Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура учебного материала обобщающего урока физики




Существенные отличия.

Обобщающий урок физики

Обобщающий урок физики – сравнительно новый тип урока, по многим признакам отличающийся от традиционного повторительно-обобщающего урока.

Цель повторительно-обобщающего урока:

1) повторение и закрепление материала;

2) обобщение в систематизированном виде.

Организуется такой урок в конце изучения темы или раздела курса, целесообразность его не вызывает сомнения, он популярен среди учителей.

Обобщающий урок физики – это целостная система, состав и структура компонентов которой отличается от других видов и типов урока.

Целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На обобщающем уроке элементы знания определенной темы или раздела должны быть представлены в виде логически замкнутой, целостной системы. Отдельные элементы системы (опыты, понятия, законы и пр.) должны быть взаимно увязаны и структурированы.

Первая (основная) отличительная особенность: структурирование знания, выстраивание его в определенной иерархической зависимости, знание представляется в соответствии с познавательным значением.

Вторая существенная особенность: обобщение, систематизация физического знания одновременно способствуют осознанию учащимися методологических знаний, пониманию логики процесса познания.

Третья существенная особенность: углубление приоритетных ранее знаний, при этом речь идет о понимании сущностных, наиболее значимых характеристик и связей, отраженных через структуру знания.

Итак, идея структурирования элементов физического знания является основной методической идеей разработки содержания обобщающего урока физики.

Обобщающий урок может проводиться на любом этапе изучения темы или раздела, и не являться завершение изучения учебного материала.

Обобщение физических знаний может осуществляться на основе различных принципов, идей и на разных уровнях: на уровне понятий, законов, теорий, отдельных физических картин мира и на уровне единой современной физической картины мира. Рассмотрим для примера урок обобщения знаний на уровне физической теории, как наиболее часто встречающейся (физическая теория – основная структурная единица учебного материала в школьном курсе физики).

Для организации содержания обобщающего урока может быть использована структура физической теории, представленная в виде: основание, ядро, выводы, интерпретация.

Другой, более целесообразной в познавательном и воспитательном плане, является структура знания, представленная в динамике цикла познания: опытные факты – гипотезы – теоретические следствия – эксперимент. Эта структура дает возможность не только повторить основные элементы учебного материала, но и показать их методологическую значимость. Более подробно об этом мы будем говорить при изучении частной методики преподавания физики.

Отметим, что очень важны обобщающие уроки, в которых обобщение проводится на основе рассмотрения основополагающих философских положений: материя и ее виды, связь материи и движения, законы сохранения, как иллюстрация несотворимости и неуничтожимости материи. Немаловажны обобщающие уроки политехнического характера. При этом учебный материал структурирован в соответствии со следующей логической схемой: основные направления научно-технического прогресса – виды производства – технические объекты и процессы.

ВЫВОД: разрабатывая обобщающий урок физики, учитель должен прежде всего решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, а затем определять методы и приемы, которым он будет пользоваться на подобном уроке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.