КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Необходимые маркетинговые данные
Для сегментирования потребителей по выгодам необходима детальная информация об их системах ценностей, полученная от репрезентативной выборки целевых потребителей: • Перечень свойств или выгод, ассоциируемых с товарной категорией. • Оценка относительной важности каждой выгоды. • Процедура перегруппировки потребителей со сходными системами оценки. • Определение размера и профиля выявленных сегментов. В качестве иллюстрации рассмотрим рынок средств гигиены полости рта. В результате исследования потребителей были определены следующие основные выгоды: белизна зубов, свежесть дыхания, приятный вкус, внешний вид товара, предотвращение кариеса, защита десен и экономия денег. Далее респондентов попросили распределить 100 баллов между каждым из этих свойств в соответствии с тем, насколько каждое из них важно при выборе марки зубной пасты. Были выявлены четыре сегмента (табл. 6.3) [14]. Дополнительно о представителях каждого из этих сегментов была собрана следующая информация: • В сегмент «предотвращение кариеса» входит много семей с детьми. Их серьезно беспокоят проблемы зубной полости. Наблюдается явное предпочтение зубных паст с фтором.
Таблица Сегментирование рынка зубной пасты по выгодам
*** — наиболее важная выгода. • «Коммуникабельный» сегмент, состоящий из людей, которых волнует белизна их зубов, имеет совершенно иные характеристики. Сюда входит относительно большое число молодых семейных пар. Для них характерны повышенная интенсивность курения и активный образ жизни.
• Представителей «сенсорного» сегмента больше всего интересует вкус зубной пасты и ее внешний вид. Большая часть из них — дети. Предпочтение чаще всего отдается мятной пасте. • Представители «независимого» сегмента, в большинстве своем мужчины, ориентированы в первую очередь на цену и выбирают соответствующие марки зубной пасты. Эти люди почти не замечают ощутимой разницы между пастами. Сегментирование по выгодам очень важно для товарной политики компании. Если фирма-поставщик знает об ожиданиях группы потребителей, она может разработать новые или модифицировать существующие товары и предложить их людям, которым требуется определенная комбинация выгод. Ограничения сегментирования по выгодам. Наибольшая трудность, возникающая при применении данного подхода, заключается в выборе наиболее важных выгод. В основном это касается рынков потребительских товаров. Когда рыночные аналитики спрашивают потребителей, какие выгоды они ожидают получить от товара, те, как правило, не сообщают ничего нового, поскольку не склонны к самоанализу в отношении потребления. Новые идеи можно получить, дополнив прямой анализ рынка информацией о проблемах, с которыми сталкиваются потребители. К примеру, на рынке зубной пасты защита десен представляет собой новую выгоду, которую продвигают бренды, занимающие «профилактическую» позицию. Данная выгода была выявлена в результате проводившегося при участия врачей-стоматологов анализа гигиены полости рта. Еще одна трудность сегментирования по выгодам связана со следующим: если мы получаем информацию о предпочтениях респондентов, то при этом теряются социально-демографические профили различных групп потребителей. Как, например, охватить именно «обеспокоенных»? Это означает, что необходим сбор дополнительных сведений для социодемографического описания полученных сегментов.
