Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий курс лекций

Этапы автоматизированного проектирования.

 

 

 

Верификация заключается в проверке выполнения ТЗ или спецификации. 2 метода:

Натуральное моделирование – создание макета устройства и его имитирование; Имитационное моделирование.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ». 2

ЛЕКЦИЯ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ПЕРЕХОД ОТ ВАРВАРСТВА К ЦИВИЛИЗАЦИИ. 6

ЛЕКЦИЯ 2 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ. 12

ЛЕКЦИЯ 3. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В XIV - XVI ВВ. 25

ЛЕКЦИЯ 4. Россия на пороге нового времени (XVII В.) 36

ЛЕКЦИЯ 5. РОССИЯ В ПЕРИОД ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (XVIII в.) 41

ЛЕКЦИЯ 6. “ЗОЛОТОЙ ВЕК” ДВОРЯНСКОЙ ИМПЕРИИ В 1725-1801 ГГ. 50

ЛЕКЦИЯ 7. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.. 60

ЛЕКЦИЯ 8. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-80 ГГ. XIX В. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III 70

ЛЕКЦИЯ 9. Альтернативы общественного развития РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА.. 78

ЛЕКЦИЯ 10. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА. 89

ЛЕКЦИЯ 11. «СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (ОКТ.1917 – ИЮЛЬ. 1918 ГГ.)». 94

ЛЕКЦИЯ 12. «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ(1918-1920ГГ.)». 102

ЛЕКЦИЯ 13. «ПРОТИВОРЕЧИЯ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ В 20-30-е гг. СССР» 112

ЛЕКЦИЯ 14. «Переход к НЭПу и образование СССР. Форсированное строительство социализма в стране. 117

ЛЕКЦИЯ 15. «СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ». 136

ЛЕКЦИЯ 16. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТРАНЫ 1945-1953 гг. 148

ЛЕКЦИЯ 17. МИР В УСЛОВИЯХ НТР. «ОТТЕПЕЛЬ» В СССР (1953-1960 гг.). 154

ЛЕКЦИЯ 18. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 70-80-е ГОДЫ. 165

ЛЕКЦИЯ 19. «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991-1999 гг.». 176

 

ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

 

ВВЕДЕНИЕ

История - одна из важнейших форм самосознания людей. Великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов писал, что история «даст государям примеры правления, подданным - повиновения, воинам - мужества, судьям - правосудия, младым старых разум, престарелым - сугубую твердость в советах, каждому - незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное». Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Целью данной лекции является введение в общую проблематику курса «Отечественная история» и выявление специфики исторического знания, а также раскрытие основных черт восточнославянского общества середины и второй половины I тыс. н.э.

ИСТОРИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания (культурологии, исторической психологии, социологии и др.), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов).

История как наука оперирует точно установленными фактами. В истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой, осмысление всей совокупность фактов с целью выявления причин и закономерностей развития общества.

Превращение исторических знаний в многоотраслевую науку происходило постепенно, на протяжении длительного времени. Важным этапом стал период античности. «Отцом истории» принято считать грека Геродота, жившего в V в. до н.э. Он представлял человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств, был близок к подлинному историзму в восприятии событий и фактов.

Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла. Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения). Основателем христианской историографии считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311 г.

Подлинный переворот в духовной жизни общества происходит в эпоху Возрождения, когда в центр мироздания был поставлен человек. Новое мировоззрение получило наименование «гуманизм». Важнейшим достижением историков-гуманистов (самый знаменитый из них – итальянец Никколо Макиавелли) стало возвращение к принципам античного прагматизма, рассмотрение и оценка прошлого с точки зрения земных, а не небесных интересов.

Мыслители эпохи Возрождения заложили основы европейской исторической науки Нового времени. В XVII в. она развивалась под сильным влиянием идей рационализма (от лат. – разумный) – философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей, естественного права и общественного договора. В следующем столетии, в век Просвещения, происходит расширение тематики исторических трудов, ученые отказываются от средневековых теорий избранных народов, от европоцентризма. Историки-просветители (Вольтер, Д. Дидро, Э. Гиббон, Д. Юм, И. Гердер) Настойчиво искали причины происходивших событий. Крупным достижением того времени стала идея закономерности и прогресса в общественной жизни.

