КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды лицензий
По объему прав, т. е. по совокупности правомочий, предоставляемых лицензиату по договору, лицензионные договоры (лицензии) делятся на два основных вида: исключительные и неисключительные. Исключительная лицензия (exclusive license) — лицензия, в соответствии с которой лицензиату передается право на использование товарного знака в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. Неисключительная (простая) лицензия (non-exclusive license) дает лицензиату право использовать товарный знак в пределах, оговоренных договором (на оговоренной территории в оговоренные сроки). Лицензиар сохраняет за собой право использовать товарный знак и право предоставлять лицензии третьим лицам. Кроме этого различают лицензии: Ø полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован знак; Ø частичные, когда право на использование товарного знака касается только части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак. Владелец товарного знака может одновременно выдать несколько лицензий на его использование, при этом он может получать доход от предоставления права на использование товарного знака, например в виде роялти. Роялти (royalty) — это компенсация, выплачиваемая лицензиатом лицензиару в течение оговоренного периода за использование прав на временное обладание товарным знаком в форме определенного процента от стоимости реализованных марочных товаров. Чтобы перейти от стандартной ставки роялти к ставке, указываемой в лицензионном договоре, используются поправки. Среди них следует выделить факторы, отражающие правовые и экономические аспекты сделки.
К факторам, отражающим правовые аспекты сделки, в первую очередь следует отнести объем передаваемых прав по лицензионной сделке. Наиболее высокие ставки роялти будут по полным лицензиям, т. е. при, получении лицензиатом исключительного права на использование бренда. Наименьшие ставки роялти бывают при неисключительных (простых) лицензиях, так как в этом случае не исключается взаимная конкуренция и конкуренция между другими лицензиатами. Лицензиар от предоставления лицензии и лицензиат от ее использования имеют определенные преимущества.
Многие российские компании, особенно занятые в пищевой промышленности, охотно занимаются лицензированием своих товарных знаков, понимая те выгоды, которые оно им сулит. Выгодна аренда чужого товарного знака и для лицензиата. Выплаты роялти обходятся гораздо дешевле, чем создание собственной марки. Это выгодная стратегия: когда лицензиат прикрепляется к известной марке, нет необходимости в затратах на продвижение: чужой бренд сам «проталкивает» товар.
Вместе с тем в предоставлении лицензии для лицензиара и в использовании ее для лицензиата есть и определенные недостатки. Помимо выгод лицензиар имеет определенные трудности, связанные с текущим контролем действий лицензиата по управлению переданным ему в аренду брендом. Недостаточно спланированная работа с лицензиатом, от которой фактически зависит успех продвижения бренда на рынке, может привести к тому, что попытка лицензиата прикрыться раскрученным брендом для продвижения своей марки может закончиться провалом. Одним из таких примеров является лицензионный договор по передаче бренда «Флагман» владельцем бренда «Русской винно-водочной компанией» (РБВК) компании «Табакинвестпром» (Тверская область).
С точки зрения лицензиата к самому серьезному недостатку лицензионных договоров следует отнести то, что компания, арендующая товарный знак, попадает в зависимость от его владельца. Лицензиату сложно планировать на отдаленную перспективу свои маркетинговые действия, так как контракт по истечении срока его действия может быть и не продлен лицензиаром. Так, пивоваренная компания «Балтика» в декабре 2002 г. без объяснения причин не продлила контракты со всеми производителями орешков, которые пользовались ее брендом.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |