Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кино как синтетический вид искусства. Специфика кино-синтеза




Читайте также:
  1. Аналитический и синтетический учет отгруженных товаров и их реализации со складов оптовых предприятий
  2. Возрастная специфика
  3. Вопрос 3. Специфика современного государства.
  4. Вопрос 36. Специфика оценки кредитоспособности физических лиц.
  5. Вопрос 45. Синтетический учет расходов по оплате труда и документальное оформление данных операций (70)
  6. Государственное управление: сущность, специфика, функции
  7. Графика как вид изобразительного искусства. Основные выразительные средства графики.
  8. Звуковой аналитико-синтетический метод
  9. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
  10. Литературное творчество для детей: темы и проблемы. Жанровая специфика литературы для детей.
  11. МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО СПЕЦИФИКА

Синтез в искусстве кинематографа

Тема 4

 

Лекции 6-7

Кино и фотография – техницизированные репродукционные виды искусства. Одно из ярких проявлений завоеваний технического прогресса во второй половине Х1Х – начале ХХ века (Дагер в Германии, братья Люмьеры во Франции). Появление кино обусловлено развитием естественных наук, особенно оптики, механики, различных видов техники, машинной индустрии.

 

Фотография - неподвижное изображение, 1/ запечатлевшее фрагмент реальной действительности (имеет силу документа), 2/ зафиксированное на фотопластине или пленке (т.е. закрепленное на твердом материальном носителе) и 3/ размноженное в любом количестве экземпляров (имеет тираж). Репродукционный вид искусства, что делает его, как и кино, массовым (т.е. имеющим неограниченный спрос и потребление) видом искусства.

 

Кинематограф – «движущиеся картинки», первоначально воспринимался как зрительный курьез (диковина). Использовался как зрительный аттракцион, предназначенный для развлечения европейской публики на ярмарках и гуляниях в конце Х1Х-начале ХХ вв. Демонстрировался в особых павильонах в виде коротенькой фильмы на несколько минут. Вызывал в зрителе сильные эмоции (испуг, возбуждение) благодаря огромной силе зрительных впечатлений от эффекта как бы непосредственного соприкосновения с реальностью («Прибытие поезда на вокзал Сан-Лазар»).

 

Кино в ХХ веке - самый массовый вид искусства. Пережило очень быструю и значительную качественную эволюцию в рамках одного столетия (с 1895 года). От черно-белого к цветному, от немого – к звуковому, от «плоскостного» экранного воспроизведения к пространственным и звуковым (3Д и стерео-) эффектам.

 

Виды кино:

хроника реальных событий, игровое, документальное, мультипликация и анимация, а также попытки совмещения различных по характеру зрительных эффектов в пространстве и рамках одного кинопроизведения (совмещение игровых и документальных кадров, реальных героев и анимационных (рисованных, кукольных, смоделированных), оживление анимационных персонажей («Шрек»)).

 

Кино - вид искусства синтетичный по своей природе, временной по преимуществу (наряду с театром, цирком, ТВ, эстрадой) и в то же время пространственный благодаря иллюзии полноты воспроизведения 4-хмерной реальности (временной фактор первостепенен).

 

Кино - самое синтетичное среди других подобных видов искусств, поскольку опирается сразу на все виды искусства, заимствуя для себя выразительные средства каждого и переплавляя их все вместе в уникальный кинематографический синтез.

 

Будучи похоже и на живопись, и на театр, кино не сводимо ни к одному из этих отдельных видов искусств. Оно трансформирует в соответствии с собственной уникальной природой средства других искусств для создания фильма как способа художественного отражения жизни.



 

Кино имеет зрелищную природу, как пластические искусства и как театр, однако это зрелище в отличие от объемно-пространственных искусств, подвижно и разворачивается динамично, в виде «живых картин», и в реальном, и в кинематографическом времени. В кино воспроизводится на пленке развертывающаяся картина действия. Оно передает движения жизни в динамике, т.е. максимально приближенным к ней способом и в максимально подобной ей форме.

 

Кино требует для своей реализации и воспроизведения, мощной технической базы и специального технического оборудования; оно задает особые условия для зрительного восприятия (демонстрации или воспроизведения): темный зал, белая плоскость экрана, специальный аппарат.

Воспроизведение осуществляется на ней в виде нематериальных оптических проекций, «движущихся теней» (вспомним, китайский театр теней). Изображение возникает как зрительная иллюзия (мираж) на первоначально пустом экране в потоке направленного на него света. Оно передается с движущейся прозрачной в виде ленты кинопленки (материальный носитель) с зафиксированными на ней изображениями.

 

Кинематограф – великая иллюзия в буквальном смысле, имеющая наглядность и убедительность непосредственно увиденной жизненной реальности. Любой вымысел воспринимается с киноэкрана как проявление реальной жизни (фантазия непосредственно отождествляется, сливается с реальностью), а кинообраз переносится с героя на реальную жизнь актера (Штирлиц-Тихонов, Джеймс Бонд-Шон Коннери) и становится его легендой, мифологизируется. В этом состоит и одно из отличий кино от театра, и специфика восприятия кино.

