Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды лицензий




По объему прав, т. е. по совокупности правомочий, предоставляемых лицензиату по договору, лицензионные договоры (лицензии) делятся на два основных вида: исключительные и неисключительные.

Исключительная лицензия (exclusive license) — лицензия, в соответ­ствии с которой лицензиату передается право на использование товарного знака в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату.

Неисключительная (простая) лицензия (non-exclusive license) дает лицен­зиату право использовать товарный знак в пределах, оговоренных догово­ром (на оговоренной территории в оговоренные сроки). Лицензиар сохра­няет за собой право использовать товарный знак и право предоставлять ли­цензии третьим лицам.

Кроме этого различают лицензии:

Ø полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован знак;

Ø частичные, когда право на использование товарного знака касается только части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.

Владелец товарного знака может одновременно выдать несколько лицен­зий на его использование, при этом он может получать доход от предостав­ления права на использование товарного знака, например в виде роялти.

Роялти (royalty) — это компенсация, выплачиваемая лицензиатом ли­цензиару в течение оговоренного периода за использование прав на вре­менное обладание товарным знаком в форме определенного процента от стоимости реализованных марочных товаров.

Чтобы перейти от стандартной ставки роялти к ставке, указываемой в лицензионном договоре, используются поправки. Среди них следует выде­лить факторы, отражающие правовые и экономические аспекты сделки.

К факторам, отражающим правовые аспекты сделки, в первую очередь следует отнести объем передаваемых прав по лицензионной сделке. Наиболее высокие ставки роялти будут по полным лицензиям, т. е. при, получении лицензиатом исключительного права на использование бренда. Наименьшие ставки роялти бывают при неисключительных (простых) лицензиях, так как в этом случае не исключается взаимная конкуренция и конкуренция между другими лицензиатами. Лицензиар от предостав­ления лицензии и лицензиат от ее использования имеют определенные преимущества.

 

 

Преимущества лицензиара Преимущества лицензиата
Быстрое расширение бизнеса на новых рынках с минимизацией собственных фи­нансовых затрат и трудовых ресурсов. Возможность начать бизнес, не обладая большим опытом и значительными денеж­ными средствами.
Снижение риска, поскольку собственный капитал участвует в расширении бизнеса в минимальной степени. Вступление в отлаженную систему под известном торговой маркой с гарантией обучения и всесторонней поддержки ли­цензиара.
Освобождение от необходимости опера­тивного управления. Экономия на дорогостоящих маркетин­говых исследованиях, рекламной кампа­нии и др.
Получение дополнительных доходов за счет выплат роялти лицензиатом. Снижение риска банкротства и других коммерческих и финансовых рисков.

 

Многие российские компании, особенно занятые в пищевой промыш­ленности, охотно занимаются лицензированием своих товарных знаков, понимая те выгоды, которые оно им сулит.

Выгодна аренда чужого товарного знака и для лицензиата. Выплаты роялти обходятся гораздо дешевле, чем создание собственной марки. Это выгодная стратегия: когда лицензиат прикрепляется к известной марке, нет необходимости в затратах на продвижение: чужой бренд сам «протал­кивает» товар.

Вместе с тем в предоставлении лицензии для лицензиара и в использо­вании ее для лицензиата есть и определенные недостатки.

Помимо выгод лицензиар имеет определенные трудности, связанные с текущим контролем действий лицензиата по управлению переданным ему в аренду брендом. Недостаточно спланированная работа с лицензиатом, от которой фактически зависит успех продвижения бренда на рынке, мо­жет привести к тому, что попытка лицензиата прикрыться раскрученным брендом для продвижения своей марки может закончиться провалом. Одним из таких примеров является лицензионный договор по передаче бренда «Флагман» владельцем бренда «Русской винно-водочной компа­нией» (РБВК) компании «Табакинвестпром» (Тверская область).

Недостатки для лицензиара Недостатки для лицензиата
Необходимость кропотливой продуманной работы с лицензиатом, от которого факти­чески зависит успех бизнеса е целом. Объемы продаж могут оказаться ниже за­планированных.
Несоизмеримость затрат на содействие и контроль деятельности лицензиата с раз­мером роялти последнего. Зависимость от лицензиара (сроки дого­вора), меньше экономической свободы, ограничение инициативы.
Сложность контроля независимых лицен­зиатов.  
Отказ от непосредственного ведения ком­мерческой деятельности повышает риск упущенной выгоды.  

 

С точки зрения лицензиата к самому серьезному недостатку лицензи­онных договоров следует отнести то, что компания, арендующая товар­ный знак, попадает в зависимость от его владельца. Лицензиату сложно планировать на отдаленную перспективу свои маркетинговые действия, так как контракт по истечении срока его действия может быть и не прод­лен лицензиаром.

Так, пивоваренная компания «Балтика» в декабре 2002 г. без объясне­ния причин не продлила контракты со всеми производителями орешков, которые пользовались ее брендом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.