КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование торговой деятельности
Науку. Науку. В статье «Проект общего плана устройства народных училищ» Толстой писал: «Есть отношения людей, не могущие быть определены законом. Это отношения семейные и отношения образовывающего и образовывающегося», так как эти отношения столь многообразны и представляют искусство взаимодействия. Поэтому Толстой критикует тех, кто трактует педагогику как отвлеченную философскую науку, рассматривающую образование наилучшего, идеального человека и стремящуюся к общим выводам. Толстой утверждает, что нет единого критериума образования. «Педагогика наука опытная, она рассматривает реального известного человека». «Педагогика продвигается не философскими откровениями, а терпеливыми и упорными повсеместными опытами. Опыт будет основанием школы. Каждая школа будет педагогической лабораторией». Именно, понимая педагогику как искусство, где возможны импровизации, а взаимодействие есть многообразие встреч, Л.Н.Толстой осуждал немецкую науку с её абсолютизацией разума и верой в точный расчет и в становящуюся психологию, таящую опасность скатывания в редукционизм. Его осуждение немецкой педагогики совпадало с критикой немцев Ушинским. Наиболее полно эта критика представлена в статье «Письмо неизвестному о немецких школах» Мы -«Мы русские варвары, не знаем, колеблемся и ищем разрешения вопросов о будущности человека и лучших путях образования.» Они- «В Европе знают не только законы будущего развития человечества, знают пути, по которым оно пойдет. Мало того, как сложное вещество разложили душу человека на память, ум, чувства и т.д. и знают, сколько какого упражнения для какой части нужно. Всё у них предусмотрено, на развитие человеческой природы во все стороны поставлены готовые, неизменные формы. И это совсем не шутка, не пародия, не ирония, а факт» Л.Н. Толстой осуждает в немецкой педагогике неизменную черту определенности, в немецких школах – регламентацию, полицейское устройство школы. О психологии «Рядом с классом заучивания истины о бессмертии души, ученику стараются дать урузуметь, что нервы общие человеку и лягушке, суть то, что называли прежде душой» «Человека нельзя знать со всех сторон и во всех отношениях, потому, что у человека столько сторон, сколько радиусов в шаре, словом нет числа.» Педагогическая наука Центром педагогической науки Толстой видел оптимальное взаимодействие учителя и ученика. В работе «Проект общего плана устройства народных училищ» толстой пишет: «Задача науки образования отыскание законов воздействия одних людей на других. Задача науки образования есть только изучение условий совпадения двух стремлений к одной цели». Взаимодействие этих двух стремлений персонально. Каждый ребенок имеет право на свой личный путь развития и педагог должен учитывать это право.
О категориях педагогики Толстой отмечает невозможность жесткого и точного определения основных педагогических категорий. «Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, но вместе с тем необходимых для передачи мысли,-таковы слова воспитание, образование, обучение…. Может быть есть причины, почему мы инстинктивно не хотим употреблять эти понятия в точном и настоящем их смысле…
образование
В статье «О задачах педагогии» Толстой разводит два понятия образование: «Образование, которое даётся жизнью, бессознательное или бессознательная педагогия, воспитание под влиянием среды и образование, которое обеспечивается сознательной деятельностью людей.
Образование идет своим, независимым от школы путем, образование бессознательное, жизненное и образование школьное, сознательное всегда шли и идут рядом, пополняя одно другое. Бессознательная школа подкопалась под принудительную и сделала её содержание почти ничем».
В статье «О народном образовании» Толстой критикует Дьюи за удаление от жизни, от бессознательного образования.
В статье «Воспитание и образование» 1862г. Толстой пишет: «Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемой стеной и только сквозь свою научную школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным».
Воспитание «Воспитание – есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. Ни гимназист, ни студент не имеют выбора. Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим. Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же как он сам.(пропитать своим духом).»-ст «Воспитание и образование»1862г.., то есть Толстой критически относится к воспитанию как к насильственному процессу. В статье «О воспитании» 1909 Толстой изменяет отношение к воспитанию и приходит к мысли о важности воспитывающего образования в начале учения, так как необходимо пробудить у учеников вопросы о смысле их жизни. «Воспитание и образование не раздельны. Основанием …избрания наиболее нужных для разумной жизни людей знаний является понимание смысла и назначения человеческой жизни, т.е религии. Люди узнают в школах всё об Александре Македонском и о Людовике 16 и о его любовницах,узнают о химическом составе тел, об электричестве,радии, о целых науках о правх, а ничего не знают о том как понимали и понимают смысл жизни и какие признавали и признают правила жизни миллиарды живших и живущих людей нехристианского мира, то есть две трети человечества.
«Религия и нравственность дают ответы на неизбежно возникающие перед человеком вопросы: первый: что я такое, какое отношение моё, моей отдельной личности ко всему бесконечному миру. И второй- как мне сообразно с этим моим отношением к миру жить, что делать и чего не делать.
Ответы на эти вопросы всегда были и есть в учениях религии и нравственности-не в религии и нравственности какого-либо одного народа известного места и времени, а в тех основах религиозности и нравственных учений, которые одни и те же высказаны всеми лучшими мыслителями мира, от Моисея, Сократа, Кришны, Эпиктета, Будды, Марка Аврелия, Конфуция, Христа, Иоанна апостола, Магомета до Руссо, Канта, персидского Баба, индусского Вивекананды, Эмерсона, Редкина, Сковороды и др
Во все времена среди миллионов людей всегда мудрейшие из них отвечали людям на те главные жизненные вопросы, которые стоят перед человечеством. Разумное образование возможно только при постановке в основу его учения о религии и нравственности». Что касается дальнейших предметов- первым после религии и нравственности будет изучение жизни людей близких: своего народа… После изучения жизни своего народа, думаю, что при правильной постановке дела образования столь же важным предметом будет изучение жизни других народов, их религиозных верований и обычаев. И точно так же, соответственно своей важности для разумной жизни, займут соответствующие места зоология, математика, физика, химия и др.знания.»
«Преподавание – есть передача сведений одного человека другому. Учение – оттенок преподавания.»
Об учителе «Учитель должен быть не философом – воспитателем и открывателем новой педагогической теории, но добросовестным наблюдателем, в известной мере умеющим сообщать свои наблюдения».
«Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её и ученики полюбят тебя, и науку и ты воспитаешь их».
Отстаивая педагогику как искусство и свободу опыта педагога, Л.Н.Толстой в то же время, как и Ушинский,писавший о нравственном магнитизме»учителя, как и Пирогов, утверждавший приоритетность «внутреннего человека» прежде всего у учителя, большое внимание уделяет Духу и душе учителя, которые нельзя определить никакими инстркуциями и расчетами. «Когда единственная вера учителя состоит в том, что ничего нет истинного, что всё, что существует, то разумно, сравните после этого догматическую школу средних веков, в которых истина не сомненна. Спросите какого хотите педагога, почему он учит так и именно тому, а не этому…,и ежели он поймет вас, то ответит: потому, что он знает истину, открытую Богом..» «Успех учения основан не на руководствах, а на Духе, организации школ, на том неуловимом влиянии учителя, на тех отступлениях от руководства, на тех ежеминутных изменениях в классе, которые исчезают без следа, но которые и составляют сущность успешного обучения.»
О методах Толстой считал, что учитель должен знать много методов, но относиться к ним творчески, применять новый метод или комбинировать их в ситуации затруднения ученика. Он критиковал существующие западные школы за то, «что школы утверждаются так, чтобы учителю было удобно учить… Вечное стремление педагогики устроить дело так, что бы какой бы ни был учитель и ученик, метод был бы один и тот же» Толстой высмеивал методы обучения в немецких школах.(Сценка «Рыба господин учитель»). Л.Н. Толстой стремился к активной работе детей, в его яснополянской школе было много творчества.(«Кому у кого учиться писать…») В то же время Л.Н.Толстой осуждал методизм, абсолютизацию методов. Он называл методистов своего времени, которые абсолютизировали наглядность «партизаны предметных уроков». Он писал: «Я знаю, ещё долго будут процветать наглядное обучение, и кубики, и пуговки вместо арифметики, и шипение для обучения букв. Но я тоже твердо знаю, что здравый смысл русского народа не позволит принять эту навязываемую ему ложную и искусственную систему обучения…что в великом деле своего умственного развития, он не сделает ложного шага и не примет того, что дурно.» Осуждая перенимаемые из немецкой педагогики методы преподавания, Толстой писал: «Может быть дети готтентотов, негров, может быть немецкие дети могут не знать того, что им сообщают в таких беседах, но русские дети, кроме блаженных, все, приходя в школу знают не только, что верх, что низ, что лавка, что стол, что два, что один, но по моему опыту, крестьянские дети, посылаемые родителями в школу, все умеют хорошо и правильно выражать свои мысли, умеют понимать чужую мысль, если она выражена по русски, умеют считать до 20 и более.» Время, когда это писал Толстой было господством позитивизма в науке, эмпирических теорий познания и Толстой понимал их ограниченность А.М.Леонтьев, В.В. Давыдов подтвердили догадки Л.Н.Толстого, что методика обучения, основанная на эмпирических теориях познания приводит к низкому общеобразовательному уровню школьника.
