Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа науки управления




Начиная с 50-60-х гг. XX в. управленческая теория и практика обогатилась количественными методами обоснования, принятия и проверки эффективности решений. Эти методы часто обобщаются понятием «исследование операций», что по сути означает применение методов научных исследований к операционным проблемам организаций. Важным элементом здесь является моделирование.

Ситуационная модель абстрактно, упрощенно отображает реальность, вместе с тем позволяя описать главные переменные и взаимосвязи между нами. Словесные рассуждения при их описании заменены моделями, символами и количественными значениями.

И. Кант считал, что наука становится наукой только тогда, когда использует математику, а, по словам Д. Менделеева, наука становится подлинной лишь с тех пор, когда начинают измерять. Методы школы науки управления стали прямым следствием широкого применения математики и компьютеров. Эти методы, опробованные еще в управлении военными операциями во время второй мировой войны, были плодотворно применены в операционных системах хозяйственных организаций.

На Западе это направление связано с именами Р. Акоффа, С. Вира, Д. Форрестера и др. В нашей стране также был совершен выдающийся прорыв в применении экономико-математических методов.

Вклад школы науки управления в этом отношении можно суммировать так:

1.Применение моделей, что позволило глубже проникнуть в суть управленческих проблем.

2.Точное решение сложнейших задач управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и т.п.

3. Создание и использование информационных систем управления, широкое применение вычислительной техники. Кроме того, школа науки управления стимулировала привлечение к решению управленческих проблем положений теории систем, кибернетики. Системный и ситуационный подходы, стали также результатом ее разработок.

В целом школа науки управления на новом витке развития как бы вернула управленческую мысль к применению точных наук, количественных показателей – но уже на ином, более высоком уровне – тем самым произведя определенное отрицание школы человеческих отношений (как та в свое время осуществила соответствующее отрицание классических подходов).

Менеджмент классический (старая парадигма управления) – соответствовал периоду индустриального развития общественного производства. Ему свойственно:

─ рассмотрение организации как закрытой, стабильной, самодостаточной системы;

─ определение в качестве главного фактора успеха и конкурентоспособности организации роста масштабов производства и объема производимых товаров и услуг;

─ стремление к рациональной организации производства, к эффективному использованию всех видов ресурсов ради повышения производительности труда как главной задаче менеджмента;

─ построение системы управления, основанной на функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах работы;

─ рассмотрение в качестве главного источника прибавочной стоимости производственного рабочего.

 

Таким образом, все исторические школы управленческой мысли поочередно делали акцент на том или ином аспекте управления, и обеспечения эффективности деятельности организации как наиболее важном. Несомненно, это было обусловлено исторической необходимостью достигать максимальных производственных результатов, и когда один подход исчерпывал свои ограниченные возможности, появлялся другой.

Когда относительно исчерпала себя НОТ, рационализация на рабочем месте, на первый план вышли резервы, скрытые в структурно-функциональном упорядочении организации, цепи команд, всеобщей бюрократической рационализации. На следующем этапе были вскрыты и привлечены колоссальные возможности, заключенные в человеческом общении, групповой динамике, мотивации. Затем были пущены в ход учет переменных, ситуационные и вероятностные факторы, прогнозы и точные математические расчеты, базирующиеся на статистике и количественном анализе.

В определенном смысле были пройдены этапы отрицания отрицания, и к концу XX в. стало очевидно, что путь к действительно эффективному управлению в условиях все более усложняющихся социальных отношений и ускоряющегося социального времени – в комплексном, интегративном применении различных подходов.


ВОПРОС 3:

«ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»

 

Основные понятия:

Этапы развития науки об управлении в России. Идеи и практика управления в России до 1917г. Особенности развития теории и практики в советский период. Транзитивный период от экономики социализма к рыночной экономики.

 

В России можно выделить три этапа, в течении которых изменялась содержательная сторона науки об управлении:

1.Идеи и практика управления в России до 1917 г.

2.Особенности развития теории и практики в советский период.

3.Транзитивный период от экономики социализма к рыночной экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.