Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М о т и в а ц и я у ч е н и я

План

1. Понятия «мотив» и «мотивация» в современной психологии и дидактике.

2. Формирование и становление мотивации учения.

3. Виды мотивов учения.

4. Мотивационная сфера учения и пути её формирования.

5. Методы изучения мотивации.

6. Мотивация в обучении иностранным языкам.

Источники

1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К.Маркова. – М., 1983.

2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова,Т.А.Матис, А.Б.Орлов. – М., 1990.

3. Даведьянова, Н.С. Внеклассная работа по иностранному языку:учебное пособие /Н.С.Даведьянова, О.П.Жиркова. – Владимир: ВГПУ, 2007.- С.17-18.

- - - - - - - - - -

1. Понятия «мотив» и «мотивация» в современной психологии и дидактике. Актуальность данной проблемы обусловлена следующими факторами: обновлением содержания образования в современной школе; задачей формирования у школьников самостоятельности и устойчивых познавательных интересов; осуществлением воспитания личности в единстве всех его направлений (духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.); необходимостью формирования у школьников активной гражданской позиции; сущностью социального заказа школе (повышение качества обучения и воспитания, преодоление формализма в оценке результатов труда учителя и учащихся, подготовка школьников к жизни в условиях гражданского общества и рыночных отношений).

Мотив – это субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; это психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению (Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: Академия, 2000, с.88).

Мотивация - это вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения (там же, с.88).

Если представить процесс обучения как один из вариантов педагогической системы, то о мотивах и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников необходимо говорить в её теоретическом (концептуальном) блоке.

2. Формирование и становление мотивации учения. Формирование мотивации учения – это воспитание у школьников таких идеалов, мировоззренческих ценностей и активности поведения, которые в ходе учения обеспечивают взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию, единство слова и дела.

Становление мотивации учения - это не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Поскольку формирование и становление мотивации – существенная сторона учения, нам важно осмыслить, как они проявляются на каждом этапе учебно-познавательной деятельности. Целостная учебная деятельность школьника включает в себя следующие компоненты: целеполагание (либо самостоятельное, либо на основе выдвигаемых кем-то целей); учебныедействия (способы, приёмы учебной работы по достижению целей), действия самоконтроля (постоянное прослеживание хода выполнения действий, своевременное обнаружение погрешностей и внесение корректив); действия самооценки (оценка школьником самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, подведение итогов и определение правильности учебных действий). Для более детального анализа мотивации учения можно рассмотреть 3 вида самоконтроля: итоговый; пошаговый, или пооперационный; прогнозирующий, или перспективный, планирующий, опережающий. Также различают 3 вида самооценки: глобальная (по всей работе); дифференцированная (по отдельным этапам работы); адекватная и неадекватная (завышенная или заниженная).

В результате учебной деятельности у школьника появляются различные личностные новообразования. Одно из самых главных – смысл учения. Для школьника смысл учения – это внутреннее пристрастное отношение к учению, «прикладывание» учения к себе, к своему опыту, к своей жизни. Оно включает как осознание ребёнком объективной значимости учения, так и понимание его субъективной значимости для себя, что преломляется через уровень личных притязаний, самоконтроль и самооценку учебной работы («зона субъектной ответственности»). Таким образом, смысл учения тесно связан с уровнем сформированности всех компонентов учебной деятельности.

3. Виды мотивов учения. Мотив учения – это внутренняя установка (направленность) ученика на различные стороны учебной деятельности. В дидактике различают познавательные и социальные мотивы учения.

Познавательные мотивы - это направленность активности ученика на работу с самим изучаемым объектом (материалом):

а ) широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями (фактами, явлениями, закономерностями, теоретическими принципами, ключевыми идеями);

б) учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам рациональной организации учебного труда;

в ) мотивы самообразования направлены на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы – это направленность школьника (в ходе учения) на отношения с другими людьми:

1 ) широкие социальные мотивы – стремление получать знания и хорошо учиться, чтобы быть полезным обществу, Родине; желание выполнить свой долг, понимание чувства ответственности; желание хорошо подготовиться к будущей профессии, чтобы быть полезным людям;

2 ) узкие социальные (позиционные) мотивы – стремление занять определённую позицию, своё место в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет: мотивация благополучия (только на положительном подкреплении, одобрении); престижная мотивация (занять первое место, быть лучшим); мотив самоутверждения (занять место лидера, оказывать влияние на товарищей, доминировать в группе);

3 ) мотивы социального сотрудничества (ребёнок учится потому, что хочет общаться и взаимодействовать с людьми, осознавать и анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их. Это основа самовоспитания личности);

4 ) собственно творческие мотивы (особенно, в старших классах, когда школьники ищут не только новые способы учебных действий, но и новые формы сотрудничества в кружках, факультативах, секциях, на уроке).

Вся учебная деятельность должна быть выстроена таким образом, чтобы познавательные и социальные мотивы сочетались, улучшалось их качество.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественные и религиозные объединения | Мотивационная сфера учения и пути её формирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.