Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постмодернизм в культуре XX века. Переходный характер культуры постмодернизма

Постмодернизм пересматривает основные идеи модернизма, критика модернизма отличается противоречивостью, наличием антиномий.

1. С одной стороны, постмодернизм выступает против индустриализации, механичности, машинности в культуре модернизма; с другой стороны, на развитие искусства и философии постмодернизма решающее влияние оказали электронные СМИ, развитие информационного общества. Постмодернизм критикует модернизм за сосредоточенность на материальном, но искусство постмодернизма полностью зависит от звуковых и световых эффектов, которые невозможны без высокого уровня развития техники.

2. постмодернизм критиковал модернизм за противоречия между массовой и элитарной культурой, за сложность искусства, отрыв его от обычного человека. С другой стороны, сложность языка философии постмодернизма, вычурность, особая «техничность» постмодернизма делают его еще более элитарным.

Постмодернизм в философии (Ж.. Бодрийяр, Ж. Батай, Ф. Лиотар, Делез, Гваттари) продолжает переоценку ценностей: критикуется идея антропоцентризма, европоцентризма, логоцентризма, преобладания мужского начала над женским. Впрочем, возникает ощущение исчерпанности философии и искусства, и обращению к прошлому, его реконструкции («Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны» С.С. Аверинцев).

Постмодернизм утверждает равноценность культур, проявляет интерес к культурам Востока, Африки, Латинской Америки и так далее. Постмодернизм отвергает значение центра как в картине мира, в искусстве, так и в политике. Отвергается идеология и практика власти, насилия в пользу ценностей плюрализма, диалога, мира и согласия (в реальности постмодернизму соответствует период терроризма, глобализации, отчуждения людей друг от друга).

Постмодернизм отрицает значение цивилизации, происходит восхваление хаотического пристрастия к вину, эротике, восхваление инстинктивного начала в человеке.

У. Эко говорит, что постмодернизм имеет главной целью разрушение привычных для предшествующей культуры разделений: реализма и ирреализма, формы и содержания, элитарного и массового искусства.

Основные принципы постмодернизма:

- Плюрализм, неясность, неопределенность, всеобщая амбивалентность. Постмодернизмом называю «дух времени радикального плюрализма», т.е. всеобщая, всепоглощающая множественность взглядов, теорий, концепций, который объединяет все, что произошло после модернизма в разных видах человеческой деятельности: философии, искусстве, социологии, экономике, политике. Для постмодернизма характерна идея хаокосмоса (вместо космоса в классической культуре), в котором отсутствуют ценностные ориентиры. Теоретики и практики постмодернизма утверждают «максимальную энтропию».

- Фрагментарность, мозаичность. Для объяснения сложной «бесструктурной структуры» современного мышления и творчества постмодернисты используют понятие – метафору «ризома» (т.е. корневище без корня, без центрального корневого побега). В традиционной классической культуре символом было Древо: Древо жизни, Древо познания добра и зла, Мировое Древо.

- Постмодернизм выступает против всех канонов, авторитетов. Хотя постмодернизм иногда пытается вернуться к классике и восстановить связь времен, но эти тенденции не выходят за границы стилизации и эклектики. В качестве стилистических цитат применяются мотивы готики, барокко. Выдвигается идея диалога культур, в частности Востока и Запада.

- Гибридизация, смешение, скрещение разных жанров искусства, заимствование, плагиат, что характерно для эпохи, которая не обладает собственным содержанием. Возникает коллаж вместо целостного стиля. Он является защитной реакцией на деградацию художественности, потерю целостности мироощущения и мировоззрения.

- Ирония. Принцип романтизма становится всеобъемлющим качеством создания постмодернизма, который обращается с иронией к общечеловеческим ценностям, вечным темам, вневременным сюжетам. А. Белой назвал иронию болезнью ХХ века. Можно отнести эти слова и к ХХI веку.

- Ирония тесно взаимосвязана с игрой. Игра как опровержение самого себя, парадоксальность. Стремление мыслить творчество как игру, любовь как игру (игра широко используется в психологии). В соответствии с концепцией И. Хейзинга игра превращается в некий суррогат.

- Постмодернизм говорит о «смерти автора» в литературе, а далее говорит о «смерти субъекта», традиционного «Я». Личность перестает быть центром мысли и переживания. Человек утрачивает свою целостность, стержень, состоит из обрывков действий, слов, снов. Возникает проблема утраты самоидентификации личности, особенно это характерно для молодежи, которой трудно сформировать себя в условиях плюрализма ценностей и мульти культурной реальности. И, если модернизм обращается к глубине человека, поиску высоких религиозных, философских ценностей в какой – то новой форме (например – символизм), пробует передать духовность изобразительными средствами (супрематизм), то постмодернизм обращается к повседневности, утрачивает вертикаль человеческого существования.

- Искусство постмодернизма полностью утрачивает понятие реальности. По определению Ж. Бодрийяра «симуляр» - не просто «обманывая видимость», а «Копия без оригинала». Реальность заменятся виртуальной реальностью, конструированием псевдовещей.

Утрата реальности, ориентиров, ценностей приводит к ощущению абсурдности человеческого существования, случайности жизни и смерти, пониманию человека как игрушки в случайном, неопределенном мире. Постмодернизм воспринимается как культура переходного периода.

Выводы:

Культура ХХ в. характеризуется сложностью и многообразием. Для нее характерны безграничная вера в НТП, который стал порой замены религии, и глубочайшим разочарованием в способностях науки в познании и изменении мира; эта эпоха величайших преобразований и необычного риска, опасности, ставящего человечество на грань катастрофы.

Культура ХХ в. стала основой информационной эпохи с ее перспективами и проблемами, поставила проблему свободы человека в условиях неопределенности. Переоценка ценностей не закончилась. Она требует своего решения.

Литература:

1. Бореев Ю. Б. «Эстетика.» М, 2005 г.

2. Власов В. Г., Лукина Н. Ю. «Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм.» Спб., 2005 г.

3. «Западное искусство ХХ в. Проблема развития искусства ХХ в.» Спб., 2001 г.

4. Малахов Н. О. «Модернизм» М., 1985 г.

5. Энциклопедия «Посмодернизм» Минск, 2001 г.

6. Полевой В. М. «Искусство ХХ в. 1901 – 1945» М., 1991 г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модернизм как направление культуры ХХ века. Основные направления модернизма | Маркетинг территорий и регионов. Маркетинг в государственном управлении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.