 

Отличие кино от театра:

Кино в отличие от театра, будучи творчеством, зафиксированным на пленке единократно раз и навсегда, может воспроизводиться сколь угодно раз, оставаясь одним и тем же неизменным зрелищем,осуществляемым благодаря техническим средствам воспроизведения и спецоборудованию. Оно не требует живого присутствия исполнителей перед глазами зрителей, но может воспроизводиться многократно. Прямого двустороннего, непосредственного обмена эмоциями между создателями и зрителями, как во время театрального спектакля, в ходе кино просмотра также нет.

 

Киноперсонаж приобретает характер творческого штампа(«актер одной роли»), который сопровождает исполнителя иногда всю его жизнь и из которого сложно бывает выйти в другую роль, а иногда даже в реальность («легенды» в кино и в жизни Г. Гарбо, М. Дитрих).

 

Временной фактор развития для кино преимущественен, в то время как пространство его восприятия зрителем визуально «сжимается» до белой плоскости экрана, а иллюзорное пространство приобретает огромный размах и сопоставимо с самой жизнью.

Оно «втягивает» в себя зрителя благодаря реальному масштабу создания фильма и в то же время адекватному способу его воспроизведения на большом экране (в отличие от ТВ), сохраняющем и усиливающем его монументальный характер.

 

Такой способ естественно транслирует эпический характер происходящего зрителю (потенциальная возможность «шагнуть по ту сторону экрана»). Так происходит его самоотождествление с кинореальностью и киноперсонажами. Образы кино массированно воздействуют на зрителя.

 

Специфика киновосприятия:

Зритель в единоличном порядке бывает «захвачен» собственными переживаниями, которые будоражат его, оставаясь в большей степени накопляемыми, а не выражаемыми до конца демонстрации фильма. Выражение зрительских впечатлений и обмен зрительскими переживаниями происходит по окончании показа, оно выносится за пределы процесса восприятия и осуществляется в одностороннем порядке в опосредованной, односторонне направленной, но в более концентрированной, активной и сильной форме.

 

Кино обладает огромной убеждающей (мифотворческой) силой воздействия на зрителя, особенно на юного, незрелого, эмоционально восприимчивого, не склонного к интеллектуальной рефлексии и не отягощенного жизненным опытом.

 

Поэтому оно так активно используется средствами идеологии (власти в любой ее форме) как средство наглядной агитации и пропаганды. В этом его и великое благо, и большая опасность. Ведь кинореальность некоторым образом аморальна (т.е. вне морали, в стороне от нее), она «окрашивается» в любой цвет. Главное – полнота и жизненная убедительность выражения идеи (мифологизация действительности).

 

Поэтому неудивительно, что «из всех искусств главнейшим для нас (захвативших политическую власть в стране большевиков – О.К.) является кино».

По В. Ленину, в наибольшей степени следовало поощрять развитие художественной хроники, документального и научно-популярного кино.

 

Кино – не только репродукционный вид искусства (по В. Беньямину), но и как бы вторично, поскольку возникает на огромной литературной основе, требует сценария, диалогов, разработки характеров или последовательности развития действия.

 

Кино способно дать почти беспредельную по своей широте Картину мира (жизни человека, общества и природы). Кино – монументальное искусство (создает величественную панораму), оно имеет огромную социальную силу по средствам и способам своего художественного воздействия. Особую убедительность придают кино стереоскопические эффекты, обеспечивающие максимальное погружение зрителя в вымышленную реальность кинодействия.

 

Разворачивается в особом (вымышленном, фантастическом, иллюзорном) пространстве кинореальности, имеющей характер реальной жизни; совмещает в одном произведении изображение как череду подвижных, сменяющих друг друга эпизодов (картин), звуковое сопровождение (шумовое, голосовое, музыкальное и др.), действующих героев, ландшафт, внутренние спецпространства, виртуально выстроенные, которым придается убедительность реальных изображений.

 

По широте, разнообразию и сложности процесса отражения и воспроизведения жизни, по степени приближения к реальности, к передаче «правды жизни в формах самой жизни» кино не имеет иных аналогов, кроме самой жизни. Ближе всего оно подходит в этом к литературе. Для него характерен масштабный эпический (тяготеющий к мифу) характер воспроизведения действительности.

Кинематограф – по определению коллективный вид творчества, вид художественной индустрии, предполагающий непосредственное участие в его создании огромной творческой команды разнообразных специалистов, как в области техники, так и в области сценического, изобразительного и музыкального искусства. Коллективный характер выражен в кино сильнее, чем в театральном искусстве. Он имеет в кино более крупный масштаб и более точную профессиональную специализацию каждого из участников кинопроцесса.

 

Выразительные средства кино:

Материал кино – кинематографическое движение, приковывающее внимание зрителя к воспроизведению на экране с киноленты.

