Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Закономерности инновационного процесса. Внутренние и внешние мотивы инновационной активности. Препятствия развертыванию инновационного процесса. Причины торможения

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.

Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; "объединения" промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически убирать все, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Можно назвать ряд источников инновационных идей.

Внутренние источники – они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

- неожиданное событие (для предприятия или отрасли) – успех, неудача, внешнее событие;

- несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;

- нововведения, основанные на потребности процесса;

- внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Внешние источники нововведений имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли. Это:

- демографические изменения;

- изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

- новые знания (как научные, так и ненаучные).

Из названных источников изменений наиболее важными являются нововведения, основанные на потребности процесса, и новые знания.

Наиболее существенные – радикальные изменения происходят на основе новых знаний (открытий). Нововведения, основанные на них, как правило, трудноуправляемы. Потому что, как правило, наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, а также потому, что проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

Нововведение, основанное на новых знаниях, должно «созреть» и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.

Менеджмент - организационно - управленческая деятельность, направленная на решение управленческих задач.

 

Содержание менеджмента.

1. Определение целей деятельности (что делать?).

2. Разработка четкого плана, программы действия.

3. Организация работы.

4. Определение средств и ресурсов для выполнения всего комплекса задач.

5. Определение необходимых методов и способов работы.

6. Создание необходимых условий для каждого работника.

7. Осуществление самого процесса управления - метод выработки и принятия

решения.

Сущность производственного процесса.

Объектом управления является производство.

Методы организации труда, производства и управления.

 

 
 

 

Предметы труда. Продукт труда. Производственный процесс

- люди

- орудия труда

- средства производства

- технология производства

Производственным процессом является организация всех этих элементов в

пространстве и времени. Производственный процесс должен осуществляться по

принципу максимизации результатов при минимизации затрат. Необходимо выделить

элементы процесса и организовать их.

Основное содержание производственного процесса заключается в совокупности

связанных между собой обеспечения, обслуживания, вспомогательных процессов и

основного процесса. В этой совокупности реализуются все производственные

функции.

Процесс обеспечения включает маркетинг.

Процесс обслуживания включает транспорт, энергетику, контроль над этим и т. п.

Вспомогательный процесс предназначен для обеспечения производства

необходимым: оснасткой, инструментами, оборудованием.

Параметром этих процессов является время - т. е. необходимо решать все

вопросы в кратчайшие сроки.

Инновационный менеджмент.

Инновация - введение чего-л. нового в производственный процесс.

Инновационный менеджмент - искусство введения новой идеи в процесс

производства. Важнейшим элементом инновационного менеджмента является четкая

организация цикла СОНТ (создание и освоение новой техники).

Основные этапы цикла СОНТ.

1. Финансирование.

2. Описание идеи - know-how.

3. Проведение конкретной НИР (научно - исследовательской работы) и выражение

изобретения или идеи в определенной натуральной форме.

4. Реализация идеи в виде макета и функциональных отдельных узлов. Создание

действующего макета.

5. Опытно - конструкторская работа.

6. Опытное производство (изготовление продукции, выпуск всего комплекта

документации, проект условий).

7. Освоение промышленного производства.

8. Промышленное стабильное производство с решением задач качества, количества

сроков поставки и т. п.

9. Реализация продукции.

10. Гарантийные обязательства относительно продукции.

Жизненный цикл изделия - промежуток времени от замысла изделия до снятия

его с производства. Требуется своевременно обновлять продукцию, начинать новый

процесс.

 

Лекция №2 Авторские схемы классификации инноваций

Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации. Результативность способов и средств управляющего воздействия во многом определяется классификацией инноваций, самой классификационной схемой и научной обоснованностью ее. Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели.

Научно-обоснованная классификация - это классификация, построенная на принципах таксономии.

Таксономия (греч. taxis - расположение по порядку + nomos - закон) представляет собой теорию классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение. Иерархия (греч. hierarhia / hieros - священный + arche - власть) означает расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности и признаков, называется таксон (греч. taxare - оценивать). Построенная система таксонов для определенной сферы реальности дает полное описание этой реальности с точки зрения ее иерархического строения.

Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Научно обоснованная классификация инноваций позволяет четко определить место каждой инновации в их общей системе и отличительные (особенные) характеристики данной инновации. Тем самым создается возможность для эффективного использования определенных приемов управления инновацией - приемов, соответствующих только данной группе инноваций. Научно обоснованная классификация инноваций позволяет также рационально организовать инновационный процесс.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки.

В отечественной литературе уже делались попытки классификации инноваций. Однако все они, по мнению автора, базировались не на научной основе, а на подборе случайных факторов.

Так, например, классификация новшеств и научно-технических нововведений, предлагаемая А. Н. Цветковым, является неудачной, поскольку А. Н. Цветков считает их различными экономическими категориями. Между тем новшество и нововведение представляют собой одно и то же понятие. Термины новшество, нововведение происходят от одного английского слова innovation, т. е. инновация.

Однако А. Н. Цветков считает, что термин "нововведение" означает не конечный результат инновационного процесса, а сам процесс. Он пишет: "Итак, нововведение - это процесс. В основе этого процесса - практическая реализация чего-то нового, какого-то новшества. Новшество, таким образом, составляет содержательную основу нововведения как процесса".

Разработанный А. Н. Цветковым классификатор научно-технических нововведений базируется на признаках, которые очень сомнительно называть классификационными признаками, так как они бесцельные, то есть бессодержательные.

П. Н. Завлин и А. В. Васильев, ссылаясь на лекции Ю. В. Тюриной, предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

В. В. Горшков и Е. А. Кретова в основу классификационной схемы инноваций кладут два признака: структурная характеристика и целевые изменения.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

1) инновации на "входе" в предприятие;

2) инновации на "выходе" из предприятия;

3) инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

 

По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Совершенно иные признаки положены в классификацию инноваций Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

Сравнительный анализ перечисленных выше признаков и видов инноваций позволяет сделать общий вывод, что эти приведенные классификации инноваций хаотичны, бессистемны и не имеют под собой научно обоснованного фундамента.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегическое преимущество | Лекция №3 Отличие инновации от открытия. Экономические методы стимулирования инновационных процессов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.