Современная историческая наука сформировалась в ХIХ-ХХ вв. На ее формирование повлияли различные философско-исторические учения. Так, сторонники марксизма, на основе признания первичности материальной жизни общества – общественного бытия по отношению к о6щественному сознанию, представляли исторический процесс как прогрессивное движение и смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической; движущей силой развития антагонистического общества признавалась классовая борьба. Трактовкам истории как закономерного объективного процесса, поддающегося систематизации и обобщению, противостоят взгляды, подчеркивающие роль субъективных факторов, оказывающих решающее, влияние на развитие истории; при этом ставится под сомнение сама возможность научного познания прошлого. В ХХ в. широкое признание получила школа. «Анналов» (это название произошло от французского журнала «Анналы: экономика – общество – цивилизация», основанного в 1929 г. М. Блоком и Л. Февром). Многие исследователи обращаются к опыту социальной истории (это направление наиболее развито в США), к компаративизму, к изучению истории цивилизаций.

Сложный и долгий путь развития характерен для исторической науки любой страны, в том числе и России. Важным этапом в переходе от летописания и других традиционных для Древней Руси форм историографии к историческому исследовано является последняя четверть XVII в. Именно тогда появились работы, основанные на критике источников и рациональном изучении причинно-следственных связей событий в рамках авторских концепций. Наиболее яркие из них – «Созерцание краткое» и «Известие истинное» Сильвестра Медведева, «Генеалогия» Игнатия Римского-Корсакова, «Скифская история» Андрея Лызлова. Эти работы заложили фундамент отечественной исторической науки которая вскоре, в ХVIII столетии, достигла значительных успехов. Среди выдающихся ученых того времени – «отец русской историографии» В.Н. Татищев Г.Ф. Миллер, М.М Щербатов, И.Н. Болтин, А.Л. Шлёцер.

Навсегда вошли в сокровищницу науки и культуры России труды корифеев исторической мысли XIX в. (Н.М. Карамзина, С.М Соловьева; В.О. Ключевского); историков-концептуалистов, создавших оригинальные построения истории нашей страны (Н.А. Полевого, Н.Л. Костомарова, П.Н. Милюкова); ученых, заложивших основы отечественной археографии, источниковедения и историографии (М.Т. Каченовского, П.М. Строева, К.Н. Бестужева-Рюмина); исследователей, разрабатывавших конкретные проблемы российской истории (И.Е. Забелина, В.И. Семевского, Н.П. Павлова-Сильванского).

Большой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли ученые XX столетия. При этом они придерживались различных схем и построений в изучении прошлого. А.С. Лаппо-Данилевский, например, следовал неокантианской теории исторического познания, Н.И. Кареев изучал ее позитивистско-плюралистическую версию, ГГ. Шпет – феноменологическую. Новые теоретико-философские и логические подходы к пониманию смысла и хода истории сосуществовали с эмпирическими исследованиями, научное значение которых сохранилось до наших дней (труды С.Ф. Платонова, А.А. Кизеветтера, М.М. Богословского). С марксистских позиций рассматривали движущие силы исторического процесса Г.В. Плеханов В.И. Ленин, Н.А. Рожков, М.Н. Покровский.

После Октябрьской революции марксистская идеология и методология становятся господствующими в Советской России. В годы сталинской диктатуры многообразие в подходах к историческим явлениям и процессам сменяется их единым толкованием. Репрессии, обрушившиеся на историков, догматическое следование марксистско-ленинской теории в сталинской интерпретации, ограничение контактов с зарубежными исследователями – все это нанесло огромный урон российской исторической науке. Тем не менее, советские ученые – Н.М. Дружинин, П.А. Зайончковский, А.А. Зимин, А.А. Новосельский, В.Т. Пашуто, Е.В. Тарле, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин и многие др., продолжая и развивая традиции дореволюционной историографии, создали немало превосходных исторических трудов. Весомый вклад в науку XX столетия внесли историки русского зарубежья (Г.В. Вернадский, А. В. Карташев, Б.И. Николаевский и др.).

Отечественная история – часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности русского варианта пути развития человеческой цивилизации. Поэтому нужно показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и ее заселенности, многонациональный и многоконфессиональный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы и т.п.

История распорядилась таким образом, что с распадом СССР как единого государства входившие в него республики выделились в самостоятельные государства. По отношению к России они стали уже «ближним зарубежьем». Однако мы не можем сразу забыть, что эти республики долгие годы были связаны между собой в политическом, экономическом, социальном и культурном отношении.

Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и сегодня ведется идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Гражданская ответственность за исторические судьбы народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. Для этого необходимо выяснить функции исторического знания. Наиболее отчетливо проявляются следующие основные функции: познавательная и интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке весьма часто слово «история» употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. В курсе Отечественной истории нас будут интересовать зарождение, становление и функционирование Российского государства на различных этапах. Поэтому познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути Российского государства, познании всех связанных с ним явлений, событий и фактов.

Практически-политическая функция заключается в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики руководства массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Тенденциозно описанная и изученная история никогда ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики — это ориентация на искаженный исторический опыт.

Отечественной истории присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на удовлетворение интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм, позволяет увидеть моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории помогает глубже разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей, их влиянии на человеческие судьбы.

Весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, опираться, по меньшей мере, на основные принципы научного исследования: объективность, историзм, социальный подход к изучению истории, всесторонность изучения проблемы.

Объективность является одним из принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Рассматривать историю с позиций этого принципа означает, что необходимо изучать объективные закономерности, которые определяют процессы общественно-политического развития, опираться на факты в их истинном содержании, рассматривать каждое явление в его "многогранности и противоречивости.

Принцип историзма означает, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале и как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как менялась его роль, какие оценки ему давались на том или ином этапе, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Принцип историзма требует, чтобы любой, кто изучает историю не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий, трезво учитывал реальные возможности, которыми располагали различные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.

Важным принципом при изучении истории России является принцип социального подхода. Он предусматривает одновременное соблюдение субъективности и историзма и особенно необходим для изучения и оценки программ и реальной деятельности политических партий и движений, их лидеров.

Принцип всесторонности изучения истории подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и учет всех сторон и всех взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально- экономического развития государства и общества, т.е. общественно-политические процессы и движения, деятельность различных партий и организации. Развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах, экономической политике.

Таким образом, если говорить кратко, то предметом изучения курса Отечественная история является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества.

Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии, со всеми присущими им чертами, деталями, особенностями. Через которые проявляются общие закономерности.

Источники изучения истории России весьма обширны и сложны. Их удельный вес неодинаков, поскольку жизнь и деятельность Российского государства неотделимы от истории различных классов, социальных прослоек, политических партий и движений. Точных границ круга источников по истории России быть не может в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах общественного развития.

 

ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ

Итак, каков ожидаемый общий результат работы студента по изучению курса Отечественной истории? В первую очередь он должен приобрести комплексное знание содержания, сущности и характера исторического процесса в России как составной части всемирной истории человечества. Полученные знания, в том числе в ходе самостоятельной работы и творческих обсуждений на семинарах, должны расширить общий кругозор учащегося, повысить интеллектуальное развитие, сформировать у него навыки, необходимые для самостоятельной оценки современной исторической литературы.

ЛЕКЦИЯ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ПЕРЕХОД ОТ ВАРВАРСТВА К ЦИВИЛИЗАЦИИ

История любого народа изначально связана с тем географическим пространством, на котором началось и протекает его развитие. Географическим пространством, на котором началась и продолжается по сей день история русского народа стала огромная Восточно-европейская равнина. Её главной характерной чертой является природно-климатическое однообразие. Различия четырех климатических зон: арктической, северной, средней и южной, сглажены и не представляют таких контрастов как в Западной Европе. Если исключить из рассмотрения районы Крайнего Севера и Южные Степи, то Средняя полоса России отличается достаточно однородным климатом: долгая морозная зима со снегом, поздняя весна, с частым возвращением холодов, теплое, благоприятное для земледелия лето. Частые и более резкие перепады температуры зимой и летом и более мягкие весной и осенью.

Характер растительности в различных районах Восточно-европейской равнины, позволяет выделить две основные зоны: лес и степь. Север и северо-запад равнины издревле были покрыты лесами, а юг и юго-восток занимали степи. Огромную роль в строении Восточно-европейской равнины играют реки. Главные водные артерии – Волга, Днепр, Дон, Западная Двина – создают условия для развития земледелия и судоходства.

В.О. Ключевский справедливо полагал, что лес, степь и река – основные стихии русской природы, оказавшие определяющее значение на развитие русского национального характера, а также общественной и хозяйственной жизни русского народа.

