Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа научного менеджмента (1885-1920)




Возникновение школы научного управления связывается с именем Фредерика Тэйлора (1856— 1915), на надгробным камне которого начертано: "Отец научного менеджмента". Этот чрезвычайно разносторонний человек, получивший юридическое образование, а затем диплом инженера-механика, ставший чемпионом США по теннису в парных соревнованиях, обладавший более 100 патентами на изобретения, посвятил свою жизнь рационализации труда, улучшению его организации. По убеждению Ф.Тэйлора, "научное управление — не что иное, как некое средство, экономящее труд". Занимаясь практической деятельностью в ряде фирм, непосредственно участвуя в управлении производством, Ф.Тэйлор стал изучать трудозатраты, проводить хронометраж затрат рабочего времени на отдельные операции, способствовал освоению передовых, эффективных приемов труда. Он ратовал за связь оплаты труда с производительностью работника и в то же время исходил из необходимости сочетания работы с перерывами для отдыха. Им написаны книги "Цеховой менеджмент", "Принципы и методы научного менеджмента", "Научная организация труда".

 

Тейлор концентрировал свое внимание на самом нижнем уровне управления – работнике и задавался вопросом, как сделать работу нижнего звена управления наиболее эффективной. Основные положения своей теории управления Тейлор изложил в работах «Цеховой менеджмент» (1903), «Управление фабрикой» (1903), «Принципы и методы научного управления» (1911). Эти положения сводятся к следующим принципам:

1) руководитель должен признать необходимость научного подхода к управлению, а также создания научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные методы работы;

2) отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;

3) сотрудничество между администрацией и рабочими по вопросам практического внедрения научно обоснованной системы организации труда;

4) необходимо ориентироваться на специализацию производства, четко следовать разработанным стандартам;

5) каждая группа работников должна сосредоточиться на том, что они делают успешнее всего

6) фирма должна разработать систему оплаты труда и денежных поощрений;

7) равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

В основе системы Тейлора лежали методы рационализации труда отдельных рабочих. Занимаясь практической деятельностью в ряде фирм Тейлор проводил хронометраж затрат рабочего времени на выполнение отдельных операций, способствовал освоению передовых, эффективных приемов труда. Он выступал за связь оплаты труда с производительностью работника и в то же время исходил из необходимости сочетания работы с перерывами для отдыха.

 

К числу основателей школы научного управления справедливо причисляют также супругов Франка и Лилиан Гилбретт. Они занимались вопросами организация труда на рабочем месте, устранения непродуктивных действий, которые не дают полезного эффекта, но вызывают усталость, разрабатывали методики передачи освоенных трудовых навыков одними работниками другим.

Ощутимый вклад в научное управление производством внес американский ученый и предприниматель Гаррингтон Эмерсон (1853—1931, автор книг «Производительность как основание для управления и оплаты труда» (1900), «Двенадцать принципов производительности» (1912). Один из оригинально сформулированных принципов производительности гласит: "Работать напряженно—значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит прилагать к делу усилия минимальные".

Г. Эмерсон сформулировал следующие принципы управления предприятиями:

♦ точно сформулированные цели управления, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

♦ подход с позиции здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

♦ компетентная консультация — необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением (подлинно компетентный совет может быть только коллеги­альным);

♦ дисциплина — подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;

♦ комплексный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

♦ нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;

♦ нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

♦ нормирование операций, предполагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

♦ письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;

♦ вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

 

Г. Эмерсон впервые указал на необходимость и целесообразность комплексного подхода к решению задач организации производства и управления.

 

 

Совершенствованием организации производства промышленного предприятия занимался Г. Форд. Он применил следующие принципы организации управления:

• точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней и связей;

• учет и планирование условий работы;

• подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы;

• осуществление производства по стандартной технологии;

• постоянный поиск путей совершенствования производства.

 

Российская научная школа также внесла свою лепту в развитие научного менеджмента первой половины XX века. К числу известных специалистов по управлению производственным предприятием относится А. К. Гастев (1882—1941). Он выработал универсальные правила труда и повышения производительности труда. Ему принадлежит призыв: "Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой".

П.М. Керженцев (1881—1940) выдвинул "принцип экономии", то есть получение наибольшего эффекта при одновременной экономии человеческой энергии и материальных затрат.

Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, а также рационализации труда и его мотивации.

Благодаря школе научного управления были разработаны главные принципы управления, которые не потеряли своего значения и в настоящее время:

1) отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления;

2) компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления;

3) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением;

4) справедливое отношение к персоналу;

5) письменные стандартные инструкции;

6) нормализация условий труда;

7) нормирование операций, вознаграждение за производительность.

 

Недостатки научной школы заключаются в том, что данное направление не учитывало, что чрез­мерная специализация и детализация рабочего процесса подавляют инициативу рабочих, они становятся лишь придатками машины. Переоценивалась роль заработной платы в стимулировании труда. Не уделялось должного значения социально-психологическим факторам и межгрупповым отношениям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.