Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ислам и средневековая Европа

Как связаны исламский мир и христианская средневековая Европа? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сделаем небольшой экскурс в историю ислама.

Религия ислама (арабское «ислам» буквально означает – «предание себя богу», что нередко переводится как «покорность») возникает в начале VII века на Аравийском полуострове. Основатель ислама Мухаммад – личность историческая. Он родился в Мекке, как принято считать, в 670 г. В возрасте около сорока лет Мухаммаду стали являться видения и речения извне, которые им и его ближайшим окружением были истолкованы как божественное откровение. Осознав свое пророческое призвание, Мухаммад выступает с религиозной проповедью, однако не встречает понимания у большинства своих сограждан. В последующие десять лет вокруг Мухаммада формируется лишь небольшая религиозная община, члены которой уверовали в него как посланника Бога и приняли его проповедь как откровение Бога. Неудача многолетней проповеди в родном городе и обострение отношений с родовой знатью Мекки вынудила Мухаммада и его сторонников к переселению, а точнее – бегству, в Медину. 622 год – хиджра, или переселение, – стал для мусульман началом новой эры, от него ведется летоисчисление в исламе. В Медине новая религия быстро набирает силу, здесь вокруг Мухаммада складывается многочисленная и очень активная мусульманская община. Здесь же, в Медине, в 632 г. Мухаммад умирает.

Вероучение ислама несет на себе сильное воздействие иудаизма и христианства – религий более ранних, распространенных как в самой Аравии, так и в близлежащих регионах. Мухаммад несомненно был знаком с вероучениями обеих религий, и они затронули его душу. Заслуга Мухаммада состояла в том, что он смог синтезировать традиционные верования арабского населения Аравии, идеи иудаизма и христианства. Центральная идея ислама – вера в единого Бога. Аллах – таково имя Бога в исламе – выступает как единый и единственный Бог, который через своего посланника Мухаммада открыл людям истинное учение. Это учение дано в Коране – священной книге всех мусульман. Коран – это по существу прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, который, в свою очередь, сообщает ее людям. В отличие от иудаизма и христианства, священные тексты которых создавались в течение длительного времени и приписываются разным авторам, текст Корана целиком восходит к Мухаммаду и его состав складывался при жизни пророка. Отсюда исключительность личности Мухаммада в исламе. Краткий символ веры ислама гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха!». Исповедание этого символа составляет первый из пяти так называемых столпов ислама. Кроме признания единобожия и пророческой миссии Мухаммада, в исламе каждому мусульманину предписаны ежедневная молитва, ежегодный пост (в священный месяц рамадан), налог в пользу нуждающихся и совершаемое хотя бы раз в жизни паломничество в Мекку – хаддж.

Исходная формулировка нашего вопроса не подразумевает более детального рассмотрения вероучения и культовой практики ислама. Давайте тем не менее скажем, что содержательно вероучение этой религии очень близко иудаизму и христианству. Это важно понимать, поскольку догматизм религиозного сознания склоняет к преувеличению различий и затемняет духовное единство религий. Так же как в иудаизме и христианстве, в исламе Бог выступает творцом мира. Он же создает первых людей – Адама и его жену Хавву (вспомните библейскую Еву), которые, не устояв перед искушением дьявола – Иблиса, – нарушают запрет Аллаха и, вкусив запретный плод, совершают грехопадение, за что и изгоняются из рая на землю. В Коране мы встречаем Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других знакомых по библейским текстам персонажей. Близость трех религий такова, что самому Мухаммаду поначалу представлялось возможным объединение их приверженцев в одно религиозное сообщество; во всяком случае, в христианах и иудеях, проживающих на территории Аравии, пророк видел не противников, но союзников, искал их понимания и рассчитывал на содействие. Отчего это не случилось? Несмотря на историческую и содержательную преемственность, ислам существенно отличается и от иудаизма, и от христианства, причем сами эти отличия возникают в результате перекрестного синтеза идей двух названных религий. После Христа идея Бога для избранных стала культурным анахронизмом, поэтому ислам, в отличие от иудаизма, с самого начала заявляет о себе как мировая религия. Аллах, как и Бог в христианстве, един для всех людей. Но в формировании ислама, через иудаизм, сказал свое слово Восток. В учении Мухаммада Аллах предстал трансцендентной мирообразующей силой, пребывающей в абсолютной противопоставленности тварному миру природы. Бесконечный божественный дух и дух человека в его конечности для ислама несовместимы, поэтому в нем, подобно иудаизму, не принимается идея Богочеловека. Вместе с тем, в отличие от иудаизма, Иисус Христос (Иса) признается в Коране как особо почитаемый, последний перед Мухаммадом, пророк доисламского мира – пророк, но не Бог.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Економіко-математичні методи | И продуктом труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.