Лес давал строительный материал, пищу, одежду – был основным источником хозяйственных ресурсов, служил укрытием от врагов. Но лес создавал и существенные препятствия развитию хозяйства. Расчистка посевных площадей требовала выжигания и выкорчевывания лесных пространств. Леса осложняли прокладку путей сообщения и сдерживали развитие торговли.

Степь открывала широкие возможности развития земледелия на черноземных землях и скотоводства на обширных степных пастбищах. Она давала выход к теплому Черному морю. В то же степь была постоянным источником опасности. Оттуда приходили степные кочевники. Их набеги несли разорение хозяйству, смерть или рабство населению. Века противостояния со степью и ее обитателями наложили отпечаток на всю историю русского народа.

Реки служили главными путями. Славянские племена, заселявшие Восточно-европейскую равнину, продвигались в основном по берегам рек и основывали на них свои поселения. Уйти от реки значило отрезать себя от мира, от соседей, затеряться среди чужих лесов или степных просторов.

Как считает большинство историков, славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей, II в. н. э.).

В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э) совпавшего с кризисом рабовладельческой формации славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в Южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. «Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней 0ки и верховьев Дона на востоке, от Невы Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшее Восточно-европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими к балтскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в отношении этих объединении был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике). Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения. Современная историческая наука считает первоначальным местом обитания славянских племен верховья Вислы, берега Тиссы и склоны Карпатских гор, то есть современную восточную Венгрию и Южную Польшу. В период «Великого переселения народов», начавшегося со II в. н.э., славяне стали расселяться по Европе. Часть славянских племен отправилось на Юг, на Балканы (будущие сербы, хорваты и др.), часть устремилась на Запад (будущие чехи, моравы, поляки, словаки). А часть славянских племен – на Восток. Эта восточная ветвь славянства стала этнической основой для создания Древнерусского государства.

В VII -VIII вв.. н.э. славянские племена расселились по Восточно-европейской равнине: поляне, древляне и дреговичи заняли правый берег Днепра. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра.. К северу от них между устьями рек Десна и Рось жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягва" - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходках.

Заселив Восточно-европейскую равнину, славянские племена оказались в окружении многочисленных соседей. На Севере соседями славян стали финские племена, делившиеся на множество мелких народцев: чудь, весь, меря, мордва, черемисы, зыряне. Их разрозненные поселения раскинулись на огромных просторах русского севера. Эти племена сохраняли первобытный уклад жизни, между ними не было сколько-нибудь устойчивых связей, не говоря уже о государственном объединении. Они встретили славянские племена довольно мирно и позволили им поселиться на своих землях, благо места в этих просторах хватало всем.

На северо-западе соседями славянских племен были балты (литовцы, латыши, пруссы, япиги). Они обитали в бассейне реки Неман и Западной Двины Эти племена также не стали соперниками славянских племен и встретили пришельцев достаточно мирно.

Огромную роль на северных и северо-западных землях тогда играли норманны или варяги – пришельцы из Скандинавии. Они поддерживали в этом регионе торговлю и совершали периодические набеги на морское побережье и берега рек. Однако, в целом, обстановка на Северном и северо-западном направлениях сложилась мирная. Здешние соседи славянских племен не представляли серьезной опасности.

Иначе складывалась обстановка на юге и юго-востоке Восточно-Европейской равнины. Здесь соседями славян стал могущественный Хазарский Каганат и племена кочевников-печенегов. Основой Хазарского Каганата были племена хазар, обитавшие на Северном Кавказе. Власть в Каганате захватили представители еврейской диаспоры. Хазарский Каган стал марионеткой в их руках. Раз в год его демонстрировали: народу для подтверждения законности существующей власти. Хазарский Каганат стремился поддерживать контроль над степями Северного Причерноморья, опираясь на своих союзников печенегов. Славянские племена, жившие на берегах Днепра (поляне, древляне, дреговичи) вынуждены были признать власть Хазарского Каганата и платить дань хазарам.

Еще одним соседом славян была Византийская империя. Она стремилась обезопасить свои владения на Балканах и в Северном Причерноморье. Для этого византийские политики применяли испытанный римский принцип: разделяй и властвуй. Они стремились не допустить создания у своих границ крупного племенного или государственного объединения. Поэтому их устраивало, что славянские племена враждуют с хазарами и печенегами, а также между собою.

