Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преобразования в области центрального управления, высшей школы и просвещения

 

Для России XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация, во время стабильного состояния общества – консервативная.

В первой половине XIX в. территория Российской империи увеличилась и в Восточной Европе, и в Азии (Сибирь и Кавказ), и в Америке (Аляска). Население возросло почти вдвое – с 38 до 69 млн. человек. Богатые природные ресурсы создавали предпосылки для быстрого промышленного роста.

В 1830-1840-х гг., позже, чем в Западной Европе, в России начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фпбрике. Увеличилась численность рабочих: только в обрабатывающей промышленности с 1825 по 1860 г. она выросла с 211 до 565 тысяч. Повысилась доля вольнонаемного труда. Большинство историков полагают, что промышленный переворот в России закончился в конце 1870-х – начале 1880-х гг. В текстильной, пищевой, бумагоделательной промышленности ручной труд заменялся машинным. Затем машинное оборудование, привезенное из-за границы, стало использоваться в производстве металла, а к середине XIX в. появилась своя машиностроительная отрасль. Началось формирование промышленных районов: Петербургско-Прибалтийского, Московского, Южного (Харьковского). Однако крепостное право тормозило этот процесс.

Россия оставалась аграрной страной. В помещичьих хозяйствах по-прежнему применялся крепостной труд, росли оброк и барщина. Небольшие крестьянские наделы не позволяли развивать товарное хозяйство, они едва-едва позволяли крестьянину сводить концы с концами. В 1833 г. 11,5 млн мужчин, т.е. 53% всех крестьян, были крепостными, в 1850 г. их число немного снизилось – 49%. Аграрный вопрос, оставаясь центральным в экономической и социально-политической жизни, требовал своего разрешения.

Прогресс экономики также сдерживался архаичными и малоразвитыми внутренними путями сообщения. Модернизация коснулась главным образом водного транспорта. В 1808-1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Северо-Запад с центром европейской части страны и Волжским торговым путем. В середине века по рекам ходило около 100 пароходов. В 1837 г. была открыта первая железнодорожная ветка между Петербургом и Царским Селом. В 1851 г. завершилось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. В железнодорожном строительстве, в отличие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. Это время знаменует собой зарождение в России так называемого государственного капитализма. В целом же в первой половине XIX в. в стране сохранялось традиционное экономическое, политическое и социальное устройство. Основную часть жителей по-прежнему составляли крестьяне, на дворян приходился 1% населения. Но это было наиболее организованное, политически развитое, грамотное сословие, образующее костяк государственного аппарата и армии.

В годы правления Александра I (1801-1825) была предпринята попытка общественных преобразований. Еще в начале своего царствования он высказывал свое желание ввести в России «конституционную хартию», превратив тем самым самодержавный строй в конституционно-монархический. Для подготовки плана реформ был создан Негласный комитет, куда вошли друзья юности императора: П.А.Строганов, Н.Н. Новосельцев, В.П.Кочубей и А.А.Чарторыйский. Однако при обсуждении проектов комитет действовал нерешительно, а в 1804 г. его заседания и вовсе прекратились.

Александр I в конечном счете ограничился реформами, не имевшими принципиального характера. В 1802 г. появились новые центральные органы управления – министерства, которые вместе с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, централизованной бюрократическую систему управления Россией. Тогда же было определено и место Сената в этой системе как органа надзора за соблюдением законности.

Указом от 12 февраля 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам предоставлялось право покупать ненаселенные земли. В 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах», в соответствии с которым землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян за выкуп. О действенности этого указа можно судить по цифре: 0,5% - такова была доля освобожденных крестьян от общего числа крепостных.

Положительную роль играли мероприятия в области просвещения. Увеличилось число средних и высших учебных заведений (доступных главным образом дворянству). Открылись университеты в Вильно, Казани, Харькове. Был учрежден Педагогический институт в Петербурге, открыто несколько лицеев, в том числе знаменитый Царскосельский.

Александр I надеялся устранить угрозу бюрократизации государственного аппарата, упорядочив управленческий аппарат, рационализировав политическое устройство на основе принципа законности. В 1808 г. М.М.Сперанскому, товарищу министра юстиции и главному советнику императора, было поручено разработать общий проект государственных реформ. К октябрю 1809 г. он составил обширный план «Введение к Уложению государственных законов», основные идеи и положения плана обсуждались с императором.

В реализации своих планов Сперанский надеялся опереться на просвещенную часть общества. Для предотвращения революции в России он предлагал придать самодержавию форму конституционной монархии и утвердить приоритет законов.

Проект Сперанского предполагал принцип разделения властей. Представительным органом должна была стать Государственная дума, избираемая дворянами, купцами, мещанами и государственными крестьянами, обладавшими имущественным цензом. К участию в выборах не допускались крепостные крестьяне, рабочие, ремесленники, домашние слуги. Госдума должна была иметь законодательные права, но для предварительного рассмотрения законопроектов намечалось создание Государственного совета – высшего совещательного органа при императоре. Право окончательного утверждения законов оставалось у императора. Министры должны были стать ответственными перед Думой и подсудными ей.

В 1810 г. был учрежден Государственный совет, просуществовавший до Февральской революции 1917 г. Члены Госсовета назначались императором из дворянской аристократии. Предполагалось, что они будут обсуждать проекты законов, одобряя или не одобряя их большинством голосов. Однако это положение очень быстро было нарушено. Законопроекты утверждал царь, минуя Госсовет.

Император оказался неспособным к решительным действиям. «Он был слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым», - сказал о нем Сперанский. Оппоненты видели в программе Сперанского очередную попытку нарушить естественный ход исторического развития. Ни правительство, ни общество не были готовы к решительному повороту в сторону Запада, хотя объективная потребность в этом существовала.

Судьба самого Сперанского оказалась весьма печальной. Под давлением консервативных помещиков и дворян Александр I отстранил его от дел и выслал из Петербурга сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь и Тобольск.

Победа России в войне с Наполеоном, влияние идей Французской революции на общественную мысль, переход ряда европейских стран к конституционному устройству не могли не повлиять на внутреннюю жизнь России. В 1815 г. император «даровал» конституцию Царству польскому, вошедшему в состав России (по решению Венского конгресса 1814-1815 гг.). На открытии польского сейма Александр I заявил о возможности введения конституционных порядков во всей России. Подготовить проект конституции он поручил своему другу Н.Н.Новосильцеву.

«Уставная грамота Российской империи», составленная Новосильцевым, стала этапом на пути российского конституционализма. В ней предусматривалось создание двухпалатного парламента, без согласия которого монарх не мог издавать законы. Право законодательной инициативы оставалось за монархом. Сенат превращался в верхнюю палату, члены которой назначались царем., члены нижней – Посольской – палаты отчасти назначались, отчасти избирались на основе многостепенных выборов. Россия должна была получить федеральное устройство, ее предлагалось разделить на 12 наместничеств, каждое из которых получало свой представительный орган. Отдельная глава посвящалась провозглашению гражданских свобод, гарантии неприкосновенности личности, свободе печати.

«Конституция» Новосельцева была шагом назад по сравнению с проектом Сперанского, но Александр I не решился внедрить даже ее. В конечном итоге либеральные устремления императора так и остались нереализованными. И дело здесь не только в сложности и противоречивости самого монарха, сколько в том, что большинство дворянства – опоры самодержавия – не поддержало эти проекты. Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность реформ, отсутствие широкой социальной базы, двойственность поведения самого императора не позволили реформировать страну в соответствии с требованиями времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление индустриального общества | Реформы второй половины XIX В. , их влияние на судьбу России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.