Сегментирование по выгодам требует сбора первичной информации, а это всегда сопряжено с большими затратами. Кроме того, для идентификации различных потребительских групп следует использовать сложные многомерные методы (кластерный анализ). 1.3. Сегментирование посредством совместного анализа. Метод совместного анализа состоит в определении покупательских предпочтений относительно уровней свойств товара, а также выгод, создаваемых этими свойствами. Так как оценка проводится на индивидуальном уровне, в случае разнородности предпочтений рыночный аналитик в состоянии перегруппировать индивидов, демонстрирующих одинаковые оценки полезности. Чтобы продемонстрировать метод на практике, обратимся к эмпирическому примеру. В нем идет речь об издаваемом раз в два месяца журнале, посвященном книгам: рецензиям, рекомендациям, советам и коротким статьям о разного рода литературе. Главный редактор размышляет над выбором одного из трех направлений развития содержания своего издания: • Концентрация внимания на рецензиях и анализах книг и отказ от всего остального (сборник рецензий). • Концентрация внимания на рекомендациях и советах читателям относительно большого числа книг с использованием единой системы оценки (справочник покупателя). • Ограничение числа рецензий и добавление раздела с литературными новостями, тематическими статьями и интервью с авторами (новости литературы). Рассматривается также вариант ничего не менять, т. е. оставить содержание журнала в том виде, в каком оно существует. Что касается цены, то предлагаются три уровня: текущая цена (142 рубля), увеличение цены до 200 рублей и снижение цены до 100 рублей. В любом случае количество страниц остается неизменным (30). Среди читателей журнала было отобрано 400 респондентов, которым были разосланы анкеты. В расчете функций полезности использовалась 171 правильно заполненная и возвращенная анкета. Далее программа кластерного анализа перегруппировка респондентов с одинаковыми оценками полезности. Всего были установлены четыре различных сегмента:
• В сегменте 1 респонденты, судя по всему, довольны содержанием журнала в том виде, в каком оно существует. Они крайне отрицательно отреагировали на первые две альтернативы и положительно, но без энтузиазма — на концепцию «новостей литературы». • В сегменте 2 наблюдается явное предпочтение концепции «сборника рецензий» и негативное отношение к двум другим вариантам. • В сегменте 3 предпочтение отдается «справочнику читателя», а две другие концепции полностью отвергаются. • В сегменте 4 лучшей альтернативой считается существующее содержание журнала, но и разброс оценок полезности здесь тоже минимальный. Таким образом, с точки зрения искомых выгод четыре сегмента значительно отличаются друг от друга. Что касается цены, то наибольшая чувствительность наблюдается в сегменте 4 (так как здесь наибольший разброс оценок). При этом сегменты 1 и 2 реагируют на изменение цены сходным образом, а сегмент 3 наименее чувствителен к изменению стоимости журнала. Анализ состава этих четырех сегментов показал, что сегмент 4 состоит преимущественно из библиотекарей, а сегмент 3 — в основном из учителей средних школ. 1.4. Поведенческое сегментирование. При этом способе сегментирования делается попытка классифицировать потребителей на основе их фактического покупательского поведения на рынке. Чаще всего здесь учитываются такие критерии, как тип пользователя, объем покупки и уровень лояльности: • Сегментирование по типам пользователей товара. Можно различать пользователей, непользователей, новых пользователей, бывших пользователей, потенциальных пользователей, а также случайных и регулярных пользователей товара. В каждой из этих категорий должен применяться свой подход к продаже и коммуникации. • Сегментирование по объему покупки. На многих рынках большой процент продаж приходится на небольшую долю покупателей. Зачастую около 20% пользователей обеспечивают 80% всего потребления товара. Полезно различать активных пользователей, умеренных пользователей и непользователей. Активные пользователи, они же главные покупатели, заслуживают особого внимания.
• Сегментирование по уровню лояльности. Существующих потребителей товара можно разделить на очень лояльных, умеренно лояльных и переключающихся с марки на марку. Высокие уровни лояльности характерны для рынков сигарет, пива, зубной пасты. Удержание лояльных потребителей — цель маркетинга отношений. Для привлечения потребителей конкурирующей продукции и увеличения лояльности «переключающихся» могут применяться соответствующие стратегии. 1.5. Социокультурное сегментирование, или сегментирование по стилю жизни. Как уже было сказано, индивиды из одних и тех же социодемографических групп могут иметь совершенно разные предпочтения и покупательское поведение, и наоборот. Социокультурное сегментирование (психографическое, или сегментирование по стилю жизни) направлено на дополнение демографических показателей такими элементами, как виды человеческой деятельности, отношение, восприятие, интересы, мнения и предпочтения. Цель — составление более полного профиля потребителя, детализации неочевидных характеристик мотивации и личности. У. Веллс и Д. Тайгер отмечают: Демографические показатели были и остаются чрезвычайно полезными, но их недостаточно. Они безлики, в них нет цвета, нет текстуры, нет пространства. Их необходимо дополнить чем-то, что станет «живой плотью» на