Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллектив и личность в воспитательном процессе




 

Вставка отличие от советсвкой трактовки (рукопись)

Разработка теории коллектива на современном этапе

Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление

наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принципов и методов

стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.),

разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое,

групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания;

формирование социальной направленности личности и развитие творческой

индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития.

Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями [1]. 1 См.: Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978.

Детский коллектив - это субъект воспитания, а тем самым он является носителем определенных воспитательных функций:

- идейно-воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

- организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

- стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Очевидно, только абстрагируя, можно выделить эти функции, рассматривать их по отдельности. В реальном воспитательном процессе все они сливаются в единой функции организации детского коллектива - в воспитательной.

Объективные факторы коллективного воспитания / вставка – распечатка

Структура и основные типы детских коллективов. Для практической работы в школе

большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органах. Опыт

показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся.

Кроме того, общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на

каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный

коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и

межличностном взаимодействии.

Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами.

Основным звеном в коллективе является первичный коллектив. Для А.С.Макаренко - это был отряд, состоящий из 12-15 человек. В школьной практике - это класс. А.С.Макаренко придавал большое значение первичному коллективу, считая его "инструментом прикосновения к личности". В самом деле, в нем дети наиболее близко общаются между собой, постоянно совместно действуют, участвуют в реализации общих целей всего коллектива и входят в общую систему характерных для коллектива отношений.

Второй структурной единицей коллектива можно назвать сводный отряд. А.С.Макаренко боялся воспитать касту командиров. Он хотел, чтобы все умели и руководить, и подчиняться. Сводный отряд формировался на отдельное дело. Командиром сводного отряда становился рядовой член первичного коллектива. Это давало возможность задействовать самых отсталых и неорганизованных, вывести подростка из состояния пассивности. Примером такой организации жизнедеятельности коллектива может служить коммунарская методика И.П.Иванова (творческие группы).

Третьей структурной единицей коллектива у А.С.Макаренко был сам воспитанник. Но нужно сказать, что здесь имело место присвоение звания: воспитанник, коммунар, коммунар-дзержинец. То есть звание присваивалось по степени принадлежности каждого подростка к коллективу.

Четвертой структурной единицей коллектива являются органы самоуправления. Во-первых, это общее собрание. Ни одно значимое решение не принимается без собрания. Повседневной жизнью руководит Совет командиров.

В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность осуществлять разные социальные роли (в одном он - ученик, в другом - спортсмен, в третьем - артист и т.д.).

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться

к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть

постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие

первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе

разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции,

клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по

месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть

одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание

первичных коллективов было таким, чтобы это позволяло наилучшим образом решать

не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед

педагогической системой.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов,

координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным

органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных

задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях

для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные

коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные

учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение

поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.

 

Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал

актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива

и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и

пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не

может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личностных качеств

воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий

правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива

лидеров с отрицательной общественной направленностью.

 

Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может

складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав,

обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказание

повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной

деятельности; организация обмена опытом работы ("летучки", совещания); контроль

за исполнением поручений и привлечение внимания актива к качеству выполненной

работы. Работа с активом действительно необходима, поскольку, как писал А. С.

Макаренко, актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском

учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в

коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

Литература

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. - СПб.; Ростов-на-Дону, 1999. - Разд. II. - Гл. 2.5; Разд. IV. - Гл. 4.1.

2. Волков Н. Личность и коллектив в лицее //Народное образование. - 1993. - № 7-8.

3. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.

4. Лутошкин Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988.

5. Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива //Пед. соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4

6. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива /Избр. пед. соч.: В 3 т. - М.: Педагогика, 1981. - Т. 3

7. Файнбер Р.И. Личность и коллектив: поиск гармонии //Педагогика. - 1992. - № 1-2.

8. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.