Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Длина предложения

3.1.4.

Важным условием информативной насыщенности текста является сжатость речи. Разговор о сжатой и пространной речи неизменно сводится к сопоставлению различных синтаксических конструкций, т.к. одну и ту же мысль можно уложить и в короткое простое предложение, и в развернутое и сложное. Не может быть однозначного ответа на вопрос, что предпочесть - простые конструкции или сложные со множеством придаточных предложений?

Если бы во всех случаях лучшим способом выражения мысли были короткие простые предложения, язык бы уже давно освободился от больших, громоздких фраз, и у Чехова мы не нашли бы ни одного сложноподчиненного предложения.

Выбор той или иной синтаксической конструкции зависит прежде всего от формы речи (устной или письменной), от конкретных стилистических задач, которые ставит перед собой говорящий или пишущий и, наконец, от его индивидуального слога.

Употребление сложных предложений - это отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные, т.к. отсутствие тех или иных слов восполняется мимикой и жестами. Реже мы используем сложные, преимущественно бессоюзные предложения.

При письменном отражении разговорной речи в художественных текстах, и прежде всего в пьесах, наиболее широко используются бессоюзные сложные предложения. Например, в пьесе Чехова «Вишневый сад» Варя говорит: Я так думаю, ничего у нас не выйдет. У него дела много, ему не до меня... и внимания не обращает. Бог с ним совсем, тяжело мне его видеть... Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют, а на самом деле ничего нет, все как сон.

В сценической речи отсутствие союзов восполняется богатством интонаций. Если провести простой эксперимент и части сложных бессоюзных предложений соединить союзами, то в результате такой трансформации речь утратит живые интонации: Думаю, что ничего у нас не выйдет. У него дела много, так что ему не до меня, поэтому и внимания не обращает... Все говорят о нашей свадьбе, поэтому все поздравляют, хотя на самом деле ничего нет.

Чехов писал: «Есть лишние слова, не идущие к пьесе, например: «Ведь ты знаешь, что курить здесь нельзя». В пьесах надо осторожнее с этим что».

В книжной речи широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи. Но многочленное предложение может оказаться тяжеловесным, и это затруднит восприятие текста, сделает его стилистически громоздким. Однако было бы глубоким заблуждением считать, что всегда предпочтительнее короткие, «легкие» фразы. Горький писал одному из начинающих авторов: «Надо отучиться от короткой фразы, она уместна только в моменты наиболее напряженного действия, быстрой смены жестов, настроения». Речь распространенная и «плавная» дает «читателю ясное представление о происходящем, о постепенности и неизбежности изображаемого процесса».

У самого Горького можно найти немало примеров искусного построения сложных синтаксических конструкций, в которых дается исчерпывающее описание картин окружающей жизни и состояния героев.

Признанным мастером короткой фразы был Чехов, стиль которого отличает блистательная краткость. Давая указания и советы писателям-современникам, Чехов рекомендовал по возможности упрощать сложные синтаксические конструкции. В то же время нелепо было бы утверждать, что сам Чехов избегал сложных конструкций. В его рассказах можно почерпнуть немало примеров умелого их применения. Например:

«А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, - и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого - Егорова, то было бы очень хорошо».

Мастером стилистического использования больших сложных предложений был Лев Толстой. В его творчестве большой редкостью были простые и в особенности короткие предложения. («Война и мир»)

Показательно, что в поздний период творчества Л.Н. Толстой тоже выдвигает требование краткости. Уже с 90-х годов он настойчиво советует внимательно изучать прозу А.С. Пушкина, особенно «Повести Белкина». «От сокращения изложение всегда выигрывает», - говорит он. Известно также интересное высказывание Толстого: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать. Мне этим некоторые мои длинные не нравятся, слишком в них все изжевано».

(*) Интерье́р (фр. in-térieur лат. in-terior — внутренний вид, антоним фр. ex-térieur, лат. exterior — внешний вид) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания.

(**) Сувенир - 1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-н. места.

(***) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

ДЕБЮ́Т (франц. debut). - 1. Первое пли пробное выступление на сцене. || Первое публичное выступление на каком-нибудь поприще (книжн.).

Напр.: Эта речь была дебютом молодого адвоката. Этот труд - мой дебют в литературе.


Если собеседник – мужчина, и женщина хочет произвести на него впечатление, то максимально выигрышно она будет звучать на максимально низких женских обертонах.

Упражнение позволяет женщине спуститься на вибрации в самый низ грудного резонатора: полоскать горло, опуская и поднимая голову. На спуске рот округляется. На подъеме – открывается. Или прорычаться с понижением и повышением голоса.

Чтобы мужчина произвел хорошее впечатление на женщину или, что особенно важно, на женскую аудиторию, допустим, если мужчина – руководитель и он хочет расположить к себе аудиторию, то это достигается в первую очередь собранностью, цельностью речи, точностью смысла произносимого, а главное - тембром голоса. Этот голос должен быть не вялый, не гиперактивный, без нажима. А главное – его голос должен быть таким, чтобы при закрытых глазах женщина могла представить, что этот мужчина имеет спокойное, не угрюмое выражение лица. Т.е. он должен говорить как бы наблюдая за собой, чтобы голос звучал как фоновая музыка или фоновые новости, которые так любят слушать мужчины.

Серия по 10 раз:

Чтобы кровь прилила к связкам, к губам, чтобы исключить их зажатость – упражнение «зубочистка» - 8 раз в одну сторону, 8 раз – в другую, быстро и активно. Голос разогревается, кровь приливает к языку, усиливается слюноотделение.

Чтобы правильно выставить интонацию, напр., на совещании или перед какой-то важной встречей, нужно пожевать язык: упражнение мясорубка, пожевать краешки языка и его кончик. Звук голоса становиться объемным.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многословие. Следует отметить, что с понятием «содержательная речь» абсолютно несовместимо многословие | Общие положения охраны природной среды при хозяйственной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.