Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь с педагогикой

План

Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука

Лекция № 1

1. Основное понятие «Методика обучения иностранным языкам как наука». Общая и частная методика.

2. Связь «Методики обучения иностранным языкам» с другими науками.

3. Краткая история возникновения науки «Методика обучения иностранным языкам».

4. Основные задачи курса учебной дисциплины «Методика обучения иностранным языкам в начальных классах / основной школе.

1. Основное понятие «Методика обучения иностранным языкам как наука»

Методика обучения иностранным языкам – это наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения и воспитания на материале иностранного языка. В эволюции методических концепций сложились две функционально различные методики: общая методика и частная (специальная) методика.

Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей процесса обучения иностранному языку (ИЯ) независимо от того, о каком иностранном языке идет речь. Например, принципы отбора учебного материала, соотношение устной и письменной речи на различных этапах урока, пути оптимизации учебного процесса, принципы педагогического воздействия на личность ученика средствами иностранного языка и т.д. будут одинаковыми для обучения любому западно-европейского языку (английскому, немецкому, французскому).

Но знания общих закономерностей обучения ИЯ оказываются недостаточными, если речь идет о специфических особенностей конкретного иностранного языка. Особенности образования грамматических конструкций, спряжение глаголов или склонение существительных и прилагательных, способы словообразования, фонетические особенности и т.д. для каждого из приведенных выше языков оказываются различными. Все это и привело к разработке приемов, способов и форм обучения, соответствующих тому или иному иностранному языку и, в конечном счете, к появлению частных методик.

Частная методика исследует обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного языка (в нашем случае – немецкого).

1) Как и любая наука, «Методика обучения иностранным языкам» базируется на теоретической базе, на основе которой проводятся различные исследования с целью подтверждения или опровержения разработанных гипотез, что в конечном счете приводит к созданию новых концепций обучения и разработке ценных методических рекомендаций, направленных на достижение в учебном процессе искомых результатов.

2) Методика обучения ИЯ как наука характеризуется научным обоснованием целей, содержания и методов обучения ИЯ.

3) Как и любая другая наука, методика обладает своим понятийным аппаратом, в числе которого выделяют объект и предмет изучения и исследования.

Объект исследования методики – человек и его деятельность в учебном процессе (обучающая деятельность учителя и учебная деятельность учащихся), хотя на современном этапе развития методики эти грани несколько стираются и учащийся все чаще выступает не как объект, а как субъект учебного процесса.

Предмет исследования методики – все идеальные подсистемы внутри учебного процесса, т.е. наши знания о нем, зафиксированные в категориях цели, содержания и методов обучения и находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом.

4) Методика обучения ИЯ занимается изучением и обобщением передового педагогического опыта, теоретическим анализом достижений смежных наук (педагогики, лингвистики, психологии) с целью боле полного проникновения в объект исследования, критическим анализом различных методических школ прошлого и настоящего (зарубежных и отечественных), с целью выявления прогрессивных тенденций, которые можно было бы успешно использовать в современном обучении ИЯ.

 

2. Связь «Методики обучения иностранным языкам» с другими науками.

 

Связь между педагогикой и методикой определена как отношение общего к частному (особенному). Педагогика как наука занимается теорией воспитания, обучения и содержанием образования. Вопросы обучения и образования входят в особый раздел – «дидактику» (общая теория обучения). Методика обучения ИЯ применяется на практике, будучи воплощенной в частную дидактику, т.е. методику какой-либо учебной дисциплины (в нашем случае – методику обучения немецкому языку). Следовательно, методика ИЯ – это дидактика в действии. И одной из целей воспитания при обучении ИЯ в современной школе является воспитание личности ребенка средствами иностранного языка. Кроме того, методика заимствует у педагогики общие дидактические принципы, выдвигая в процессе своего развития собственные, характерные только для нее, например – принцип интенсификации, принцип речевой направленности или принцип сознательного обучения, который и является ведущим принципом методики.

Связь методики и педагогики просматривается и на уровне вопросов воспитания. Всякий метод в школе, каким бы виртуозным он не был, обречен на неудачу, если он преследует лишь образовательные и практические цели, забывая о вопросах воспитания. Обучение ИЯ как иноязычной культуре расширяет и кругозор, и общую культуру и лингвострановедческую компетенцию учащихся; развивает чувство толерантности, важности межличностного общения и творческой активности личности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А- число протонов + нейтронов ( или атомная масса ) Z- числопротонов ( равно числу электронов ) | Языкознание и методика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.