  • Искусство режиссуры – выстраивание кадра, мышление кадром, передача развития действия в кадре, видение целого;

 

  • Сценарий и диалоги – от драматического искусства – умение передать характер и развитие отношений героев через их собственную речь;

 

  • Монтаж – соединение кадров в определенной временной последовательности, пространственном и темпо-ритмическом соотношении друг с другом. Он задает динамику развития действия, ритмически и композиционно «строит» фильм (теория монтажа С. Эйзенштейна). Монтаж способен сжать и растянуть время действия, обозначить направленность мысли автора, выявить зрительские ассоциации. Короткие монтажные куски дают ощущение быстроты течения жизни, длинные – наоборот, медленного течения времени, покоя («Смерть в Венеции» Л. Висконти). Картина движения жизни в кино осуществляется через связь кадров друг с другом (живописная сторона, движение, длительность кадра). Монтаж насыщает внутреннюю жизнь актера, прочитываемую на экране;

 

  • Работа камеры (подвижный «живой» глаз) – действующий герой - как бы задает (моделирует) реакцию зрителя; В кино движущаяся камера – не только технический аппарат для фиксации кинофакта, но и орудие художественного творчества. Изменение расстояния до снимаемого объекта и ракурса (угла зрения) у движущейся камеры определяют художественную трактовку явления, являются одним из наиболее выразительных и специфических средств кино. Изменение расстояния камеры от объекта оказывает решающее воздействие на восприятие изображения зрителем. Камера берет на себя функцию зрителя, она имитирует его взгляд. Благодаря ее движению процесс восприятия (искусственно смоделированный камерой) приобретает живость и непосредственность реального процесса восприятия. А зритель как бы входит в пространство фильма (подходит к героям с разных сторон благодаря возможности крупного плана), находясь внутри разворачивающихся событий, он становится непосредственным соучастником экранного действия. Через положение движущейся камеры выражается отношение к событиям, дается их эмоциональная трактовка, совершается нравственный выбор зрителя, выделяются отдельные значимые детали (укрупнение);

 

  • Свет – мощное средство художественного отображения и выражения (экспрессии), передачи эмоциональной атмосферы, характера происходящего действия, персонажа или взаимоотношений между ними, выражение авторского отношения к разворачивающимся событиям. Через свет дается представление о внутреннем состоянии явлений, настроении героев, их взаимосвязи. Передает психологическое состояние, напряжение, взволнованность, драматизм событий;

 

 

  • Цвет – в силу зрелищной природы кино имеет огромное значение, даже будучи соединен со звуком. Требует предельной зрительной конкретности, предметности, полнейшей достоверности обстановки, в которой действует герой.

 

  • Звуковое сопровождение (в том числе и музыка) – задает основной эмоциональный тон и окраску разворачивающихся событий, формирует характер восприятия;

 

  • Актерское исполнение – максимально естественное и сдержанное в отличие от театра («как в жизни») благодаря возможности крупного кадра, т.е. максимального приближения, ощупывания глазом лица, фигуры актера. В кино требует предельной простоты выражения. Наигрыш, декламация, подчеркнутая демонстративность жестов в кино ведут к фальши либо используются как средство эксцентричной художественной трактовки комического героя или отрицательного персонажа. Расширяется практика введения в фильм реальных живых персонажей (играют самих себя, или «живут» в кадре).

 

Наличием актерской игры кино родственно театру, но в некоторых видах кино (документальное, анимация) его нет вообще, и, в целом, фильм без актера возможен. В театре - нет. В целом же актер в кино занимает иное место, нежели в театральном искусстве.

 

В кино актер не играет такой центральной роли, как в театре. Кино охватывает более широкий круг явлений, чем театр. Первенство принадлежит режиссеру и оператору, поскольку замысел фильма и его содержание не всегда выражаются исключительно актерской игрой (имеют зачастую большее значение спецэффекты, к примеру).

Слово в кино играет второстепенную (подчиненную) роль, уступая в выразительной силе изображению, поскольку усиливает опасность театрализации (в театре слово имеет первостепенный характер). В отличие от театра слово в кино – не главное, а одно их многих составляющих художественных средств. Оно должно выразить то, что не может быть выражено через непосредственное воспроизведение действия.

 

Динамичность – одновременно и сила, и слабость кино (невозможно остановить разворачивающееся действие, чтобы, к примеру, рассмотреть каждый кадр отдельно, «смакуя» детали). Здесь преимущества у изобразительных искусств.

Кино уступает музыке в эмоциональной выразительности, в передаче непрерывности течения жизни, хотя музыка – одно из самых активных художественных средств киноязыка (наличие монтажных «стыков», кусков, определенные разрывы действия). Кино уступает театру в жизненной непосредственности, но превосходит его по широте охвата действительности, естественности и правдивости передачи течения жизни.

 

Влияние кино на другие виды искусства:

Синтез звука и изображения в звуковом кино оказали огромное воздействие на драматический театр ХХ века и на музыкальное искусство.

Средства киноязыка (монтажный кадр и связанный с ним масштаб пространства и времени) предоставили новые возможности в использовании цвета и звука (контрапункт), световые и ритмические эффекты.

 

 





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2500; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.