Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система маркетингового контроля




Система маркетингового контроля предприятия сферы сервиса и туризма

Контроль маркетинга – постоянная, систематическая и непред­взятая проверка и оценка положения и процессов в области марке­тинга, направленная на выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соот­ветствующую корректировку деятельности предприятия, другими словами – сравнение норм и реального положения.

Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля (табл. 1), предназначенных для наблю­дения и оценки эффективности деятельности турфирмы, выявления всех недостатков и принятия соответствующих мер.

Вид контроля Цель контроля Содержание
Контроль результатов
Контроль ежегодных планов Проверить, были ли достигнуты запланированные результаты   Анализ сбыта; анализ доли рынка; сравнение затрат и продаж; финансовый анализ; анализ мнений потребителей
Контроль прибыльности Проверить, где туристическая компания получает и теряет деньги Прибыльность по продуктам; прибыльность по территориям; прибыльность по покупателям; прибыльность по сегментам рынка; прибыльность по каналам сбыта
Контроль эффективности маркетинговых мероприятий Оценить и повысить эффективность маркетинговой деятельности Эффективность торгового персонала; эффективность рекламы; эффективность стимулирования сбыта; эффективность распределения
Ревизия маркетинга
Стратегический контроль Проверить, наилучшим ли образом компания использует маркетин­говые возможности Маркетинговый аудит; пересмотр качества маркетинга; пересмотр этической и социальной ответственности компании

 

Контроль результатов позволяет установить совпадения или несоответствия запланированных показателей реально достигнутым результатам по экономическим (сбыт, доля рынка) и неэкономиче­ским (отношение потребителей) критериям.

Цель контроля ежегодных планов – убедиться в том, что ком­пания достигла своих целей по сбыту, прибыли и другим показате­лям, установленным в годовом плане. Главное в контроле ежегодных планов – управление по целям, в котором выделяют четыре этапа.

1. Установление плановых величин – целей – Чего мы хотим достичь?

2. Измерение реальных показателей деятельности – Что происходит?

3. Анализ деятельности – сравнение – Почему это происходит?

4. Корректирующие действия – Что с этим делать?

Данная модель контроля применима на всех уровнях организа­ции. Высшее руководство фирмы устанавливает показатели по при­были и объемам продаж на год. Для каждого последующего уровня управления эти цели конкретизируются в различных показателях. Контроль над выполнением плана осуществляется посредством ана­лиза следующих основных показателей:

1. Анализ сбыта. Анализ сбыта заключается в измерении факти­ческого объема продаж и его сравнении с плановыми показателями. Для этого применяются различные методы.

Анализ отклонений продаж позволяет определить влияние раз­личных факторов на разрыв между реальным и планировавшимся объемом продаж. В практике экономического анализа анализ влия­ния измеримых факторов на результат получил название факторного анализа. Существует несколько способов для оценки влияния, наи­более часто используемый – способ абсолютных разниц, который представляет собой расчет отклонения результирующего фактора за счет влияющего в виде произведения отклонения данного влияюще­го фактора на другие влияющие факторы, в зависимости от выбран­ной системы подстановки.

Допустим, годовой план предусматривал, что турпредприятие сможет реализовать 100 путевок в Турцию по цене 500 долл., общая выручка должна была составить 50 000 долл. Однако прогнозы фир­мы не оправдались, и она смогла продать лишь 70 путевок по цене 450 долл. и получила 31 500 долл. Отклонение в показателях сбыта составило 18 500 долл., или 63% от ожидаемого уровня. В какой сте­пени «недопродажа» стала результатом снижения цены и в какой – результатом сокращения объема сбыта? Составим вспомогательную таблицу.

Показатели Условные обозначения Базисное значение (0) Фактическое значение (1) Абсолютное значение (+,–)
Прибыль PF 50 000 31 500 -18 500
Объем сбыта V     -30
Цена Р     -50

В соответствии со способом абсолютных разниц отклонение в ре­зультате снижения цены рассчитывается следующим образом:

ΔPFp = ΔР × Vo.

Отклонение в результате сокращения объема продаж:

ΔPFv = ΔV × P1.

Проведем расчеты.

ΔPFp = (500 – 450) × 100 = 5000 долл. 27%

ΔPFv = (100 – 70) × 450 = 13 500 долл. 73%

18 500 100%

 

Таким образом, на 73% отклонение стало результатом неспособ­ности достичь запланированного уровня сбыта, и поэтому менедж­менту необходимо определить причины невыполнения плана.

В процессе анализа микропродаж рассматриваются отдельные товары, территории – все факторы, которые не позволили решить поставленную задачу.

 

Предположим, турфирма реализует путевки по трем направлениям: плановые показатели составляют 100, 50 и 200 путевок соответственно. Реальный объём сбыта составил 80, 60 и 50 путевок. Таким образом, разрыв между «планом» и «фактом» со­ставил но первому направлению 8%, по третьему – 25%, а но второму удалось добиться превышения планового показателя на 12%. Особое беспокойство у руководства фирмы должна вызвать ситуация по треть­ему направлению. Руководитель отдела сбыта должен выяснить при­чины низкой эффективности продаж.

2. Анализ доли рынка. Уровень продаж компании не дает инфор­мацию о том, насколько успешны ее действия в сравнении с конкурен­тами. Для этого необходимо проанализировать динамику доли рын­ка, принадлежащей компании. Для определения доли рынка исполь­зуются три способа:

1) общая доля рынка – это продажи фирмы, отнесенные к суммар­ному объему продаж всех компаний на рассматриваемом рынке и умноженные на 100%;

2) доля обслуживаемого рынка – это объем продаж компании, отне­сенный к совокупному объему продаж на обслуживаемом фир­мой рынке. Обслуживаемый рынок – все покупатели, которые способны и готовы приобрести предлагаемый фирмой товар. До­ля обслуживаемого рынка всегда больше, чем общая доля рынка компании. Владея 100% обслуживаемого рынка, компания может иметь относительно небольшую долю рынка в це­лом;

3) относительная, доля рынка (ОДР) – это доля рынка компании, соотнесенная с долей рынка ее крупнейшего конкурента. Если фирма удерживает 30% рынка, три ее основных конкурента – со­ответственно 20, 15 и 10, а остальные – 25%, то относительная доля рынка будет равна 43% (30: 70). Если относительная доля рынка рассчитывается относительно трех конкурентов, то она составля­ет 67% (30:45) Если ОДР превышает 100%, значит, компания яв­ляется лидером рынка. Если ОДР равна 100%, это означает, что фирма претендует на лидерство. Положительная динамика пока­зателя ОДР означает, что компания постепенно догоняет своего основного конкурента.

С помощью показателя доли рынка можно дать оценку уровню конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала (табл. 2).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.