Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная школа управления (1920-1950)




Если школа научного управления сосредоточила свое внимание на рационализации трудовых операций, то административная школа посвятила свои усилия управлению организацией. Предметом изучения в административной школе стали: управление как особый вид деятельности, администрирование, функции управления, принципы управления, организационные структуры. Целью основателей этой школы стало установление закономерностей функционирования организаций, выявление универсальных принципов эффективного управления фирмой.

Файоль Анри (1841-1925) — французский исследователь проблем государственного управления, общественных учреждений и системы образования, создатель теории администрации, автор книги "Общее и промышленное управление" (1916), где изложил 14 принципов управления. Эти принципы - сверхуниверсальныме, т.к распространяются не только на управление крупной корпорацией, но и экономикой страны, армией, государством.

1. Разделение труда посредством специализации работников.

2. Власть — ответственность, то есть сочетание наделения руководителя властью с бременем ответственности за последствия применения им властных функций.

3. Дисциплина —обязанность повиновения, усердия, осуществления деятельности, уважения руководителей, выполнения условий, принятых соглашений между предприятием и работниками.

4. Единство распорядительства (единоначалие) — подчинение работника распоряжениям одного руководителя, предотвращение дуализма, двойственности распорядительства.

5. Единство руководства — наличие единого руководителя и единой программы всех действий, преследующих общую цель.

6. Подчинение частных интересов общим — приоритет интересов Организации над интересами ее отдельных групп, членов.

7. Вознаграждение персонала — справедливая оплата труда, поощряющая усердие (поденная, поурочная, поштучная плата, премии, участие работников в прибылях компании, добавка к денежной оплате натуральной оплаты).

8. Централизация —сосредоточение, концентрация ключевых функций управления в едином центре в сочетании с делегированием части управленческих полномочий на нижестоящие уровни.

9. Иерархия — служебная лестница, многоуровневое управление, Образующее цепь, в которой каждый нижестоящий уровень подчинен вышестоящему.

10. Порядок — соединение материального порядка, при котором каждая вещь находится на своем месте, и социального порядка, согласно которому определенное (рабочее) место положено каждому лицу (работнику) и каждое лицо должно находиться в назначенном ему месте, то есть определенное место для каждого и каждый на своем, соответствующем его знаниям, опыту работы, месте.

11. Справедливость — сочетание благожелательного отношения к Персоналу с правосудием, законностью.

12. Постоянство состава персонала — устойчивость состава руководящего персонала и служащих, предотвращение текучести кадров, Долговременные соглашения, контракты с работниками.

13. Инициатива — предоставление работникам возможности создавать “Осуществлять собственные планы действий по достижению целей организации и в ее интересах, свобода предложения и личной инициативы.

14. Единение персонала, характеризуемое девизом "в единении — сила", гармония помыслов, корпоративный дух, предотвращение разделения персонала на враждебные группы.

 

Файоль считал, что управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, представляет собой более широкую деятельность и включает производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую и административную функции. Анализируя административную функцию, Файоль выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организацию, координирование, контроль.

 

Файоль разработал принципы административной деятельности, к которым относятся: разделение труда, власть (авторитет и ответственность), дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, централизация, скалярная цепь (линия власти), равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух. Он впервые указал на необходимость создания штабов (функциональных подразделений), которые не должны обладать правом руководства, но должны осуществлять подготовку к будущему и выявлять возможные способы совершенствования организации труда.

 

Дальнейшее развитие классическая школа управления нашла в работах Л. Урвика, М. Вебера,

А Слоули, Дж. Муни. Все они являлись руководителями крупных компаний и консультантами по вопросам управления.

 

Л. Урвик главное внимание уделял разработке принципов формальной организации:

≈ Соответствие людей структуре. Подчеркивалось, что вначале следует, детально разработать структуру организации, а затем подобрать специалистов, в наибольшей степени соответствующих требованиям структуры.

≈ Создание специального и генерального штабов. Основной функцией специальных штабов должна быть разработка рекомендаций для руководителя организации. Основными задачами генерального штаба являются подготовка и передача приказов руководителю, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности «штабных» специалистов.

≈ Сопоставимость прав и ответственности. Недостаточно возлагать на линейных руководителей только ответственность за какую-либо деятельность, необходимо также делегировать им власть, соответствующую и равную ответственности.

≈ Диапазон контроля — число лиц, непосредственно подчиненных руководителю (такой диапазон, по мнению Урвика, в каждом случае зависит от индивидуальных качеств руководителя).

≈ Специализация. Возможны три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя либо по географическому признаку.

≈ Определенность. Для каждой должности в организации должны быть письменно определены права, обязанности, ответственность, характер взаимосвязи с другими лицами.

 

Почетное место в ряду представителей административной школы управления занимает немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Его работа – «Социальная и экономическая организация». Вебером были сформулированы и заложены основы бюрократической модели управления. Предложенные им идеи рационализации структуры больших организаций получили название бюрократии (понимаемой не как формализм, а как соблюдение формальных правил).

Основные элементы теории бюрократии:

- функциональная специализация;

- иерархическая система власти (практически полностью отсутствие горизонтальных связей, только иерархия управления);

- использование системы правил и норм, определяющих права и обязанности работ­ников, а также система правил поведения в конкретной ситуации;

- отсутствие личностного начала;

- прием в организацию на основе ее потребностей и компетентности работника (регламентация и унификация процедур и правил);

- продвижение работников на основе компетенции с выслугой лет (каждый работник получал только фиксированный оклад, а для его повышения необходимо было подняться вверх по карьерной лестнице);

- стратегия пожизненного найма.

Недостатки теории: бюрократическая модель управления оказалась оторванной от ре­альных проблем управления, связанных с изучением человеческого фактора, она усредня­ла людей. Статус работника и его вознаграждение зависели не столько от результатов труда, сколько от положения, занимаемого в организационной иерархии. Отсутствовала всякая заинтересованность в высокопроизводительном труде, что приводило к малой управляемости поведением работников. Система бюрократии препятствовала участию работников в делах фирмы, в управлении ею. Кроме того, при данной модели организация рассматривалась как закрытая система.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.