Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Масштаб управляемости и контроля

Формальные и неформальные связи

Формальные связи — это связи субординации и координации, регулируемые установленными или принятыми в организации целями, политикой и процедурами. Формальные связи определяются в структуре управления, прописываются в должностных инструкциях, особенно в части описания характера отношений между различными должностями, вне зависимости от того, кто занимает этидолжности. Такими отношениями, например, являются отношения между директором завода и начальником цеха.

Спроектированная организация представляет собой «набор» формальных связей или связей между «неодушевленными» ячейками организации.

В основе неформальных отношений и связей лежат отношения не между установленными должностями, а между конкретными индивидами. Т.е. это не отношения между любым директором и любым начальником цеха, а отношения между конкретным человеком– директором, и конкретным человеком– начальником цеха. Неформальные связи существуют всегда, так как на формальных должностях работают конкретные личности, которые имеют свое мировоззрение, ценности, принципы, амбиции, черты характера, цели и т.д. Реальные люди могут строить свои отношения не так, как это предписано.

Неформальные связи являются основой формирования неформальных групп, появления неформальных лидеров и создания «параллельной» неформальной организации.

В организации каждый из руководителей ограничен временем, знаниями и умениями, а значит, ограничено максимальное количество решений, которые он может эффективно принять. Если количество подчиненных увеличивается в арифметической прогрессии, то число потенциально возможных межличностных отношений между руководителем и подчиненными возрастает в геометрической прогрессии. Это происходит по той причине, что руководитель имеет дело с тремя типами межличностных контактов:

1) прямые двусторонние – отношения между руководителем и конкретным подчиненным;

2) прямые множественные – отношения руководителя с двумя или более подчиненными;

3) комбинация тех и других.

 

В результате проведенных исследований было определено, что руководитель в состоянии иметь не более 12 контактов первого типа и 28 — второго. Для определения оптимальной сферы контроля или масштаба управляемости используется ситуационный подход со следующими ситуационными факторами:

· схожесть работ;

· территориальная удаленность работ;

· сложность, новизна работ, возможность возникновения неожиданных и сложных ситуаций;

· уровень подготовки подчиненных (способности, квалификации);

· физические и психологические возможности участников управленческого процесса, например, объема памяти, внимания, быстроты реакции и др.;

· уровень профессионализма (знаний и опыта) и наличия времени у руководителя;

· уровень самостоятельности подчиненных;

· степень ясности в делегировании прав и ответственности;

· степень конкретности и детальности в постановке целей, задач;

· совершенство методов принятия решений;

· степень стабильности (частота изменений) в организации, в структуре управления, стандартизированности процедур;

· степень объективности в измерении результатов работы;

· техника коммуникации, надежность коммуникаций;

· иерархический уровень организации;

· уровень потребности в личных контактах с подчиненными;

· уровень ОК, состояние межличностных отношений и морально-психологического климата.

Д/З №1. Выясните, как именно каждый из ситуационных факторов влияет на масштаб управляемости и аргументировать свое мнение (примеры приветствуются).

Многими специалистами рекомендуются некие усредненные величины, которые могут быть приняты в качестве ориентира при определении масштаба управляемости. Так, например, считается, что

Ø для высшего звена организации число подчиненных у одного руководителя не должно превышать 4–5,

Ø для среднего звена 7–10,

Ø для нижнего звена – 20—30 и даже больше.

 

В современных условиях за счет более широкого использования информационных систем и групповой работы возможно дальнейшее увеличение масштаба управляемости.

Узкий масштаб управляемости характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя. В результате, чтобы соединить нижние звенья организации с высшим звеном, увеличивается количество иерархических уровней.

Широкий масштаб управляемости подразумевает максимально возможное количество подчиненных у одного руководителя и минимальное количество уровней иерархии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прямые и косвенные связи | Иерархия в организации и ее звенность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.