Принцип народности воспитания и образования
«Прекрасная школа для степной русской деревни, удовлетворяющей всем потребностям своих учеников, будет весьма плохая школа для парижанина…», -писал Толстой, развивая идею народности. Русская педагогика испытывала огромное влияние немецкой педагогики, игнорируя специфику национального характера. Толстой пишет6»Что же нам русским делать в настоящую минуту? Сговориться ли всем и взять за основание английский, франзузский или северно американский взгляды на образование и какой – нибудь из их методов? Или, углубившись в философию и психологию, открыть, что вообще нужно для развития души человека и для приготовления из молодых людей наилучших по нашим понятиям?»
Второй раздел творчества Л.Н. Толстого - об организации педагогического процесса. Это материал яснополянских дневников. Л.Н.Толстой, как и Руссо, признавал гармоничное совершенство рожденного человека. Родившийся ребенок –первообраз добра, правды и красоты. Поэтому ребенка нельзя ломать в соответствии с стандартом.
Свободное воспитание по Толстому предполагало наблюдение за ребенком, понимание его в контексте сельской среды, семьи. Толстой писал «Всякая среда законна». У Руссо ребенок был изолирован от среды. Толстой провожал своих учеников, чтобы пронаблюдать. Как их встречают родители. Затем Толстой предлагал такой тип учебной деятельности и общения, которые бы позволяли детям проявлять активность и творческость. При этом Толстой всегда признавал, что каждый ребенок имеет различные темп и возможности развития. Л.Н.Толстой предлагает создать особый дух школы, не угнетающий, не вызывающий школьное состояние души. Он максимально стимулирует активность.»Те, которым запретили говорить, в уверенности, что они знают, не успокаиваются на этом; они приступают к другому учителю, ежели его нет-к товарищу, к постороннему, к истопнику даже, ходят из угла в угол по двое трое, прося каждого их послушать»
В обычной школе у ученика возникает страх, он утрачивает свою независимость и самостоятельность. Возникает бесцельная ложь, лицемерие, тупик, искажение умственных способностей. В яснополянской школе, -писал Л.Н.Толстой, Яне наблюдал, чтобы дети шептались, щипались, смеялись потихоньку и жаловались друг на друга учителю». Но свобода –не абсолютна. У Л.Н. Толстого есть выражение «хитро расставленная сеть порядка» Слово порядок достаточно часто присутствует в яснополянских дневниках. У Л.Н. Толстого есть расписание занятий, твердый учебный план-12 предметов. К хитро расставленной сети порядка относится и авторитет учителя. Учитель направляет оживление детей в нужное русло: «регулирует поток веселой оживленности. Ежели оживление перешло на другие предметы(не на обсуждаемые учителями), то виноват учитель, не сумевший переключить оживление. Задача учителя постоянно давать пищу детскому оживлению и отпускать поводья ему. Все эти слагаемые- расставленная исеть порядка, авторитет учителя, отпускание поводьев- есть искусство воспитания. При этом Толстой улавливает психологическое состояние детей. Если видит, что они устали - меняет предметы занятий. Если дети убегают, потому, что в деревне затопили баньки - отпускает всех. Для деревни это важное событие. Искусство воспитания заключается в наблюдении за ребенком, понимании его и осторожном создании условий для его развития(как раскрытия) В этом плане Толстой близок к Руссо, где Жан-Жак не отходил от Эмиля не на шаг, создавал ему развивающие педагогические ситуации. Но «Эмиль»-роман, а у Толстого реальный опыт. Сцены. Которые надо прочесть и знать: с лейденской банкой, прогулка с детьми, с детьми писателями в статье «Кому у кого учиться писать».
Третий раздел. Л.Н.Толстой об организации народного образования. Л.Н. Толстой считал, что образовывающийся должен иметь полную власть уклониться от того образования, которое по инстинкту не удовлетворило его. Народная школа должна удовлетворять потребностям народа. Всякое учение должно быть ответом на вопросы, поставленные жизнью. Постановка Толстым вопроса о народном образовании отражала идеи, представленные многими педагогами. Народ надо учить, но не насильственно, так как полузнания развращают.
