Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 1. Сущность маркетинга




Емкость товарного рынка

Полевые исследования

Кабинетные исследования

Харьков, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МАРКЕТИНГА Тема 1. Сущность маркетинга 1.1. Сущность современной концепции маркетинга 1.2. Принципы маркетинга 1.3. Функции и цели маркетинга 1.4. Виды маркетинга Тема 2. Маркетинговые исследования 2.1. Процесс маркетинговых исследований 2.2. Исследование рынка 2.3. Исследование потребителей 2.4. Исследование конкурентов и посредников 2.5. Исследование внутренней среды предприятия РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА Тема 3. Товар и товарная политика 3.1. Товар в системе маркетинга 3.2. Сущность товарной политики Тема 4. Цена и договорная политика 4.1. Сущность цены в условиях рынка 4.2. Сущность ценовой политики Тема 5. Распределительная политика 5.1. Каналы распределения и товародвижения 5.2. Разработка стратегии сбыта Тема 6. Коммуникационная политика 6.1. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций 6.2. Формирование спроса и стимулирование сбыта 6.3. Паблик рилейшинз, персональные продажи, специализированные выставки. РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ Тема 7. Методические основы управления маркетингам 7.1. Сущность и процесс управления маркетингом 7.2. Планирование в системе управления маркетингом 7.3. Организация маркетинга на предприятии Тема 8. Особенности маркетинга в различных сферах деятельности 8.1. Маркетинг услуг 8.2. Маркетинг организаций 8.3. Маркетинг отдельных лиц и мест 8.4. Маркетинг идей 8.5. Международный маркетинг    

РАСШИРЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСЫ, РАССМАТРИВАЕМЫХ В КОНСПЕКТЕ ЛЕКЦИЙ (помимо основного содержания)

Концепции маркетинга

Доля рынка

Микровнешняя среда

Макровнешней средой

Конъюнктура рынка

Сегментация

Принятие решения о покупке

Мотивация

Позиционирование товара

Поставщики

Маркетинговые посредники

Контактные аудитории

Многоуровневая интегральная модель товара

Конкурентоспособность и качество товара

Концепция жизненного цикла товара

Анализ жизненного цикла

Инновации

Модель процесса создания нового товара

Ассортимент товаров

Торговая (товарная) марка

То­варный знак

Упаковка товара

Сущность цены в условиях рынка

Ценовая конкуренция

Методы и стратегии ценообразования

Оценка эффективности канала сбыта

Оценка эффективности рекламы

Программа маркетинга

План маркетинга

Бюджет маркетинга

 
 
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МАРКЕТИНГА  


1.1. Сущность современной концепции маркетинга

1.2. Принципы маркетинга

1.3. Функции и цели маркетинга

1.4. Виды маркетинга

 

1.1. Профессор маркетинга, известный исследователь маркетинга, профессор Северо-Западного университета США Ф. Котлер определяет маркетинг как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена.

Итак, маркетинг - это человеческая деятельность, которая связанная с рынком. Это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых -удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

Маркетинг — это такая организация управления, в основе принятия хозяйственных решений которой, лежат не возможности производства, а потребности рынка, существующий и потенциальный платежеспособный спрос покупателей.

Маркетинг - это «оболочка», которая объединяет и интегрирует все виды деятельности, основанные на выявлении и учете потребностей, их реальном воплощении в процессы разработки, производства, стимулировании спроса и продвижении продукции от производителя к потребителю.

Потребители покупают не товар, а комплексный эффект удовлетворения своих потребностей, то есть ту полезность, которую предоставляет им данный продукт или услуга, а не самую вещь как физический предмет.

Ведущая идея маркетологов состоит в таком принципе: «Вырабатывайте и продавайте только то, что, бесспорно, найдет сбыт, а не старайтесь принудить покупателя брать то, что вам удалось сделать».

Маркетинг следует рассматривать как рыночную концепцию управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия, направленную на узучение рынка и конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг, а также на формирование и стимулирование покупательского спроса с целью обоснованного принятия решений и планового расширения продаж, завоевания определенной доли на рынке и получения прибыли.

Путь от традиционной торгово – сбытовой деятельности предприятия до общепринятого во всем мире понятия маркетинга, является результатом развития рыночных отношений. Каждому этапу развития рыночных отношений была присуща определенная концепция маркетинга.

Концепция маркетинга — это философия, способ или направленность делового мышления. Существует пять основных концепций, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность.

1. Концепция усовершенствования производства утверждает, что потребители доброжелательно относятся к товарам, которые широко распространенные и доступные по цене, а значит, руководство должно сосредоточить свои усилия на усовершенствование производства и повышение эффективности системы распределения.