Главным занятием славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Однако, техника земледелия, существовавшая в те времена, не способствовала оседлому образу жизни. Земли быстро истощались и уже через несколько лет не могли прокормить земледельцев. Приходилось искать новое место, которое нужно было расчистить, вырубив и выкорчевав лесную чащу. Расчистка земель производилась силами отдельных семей и после этого земля становилась семейной собственностью. Родовая собственность, служившая основой родовой общины, распылялась. Так постепенно родовая община сменилась соседской, основанной не на семейных связях и совместной собственности, а на общности места проживания и общих хозяйственных интересах. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур - "жито", сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы – квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.

Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали, урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой, удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Постепенно стали завязываться торговые связи с другими народами. Главными экспортными товарами славянских племен были – мед, воск и пушнина. С этими товарами первые русские купцы отправились на рынки Хазарии и Византии и приобретали там ремесленные изделия и оружие. Однако, это не могло удовлетворить потребности славянских племен в ремесленных изделиях. Поэтому они должны были развивать собственное ремесленное производство.

Развитие ремесла и торговли стало основой для создания городов. Поляне основали Киев, северяне – Чернигов, Кривичи - Смоленск и Полоцк, а славянские племена, жившие в районе озера Ильмень, основали Новгород. Первые древнерусские города нуждались в защите и поэтому превращались в крепости, охраняемые наемными дружинами, зачастую варяжского происхождения. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Так к IX в. н.э. у Восточных славян сложилось две основные формы общественной жизни. Сельская община живущих по соседству земледельцев для хозяйственной взаимопомощи и совместной защиты от врагов, и город объединение торговцев и ремесленников с теми же целями.

Когда славянские племена начали заселять Восточноевропейскую равнину, господствующей формой общественной жизни у них была родовая община, то есть объединение кровных родственников. Семейные связи были основой общественных отношений. Родовая община покоилась на авторитете старшего в роде, общности родового имущества и общем культе предков.

В процессе переселения и освоения новых земель родовые связи стали ослабляться и разрываться. Отдельные семьи в поисках лучших участков земли отрывались от родового союза. Семьи из разных родов селились по соседству друг от друга, постепенно образуя соседскую общину. А члены одного рода оказывались разбросанными на огромном пространстве.

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община – мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская община. Общинников объединяло теперь не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.). Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства, феодалов имели натуральный характер и стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов. Они еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности – слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. Великий водный путь "из варяг в греки" был своеобразной "столбовой дорогой", связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев I Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь "из варяг в греки" был "главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства".

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Славяне верили в загробную жизнь. При погребении покойника снабжали всем необходимым для будущей жизни: его любимыми вещами, оружием, ставили на первое время горшок с пищей. Тризна (поминки) совершались об ушедшей в иной мир, душе. Особенно почитались души предков-родоначальников. Славяне верили, что и в загробной жизни они не переставали следить за своим родом, защищать и помогать ему.

Олицетворением предков были божества Род и Роженица. Род иначе назывался Щуром. Отсюда и поговорка «чур меня», что означало просьбу к предку о защите. Постепенно бог рода был вытеснен покровителем семьи, дома – домовым.

Почитание явлений природы связывалось у восточных славян с праздниками. Рождение солнца (начало прибавления дня) отмечалось праздником коляды; наступление весны – праздником сжигания чучела зимы (позднее – масленица); летний поворот солнца – праздником Купалы. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун – бог грома, молний, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл – бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства. Для богов строила специальные сооружения – требища и капища, где происходили моления и жертвоприношения.

 

ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ

Славяне освоили Восточно-европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, славен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Это способствовало расслоению восточнославянского общества. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности.

 

ЛЕКЦИЯ 2 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ

 

Третья лекция посвящена возникновению и развитию Древнерусского государства и началу периода феодальной раздробленности на Руси.

В первом и втором вопросах лекции будут рассмотрены причины возникновения и этапы развития Древнерусского государства; основные направления внешней политики Руси; причины перехода Руси к феодальной раздробленности и ее особенности; борьба русских земель с иноземными захватчиками в XIII в.; установление монголо-татарского ига в середине XIII в.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вопрос 1. Возникновение Древнерусского государства. Норманнская теория
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.