В статье «Проект общего плана устройства народных училищ» Толстой писал: «Есть отношения людей, не могущие быть определены законом. Это отношения семейные и отношения образовывающего и образовывающегося», так как эти отношения столь многообразны и представляют искусство взаимодействия. Поэтому Толстой критикует тех, кто трактует педагогику как отвлеченную философскую науку, рассматривающую образование наилучшего, идеального человека и стремящуюся к общим выводам. Толстой утверждает, что нет единого критериума образования. «Педагогика наука опытная, она рассматривает реального известного человека». «Педагогика продвигается не философскими откровениями, а терпеливыми и упорными повсеместными опытами. Опыт будет основанием школы. Каждая школа будет педагогической лабораторией». Именно, понимая педагогику как искусство, где возможны импровизации, а взаимодействие есть многообразие встреч, Л.Н.Толстой осуждал немецкую науку с её абсолютизацией разума и верой в точный расчет и в становящуюся психологию, таящую опасность скатывания в редукционизм. Его осуждение немецкой педагогики совпадало с критикой немцев Ушинским. Наиболее полно эта критика представлена в статье «Письмо неизвестному о немецких школах» Мы -«Мы русские варвары, не знаем, колеблемся и ищем разрешения вопросов о будущности человека и лучших путях образования.» Они- «В Европе знают не только законы будущего развития человечества, знают пути, по которым оно пойдет. Мало того, как сложное вещество разложили душу человека на память, ум, чувства и т.д. и знают, сколько какого упражнения для какой части нужно. Всё у них предусмотрено, на развитие человеческой природы во все стороны поставлены готовые, неизменные формы. И это совсем не шутка, не пародия, не ирония, а факт» Л.Н. Толстой осуждает в немецкой педагогике неизменную черту определенности, в немецких школах – регламентацию, полицейское устройство школы. О психологии «Рядом с классом заучивания истины о бессмертии души, ученику стараются дать урузуметь, что нервы общие человеку и лягушке, суть то, что называли прежде душой» «Человека нельзя знать со всех сторон и во всех отношениях, потому, что у человека столько сторон, сколько радиусов в шаре, словом нет числа.» Педагогическая наука Центром педагогической науки Толстой видел оптимальное взаимодействие учителя и ученика. В работе «Проект общего плана устройства народных училищ» толстой пишет: «Задача науки образования отыскание законов воздействия одних людей на других. Задача науки образования есть только изучение условий совпадения двух стремлений к одной цели». Взаимодействие этих двух стремлений персонально. Каждый ребенок имеет право на свой личный путь развития и педагог должен учитывать это право.
О категориях педагогики Толстой отмечает невозможность жесткого и точного определения основных педагогических категорий. «Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, но вместе с тем необходимых для передачи мысли,-таковы слова воспитание, образование, обучение…. Может быть есть причины, почему мы инстинктивно не хотим употреблять эти понятия в точном и настоящем их смысле…
образование
В статье «О задачах педагогии» Толстой разводит два понятия образование: «Образование, которое даётся жизнью, бессознательное или бессознательная педагогия, воспитание под влиянием среды и образование, которое обеспечивается сознательной деятельностью людей.
Образование идет своим, независимым от школы путем, образование бессознательное, жизненное и образование школьное, сознательное всегда шли и идут рядом, пополняя одно другое. Бессознательная школа подкопалась под принудительную и сделала её содержание почти ничем».
В статье «О народном образовании» Толстой критикует Дьюи за удаление от жизни, от бессознательного образования.
В статье «Воспитание и образование» 1862г. Толстой пишет: «Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемой стеной и только сквозь свою научную школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным».
Воспитание «Воспитание – есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. Ни гимназист, ни студент не имеют выбора. Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим. Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же как он сам.(пропитать своим духом).»-ст «Воспитание и образование»1862г.., то есть Толстой критически относится к воспитанию как к насильственному процессу. В статье «О воспитании» 1909 Толстой изменяет отношение к воспитанию и приходит к мысли о важности воспитывающего образования в начале учения, так как необходимо пробудить у учеников вопросы о смысле их жизни. «Воспитание и образование не раздельны. Основанием …избрания наиболее нужных для разумной жизни людей знаний является понимание смысла и назначения человеческой жизни, т.е религии. Люди узнают в школах всё об Александре Македонском и о Людовике 16 и о его любовницах,узнают о химическом составе тел, об электричестве,радии, о целых науках о правх, а ничего не знают о том как понимали и понимают смысл жизни и какие признавали и признают правила жизни миллиарды живших и живущих людей нехристианского мира, то есть две трети человечества.