голом статистическом «скелете». Основной смысл социокультурного сегментирования заключается в том, чтобы связать переменные, характеризующие тип личности, с потребительским поведением. «Стилем жизни» называется общая модель того, как человек живет, как он тратит время и деньги. Стиль жизни человека (его психографический профиль) можно оценивать и описывать по-разному: • Наиболее стабильны и устойчивы система ценностей и черты личности человека, но и оценить их, разумеется, сложнее всего. • Промежуточное положение занимают виды активности, интересы и мнения человека, раскрывающие его систему ценностей. • Самое поверхностное (и напрямую наблюдаемое) представление о стилях жизни потребителей отражается в приобретаемых товарах и услугах и способах их использования или потребления. Таким образом, стиль жизни есть следствие системы ценностей, отношений, интересов и мнений, а также индивидуального способа потребления. Он отражает характер человека и в то же время отличает его от остальных. Подавляющее большинство эмпирических исследований проводится на уровне анализа активности, интересов и мнений (АИМ), когда объектами оценки становятся: • Деятельность людей, т. е. то, как они проводят время. • Их интересы, т. е. то, чему в своем ближайшем окружении они придают значение. • Их мнения, а именно взгляды на самих себя и на окружающий мир. К этому добавляются некоторые основные демографические характеристики, такие, как возраст, доход, уровень образования, место жительства. В табл. 6.6 перечислены элементы, присутствующие в любом серьезном описании стиля жизни. Исследования стилей жизни дают широкое представление о покупателях, реальную картину того, что скрывается за безликими социально-демографическими данными, и помогают понять реальное поведение потребителей. Таблица Характеристики стиля жизни
Методология исследования стиля жизни. В типичном исследовании стиля жизни используется анкета, включающая в себя ряд утверждений относительно различных характеристик стиля жизни, имеющих отношение к изучаемой товарной категории. Каждая характеристика оценивается с помощью нескольких таких утверждений или предложений. Респонденту предлагается оценить степень своего согласия или несогласия с ними по пятибалльной шкале Ликерта (от «определенно не согласен» до «определенно согласен»). Как правило, для оценки одной и той же концепции в анкету включаются несколько разных утверждений. Общее их число может достигать 200-300. Помимо утверждений типа АИМ собирается информация о видах пользователей товара и об их демографических характеристиках. Имея эти три набора данных (утверждения типа АИМ, использование товара и демографические показатели), рыночный аналитик строит профили пользователей. Суть анализа заключается в установлении соответствия уровней согласия со всеми критериями АИМ уровням потребления товара и демографическим характеристикам. Происходит это следующим образом: • С помощью факторного анализа общий набор утверждений сокращается до небольшой группы основных факторов. • Для каждого респондента по этим факторам вычисляются оценки. • При помощи кластерного анализа респонденты объединяются в относительно однородные сегменты. • Наиболее типичный для каждого кластера (сегмента) фактор становится его названием. • Проводится перекрестное табулирование сегментов, демографических характеристик и переменных потребления, тем самым составляется характеристика полученных сегментов. Полезность сегментирования по стилю жизни. Результаты сегментирования по стилю жизни сохраняются и регулярно обновляются. При помощи кластерного анализа выявляются важнейшие компоненты, или макрохарактеристики, а также значимые кластеры ответов, согласующиеся с наблюдаемыми в обществе или в исследуемой группе стереотипами, или социостилями. Есть два типа исследований стиля жизни: общие и специальные (с привязкой к конкретному товару). В общих исследованиях стиля жизни генеральная совокупность разбивается на группы на основании общих характеристик, таких, как «восприимчивость к инновациям», «ориентация на семью», «чувствительность к проблемам окружающей среды». Каждая подгруппа имеет свой набор ценностей и мотиваций. Аналитик в состоянии судить, какие типы потребителей являются потенциальными покупателями изучаемых товаров, какие другие вещи привлекают этих людей и как эффективнее всего осуществлять коммуникацию с ними. В специальных исследованиях стиля жизни ставится иная цель: изучить поведение потребителей, связанное с определенным товаром или услугой. В этом случае утверждения типа АИМ имеют более конкретный характер. В качестве примера приведем несколько таких утверждений применительно к рынку кредитных карт: • Я предпочитаю все покупки оплачивать наличными. • Многие вещи я покупаю при помощи кредитной карты. • В прошлом году мы занимали деньги в банке или в ином финансовом учреждении. • Покупать в кредит что-либо кроме квартиры (дома) или автомобиля неразумно. Кроме всего прочего исследования стиля жизни выгодно отличаются от исследований мотивации и глубинных интервью тем, что: (а) выборки велики; (б) выводы не слишком связаны с интерпретацией интервьюера относительно неструктурированных ответов респондентов; (в) данные анализируются при помощи разнообразных, хорошо известных статистических методов; (г) могут привлекаться менее квалифицированные интервьюеры.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |