1. Характеристика низкого уровня развития нравственных представлений:

нравственная проблема школьником не выявлена, при объяснении используется пересказ событий.

2.Характеристика среднего уровня развития нравственных представлений:

проблема называется учеником, но для обоснования своей точки зрения школьник кратко пересказывает содержание.

3. Характеристика высокого уровня развития нравственных представлений: школьник называет и обосновывает нравственную проблему, делая обобщенные выводы, основанные на своем личном опыте, приводит примеры из жизни по проблеме.

Все ответы детей оцениваются в баллах по следующей шкале:

1 балл - низкий уровень; 2 балла - средний уровень; 3 балла – высокий уровень.

Средний уровень сформированности нравственных представлений учащихся в целом по классу (R) вычисляется по каждой методике отдельно по следующей формуле:

1* к + 2 * м + 3 * р, где к – количество детей с низким уровнем,

к + м + р м – количество детей со средним уровнем,

р – количество детей с высоким уровнем.

Если R находится в пределах от 1 до 1,8 баллов – низкий уровень

R находится в пределах от 1,9 до 2, 8 баллов – средний уровень

R находится в пределах от 2,9 до 3 баллов -высокий уровень

2. Проведение этического занятия: тема - по выбору, содержание - с учетом уровня развития нравственных представлений учащихся класса

Алгоритм отбора содержания и форм проведения этических занятий

Уровень Особенности содержания этических занятий Специфика
форм методов
Низкий Рассматривается поведение одного героя в заданной ситуации. Этическая беседа, кукольный театр. Инсценирование, игра, обсуждение ситуации.
Средний Рассматривается поведение нескольких героев в одной ситуации Живая газета, «Огонек». Обсуждение фильмов, поступ­ков товарищей.
Высокий Рассматривается поведение нескольких героев в различных ситуациях. Диспут, читательская конференция. Обсуждение статей из газет и журналов.

Таблица 1

Уровень сформированности нравственных представлений учащихся

  Ф.И. учащихся Методика 1 Методика 2 Средний балл по двум методикам
1. Иванов М.      
2. Каров А      
3. Лескина И.      

Низкий уровень сформированности нравственных представлений выявлен у 10 учащихся (к = 10), средний – у 4 учащихся (м = 4), высокий не зафиксирован ни у одного ученика (р = 0), следовательно, средний уровень сформированности нравственных представлений у детей данного класса вычисляем по формуле:

 

1* 10 + 2* 4+ 3 * 0 = 10 +8+0 = 1,3 - низкий уровень нравственных представлений.

10 + 4 14

2. Так как у детей класса выявлен низкий уровень сформированности нравственности представлений, проводим этическую беседу «Хорошо ли быть честным человеком?»

Краткий план беседы:

1. Вступительное слово

2. Обсуждение с детьми различных ситуаций

3. Работа над пониманием смысла пословиц и поговорок о честности.

Подведение итога беседы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Нравственное воспитание | Лекция 5. Методы воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.