«Религия и нравственность дают ответы на неизбежно возникающие перед человеком вопросы: первый: что я такое, какое отношение моё, моей отдельной личности ко всему бесконечному миру. И второй- как мне сообразно с этим моим отношением к миру жить, что делать и чего не делать.
Ответы на эти вопросы всегда были и есть в учениях религии и нравственности-не в религии и нравственности какого-либо одного народа известного места и времени, а в тех основах религиозности и нравственных учений, которые одни и те же высказаны всеми лучшими мыслителями мира, от Моисея, Сократа, Кришны, Эпиктета, Будды, Марка Аврелия, Конфуция, Христа, Иоанна апостола, Магомета до Руссо, Канта, персидского Баба, индусского Вивекананды, Эмерсона, Редкина, Сковороды и др
Во все времена среди миллионов людей всегда мудрейшие из них отвечали людям на те главные жизненные вопросы, которые стоят перед человечеством. Разумное образование возможно только при постановке в основу его учения о религии и нравственности». Что касается дальнейших предметов- первым после религии и нравственности будет изучение жизни людей близких: своего народа… После изучения жизни своего народа, думаю, что при правильной постановке дела образования столь же важным предметом будет изучение жизни других народов, их религиозных верований и обычаев. И точно так же, соответственно своей важности для разумной жизни, займут соответствующие места зоология, математика, физика, химия и др.знания.»
«Преподавание – есть передача сведений одного человека другому. Учение – оттенок преподавания.»
Об учителе «Учитель должен быть не философом – воспитателем и открывателем новой педагогической теории, но добросовестным наблюдателем, в известной мере умеющим сообщать свои наблюдения».
«Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её и ученики полюбят тебя, и науку и ты воспитаешь их».
Отстаивая педагогику как искусство и свободу опыта педагога, Л.Н.Толстой в то же время, как и Ушинский,писавший о нравственном магнитизме»учителя, как и Пирогов, утверждавший приоритетность «внутреннего человека» прежде всего у учителя, большое внимание уделяет Духу и душе учителя, которые нельзя определить никакими инстркуциями и расчетами. «Когда единственная вера учителя состоит в том, что ничего нет истинного, что всё, что существует, то разумно, сравните после этого догматическую школу средних веков, в которых истина не сомненна. Спросите какого хотите педагога, почему он учит так и именно тому, а не этому…,и ежели он поймет вас, то ответит: потому, что он знает истину, открытую Богом..» «Успех учения основан не на руководствах, а на Духе, организации школ, на том неуловимом влиянии учителя, на тех отступлениях от руководства, на тех ежеминутных изменениях в классе, которые исчезают без следа, но которые и составляют сущность успешного обучения.»
О методах Толстой считал, что учитель должен знать много методов, но относиться к ним творчески, применять новый метод или комбинировать их в ситуации затруднения ученика. Он критиковал существующие западные школы за то, «что школы утверждаются так, чтобы учителю было удобно учить… Вечное стремление педагогики устроить дело так, что бы какой бы ни был учитель и ученик, метод был бы один и тот же» Толстой высмеивал методы обучения в немецких школах.(Сценка «Рыба господин учитель»). Л.Н. Толстой стремился к активной работе детей, в его яснополянской школе было много творчества.(«Кому у кого учиться писать…») В то же время Л.Н.Толстой осуждал методизм, абсолютизацию методов. Он называл методистов своего времени, которые абсолютизировали наглядность «партизаны предметных уроков». Он писал: «Я знаю, ещё долго будут процветать наглядное обучение, и кубики, и пуговки вместо арифметики, и шипение для обучения букв. Но я тоже твердо знаю, что здравый смысл русского народа не позволит принять эту навязываемую ему ложную и искусственную систему обучения…что в великом деле своего умственного развития, он не сделает ложного шага и не примет того, что дурно.» Осуждая перенимаемые из немецкой педагогики методы преподавания, Толстой писал: «Может быть дети готтентотов, негров, может быть немецкие дети могут не знать того, что им сообщают в таких беседах, но русские дети, кроме блаженных, все, приходя в школу знают не только, что верх, что низ, что лавка, что стол, что два, что один, но по моему опыту, крестьянские дети, посылаемые родителями в школу, все умеют хорошо и правильно выражать свои мысли, умеют понимать чужую мысль, если она выражена по русски, умеют считать до 20 и более.» Время, когда это писал Толстой было господством позитивизма в науке, эмпирических теорий познания и Толстой понимал их ограниченность А.М.Леонтьев, В.В. Давыдов подтвердили догадки Л.Н.Толстого, что методика обучения, основанная на эмпирических теориях познания приводит к низкому общеобразовательному уровню школьника.