2. Концепция усовершенствования товара утверждает, что потребители доброжелательно относятся к товарам, которые предлагают высокое качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а значит, организация должна сосредоточить усилия на постоянном усовершенствование товара.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары в достаточном количестве, если она не будет употреблять значительные усилия в сфере сбыта и стимулирования продаж.

4. Концепция чистого (традиционного) маркетинга утверждает, что залгом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков, обеспечение желательной удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

5. Концепция социально-этического маркетинга утверждает, что задачей организации является определение нужд, потребностей, интересов целевых рынков и обеспечение желательной удовлетворенности более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благосостояния потребителей и общества в целом.

1.2 Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы:

• Направленность на достижение конечного результата производственно-хозяйственной деятельности, то есть эффективная реализацию продукции, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

• Реальный учет потребностей покупателей, состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры во время принятия хозяйственных и управленческих решений.

• Программно-целевой метод и комплексный подход для достижения определенных целей и задач

• Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса.

• Применение в единства и взаимосвязи тактики и стратегии активного приближения к рынку, к его требованиям с одновременным целенаправленным влиянием на него.

• Влияние на рынок, на потребителя с помощью всех допустимых средств и, в первую очередь, рекламы.

• Ориентация деятельности предприятия на долгосрочный результат, который требует исследований по прогнозированию и разработке на их основе новых видов продукции и работ.

1.3. Целевая ориентация и комплексность играют в маркетинге важную роль. Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов.

Современные маркетологи различают четыре альтернативных варианта целей:

• достижение максимально возможного высокого уровня потребления;

• достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

• предоставление максимально широкого выбора;

• максимальное повышение качества жизнь

Маркетинг как концепция управления производственно – сбытовой деятельностью имеет ряд общих функций, присущий любому типу упралвения, которые конкретизированы и дополнены в соответствии со спецификой маркетинга.

Аналитическая функция маркетинга:

ü комплексное исследование рынка;

ü анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы;

Функция планирвоания:

ü определение целей маркетинга, в форме, позволяющей проконтролировать результаты;

ü планирование комплекса маркетинга;

ü разработка плана маркетинга.

Производственно – сбытовая функция предполагает осуществление заложенных в планах маркетинга направлений деятельности:

ü товарной политики;

ü ценовой политики;

ü коммуникационной политики;

ü сбытовой политики;

ü кадровой политики.

Контрольная функция осуществляется в процессе реализации маркетинговых программ и предполагает сопоставление запланированных результатов с фактически осуществленными.

1.4 Классификация видов маркетинга непосредственно связана с изменениями спроса на продукцию. Различают такие виды спроса: существующий в данный момент на рынке; потенциальный, что определяется покупательной способностью и числом потенциальных потребителей; и, в конце концов, желательный с точки зрения фирмы. В зависимости от характера существующего и объема желательного спроса используют и соответствующая разновидность маркетинга (табл. 1).

Таблица 1

Состояния спроса, виды и задачи маркетинга

Состояние спроса Характеристика состояния спроса Разновидность и задача маркетинга
Отрицательн-ый спрос Отрицательное отношение к товару со стороны большей части рынка Конверсионный маркетинг, предполагающий анализ причин неприязни к этому товару и их устранение
Отсутствие спроса Незаинтересованность в товаре или равнодушие к нему со стороны целевых потребителей Стимулирующий маркетинг, предполагающий поиск эффективных способов увязать присущие товару выгоды с потребностями и интересами потребителя
Потенциаль-ный (скрытый) спрос Случайные потребители Развивающий маркетинг, преджполагающий оценку размера потенциального рынка и создание эффективных товаров, способных удовлетворить спрос
Нерегуляр-ный спрос Колебания спроса Синхромаркетинг, предусматривающий зглаживание колебаний спроса во времени с помощью гибких цен и стимулируюх мероприятий
Падающий спрос Резкое снижение объема сбыта товара Ремаркетинг, предусматривающий использование стимулирующих приемов (поиск новых целевых рынков, изменение характеристик товара, установление более эффективной коммуникации)
Полноцен-ный спрос Стабильный спрос, соответствующий возможностям фирмы Поддерживающий маркетинг, предполагающий проведение соответствующей ценовой политики, целенаправленной рекламной работы и т.п.
Чрезмерный спрос Резкое возрастание спроса, который невозможно удовлетворить Демаркетинг, предусматривающий снижение уровня спроса
Нерациональ-ный спрос Спрос на товары, которые являются вредные для здоровья отдельных индивидов или небезопасные для благосостояния общества в целом Противодействующий маркетинг, предполагающий сведение спроса к нулю, путем прекращения выпуска товара, изъятием его из продажи, проведением пропоганди против этого товара и его потребление



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.