Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затем - о его мнении по поводу данного мероприятия

Сначала респондента спрашивают о том, знает ли он о таком-то мероприятии,

Итак,

3) Третий вопрос (дихотомический по своей форме) призван уточнить общую направленность мнения: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т. д.»?

4) Выяснив оценку (положительную или отрицательную), социолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины подобного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что..., не могли бы Вы пояснить свою мысль»? или «Если Вы одобряете..., то почему»?

5) Наконец, последний вопрос определяет интенсивность мнения: «В какой степени Вы уверены в своем суждении»? А далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершенно уверен – не уверен – трудно сказать».

Подобный «пятивопросник» в качестве модели построения любого содержательного блока вопросов в анкете очень распространен в зарубежных опросах, но редко применяется у нас. Такой прием отвечает требованиям и логики, и практики исследования. Почему же для выяснения одной проблемы потребовалось задавать пять вопросов? Специалисты считают, что одновременный охват несколькими показателями одного явления снижает вероятность ошибки. В более общем виде данное утверждение гласит: для повышения вероятности одного вывода необходимо провести более одного исследования.

Итак, для изучения одного явления необходимо несколько вопросов, для получения одного вывода – более одного исследования.

Блок вопросов может быть построен по принципу «воронки», когда последовательность вопросов ведет к получению все более глубокой и конкретной информации о явлении. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к частным. Блок из пяти вопросов построен по этому принципу.

Другой вариант построения блока вопросов – «батарея», когда вопросы касаются разных и равнозначных друг другу аспектов изучаемого явления, например, охватывают 5-6 характеристик образа жизни.

Композиция анкеты определяется задачами исследования, темой опроса и особенностями вопросов. Расположение вопросов (или блоков вопросов) может следовать логике раскрытия темы. Иногда такая последовательность сознательно нарушается социологом в методических целях. Например, дополнительный вопрос, контролирующий достоверность ответа на основной вопрос, обычно помешается в другой части анкеты. Удаляются друг от друга вопросы, вызывающие «эффект эха», при котором ответ на один вопрос предваряет ответ на следующий: («Считаете ли Вы, что к людям вообще следует относиться с доверием»? «Рассказываете ли Вы о своих семейных заботах товарищам по работе»?) Для решения подобных методических задач вопросы в анкете могут располагаться без очевидной тематической последовательности.

Существует практика объединения в одной анкете различных тематических блоков: так называемые анкеты-омнибусы. Это как бы сборник вполне самостоятельных коротких анкет. В западной социологии и в опыте работы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) такие анкеты применяются для коммерческих опросов, проводимых по заказам различных организаций. В таких анкетах предусматриваются специальные переходы от одной темы к другой. Формулировки переходов имеют целью переключить внимание респондента на восприятие нового предмета опроса.

Графическое оформление анкеты включает следующие элементы:

- четкость шрифта,

- его разновидности (курсив, полужирный, петит и т. д.),

- достаточное место для записи свободных ответов,

- шрифтовые выделения пояснений,

- стрелки - указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам.

- Особой разновидностью графического оформления выступает иллюстрация в виде рисунков. Вопросы-иллюстрации и графическое оформление выполняют психологическую функцию (снимают утомление, переключают внимание) и методическую (поясняют содержание вопросов).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила группового анкетирования | Шкалы измерений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.