Принцип народности воспитания и образования
«Прекрасная школа для степной русской деревни, удовлетворяющей всем потребностям своих учеников, будет весьма плохая школа для парижанина…», -писал Толстой, развивая идею народности. Русская педагогика испытывала огромное влияние немецкой педагогики, игнорируя специфику национального характера. Толстой пишет6»Что же нам русским делать в настоящую минуту? Сговориться ли всем и взять за основание английский, франзузский или северно американский взгляды на образование и какой – нибудь из их методов? Или, углубившись в философию и психологию, открыть, что вообще нужно для развития души человека и для приготовления из молодых людей наилучших по нашим понятиям?»
Второй раздел творчества Л.Н. Толстого - об организации педагогического процесса. Это материал яснополянских дневников. Л.Н.Толстой, как и Руссо, признавал гармоничное совершенство рожденного человека. Родившийся ребенок –первообраз добра, правды и красоты. Поэтому ребенка нельзя ломать в соответствии с стандартом.
Свободное воспитание по Толстому предполагало наблюдение за ребенком, понимание его в контексте сельской среды, семьи. Толстой писал «Всякая среда законна». У Руссо ребенок был изолирован от среды. Толстой провожал своих учеников, чтобы пронаблюдать. Как их встречают родители. Затем Толстой предлагал такой тип учебной деятельности и общения, которые бы позволяли детям проявлять активность и творческость. При этом Толстой всегда признавал, что каждый ребенок имеет различные темп и возможности развития. Л.Н.Толстой предлагает создать особый дух школы, не угнетающий, не вызывающий школьное состояние души. Он максимально стимулирует активность.»Те, которым запретили говорить, в уверенности, что они знают, не успокаиваются на этом; они приступают к другому учителю, ежели его нет-к товарищу, к постороннему, к истопнику даже, ходят из угла в угол по двое трое, прося каждого их послушать»
В обычной школе у ученика возникает страх, он утрачивает свою независимость и самостоятельность. Возникает бесцельная ложь, лицемерие, тупик, искажение умственных способностей. В яснополянской школе, -писал Л.Н.Толстой, Яне наблюдал, чтобы дети шептались, щипались, смеялись потихоньку и жаловались друг на друга учителю». Но свобода –не абсолютна. У Л.Н. Толстого есть выражение «хитро расставленная сеть порядка» Слово порядок достаточно часто присутствует в яснополянских дневниках. У Л.Н. Толстого есть расписание занятий, твердый учебный план-12 предметов. К хитро расставленной сети порядка относится и авторитет учителя. Учитель направляет оживление детей в нужное русло: «регулирует поток веселой оживленности. Ежели оживление перешло на другие предметы(не на обсуждаемые учителями), то виноват учитель, не сумевший переключить оживление. Задача учителя постоянно давать пищу детскому оживлению и отпускать поводья ему. Все эти слагаемые- расставленная исеть порядка, авторитет учителя, отпускание поводьев- есть искусство воспитания. При этом Толстой улавливает психологическое состояние детей. Если видит, что они устали - меняет предметы занятий. Если дети убегают, потому, что в деревне затопили баньки - отпускает всех. Для деревни это важное событие. Искусство воспитания заключается в наблюдении за ребенком, понимании его и осторожном создании условий для его развития(как раскрытия) В этом плане Толстой близок к Руссо, где Жан-Жак не отходил от Эмиля не на шаг, создавал ему развивающие педагогические ситуации. Но «Эмиль»-роман, а у Толстого реальный опыт. Сцены. Которые надо прочесть и знать: с лейденской банкой, прогулка с детьми, с детьми писателями в статье «Кому у кого учиться писать».
Третий раздел. Л.Н.Толстой об организации народного образования. Л.Н. Толстой считал, что образовывающийся должен иметь полную власть уклониться от того образования, которое по инстинкту не удовлетворило его. Народная школа должна удовлетворять потребностям народа. Всякое учение должно быть ответом на вопросы, поставленные жизнью. Постановка Толстым вопроса о народном образовании отражала идеи, представленные многими педагогами. Народ надо учить, но не насильственно, так как полузнания развращают.
1. Понятие и виды торговой деятельности
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |