Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость управления организацией и особенности управленческой деятельности




Предмет и содержание менеджмента. Основные категории дисциплины

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

Жизнь каждого человека неразрывно связана с различными организациями (школа, вуз, фирма, предприятие, общественные организации, государственные органы управления и др.). В условиях рыночной конкурентной среды функционирование и развитие любой из них требует грамотного руководства, построения современной системы управления. Последнее является объектом исследования теоретических основ менеджмента.

В настоящее время понятие «менеджмент» активно вошло в наш лексикон и по своей сути является интернациональным. Это слово произошло от латинского «manus» – рука, которое позднее трансформировалось в английский глагол to manage – руководить, управлять, объезжать лошадей. Сейчас слово «management» используется только при обозначении такого понятия, как «управление организацией».

В оксфордском словаре английского языка представлены следующие варианты перевода слова «management»:

1) способ, манера обращения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость организации дела и административные навыки;

4) орган управления, административная единица.

Современная наука об управлении вкладывает в это понятие более широкий смысл, рассматривая менеджмент как сложную систему управления, обеспечивающую адаптацию организации к внешним рыночным изменениям.

В настоящее время существует достаточно много формулировок понятия «менеджмент», содержание которых сводится к следующему:

Во-первых, менеджмент – это деятельность по руководству людьми в самых различных организациях, основной задачей которой является достижение запланированных показателей или целей. В данном понимании менеджмент представляет собой комплексную подсистему, включающую такие виды деятельности, как управление закупками, производством, финансами, маркетингом, стратегическое планирование и т. д. Различные виды управленческой деятельности получили название функций управления. Таким образом, менеджмент – это совокупность различных функций управления.

В широком смысле слова менеджмент, или управление, – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения общей цели или миссии предприятия.

Во-вторых, менеджмент – это научная дисциплина или область научного знания по изучению и систематизации проблем практики управления организациями, на основании которых разрабатываются законы и принципы организации системы управления, современные подходы, методы и модели эффективного руководства в условиях меняющейся внешней среды. Менеджмент как наука вооружает руководителей системным, ситуационным и процессным подходом в управлении организацией.

Системный подход – ориентирован на использование системного анализа и рассмотрение организации как сложной и динамичной системы, состоящей из множества взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем (маркетинг, планирование, снабжение, технологии, финансы, менеджмент, персонал и др.), влияющих на эффективность функционирования организации в целом. В соответствии с системным подходом повышение эффективности деятельности предприятия возможно только в случае комплексной реструктуризации (совершенствования) всех подсистем управления.

Ситуационный подход – предполагает выработку решений по совершенствованию системы управления организацией в зависимости от изменения ситуационных факторов внутренней и внешней среды. Это означает, что система управления формируется в зависимости от сложившейся ситуации на рынке и предприятии.

Процессный подход – означает рассмотрение управления как процесса последовательно выполняемых менеджерами действий, ориентированных на выполнение своих функциональных обязанностей и реализацию целей организации.

Структура менеджмента как дисциплины предполагает изучение таких областей управленческой деятельности, как общий менеджмент, менеджмент маркетинга, производственный менеджмент, менеджмент качества, финансовый менеджмент, инновационный и инвестиционный менеджмент, менеджмент риска, менеджмент персонала, экологический, стратегический менеджмент и др., обеспечивающих процесс принятия и реализации управленческих решений.

В-третьих, менеджмент – как собирательное от менеджеров, особый слой общества, который представлен менеджерами крупных, средних и мелких организаций, оказывающих существенное влияние на развитие экономики и положение предприятий на рынке. Данный вид деятельности существенно отличается от других видов трудовой деятельности и требует специальной подготовки.

Теоретические основы менеджмента – это дисциплина, которая предоставляет студентам системные знания в области теории и практики управления организациями, использования современных подходов, функций и методов управления (рис. 1).

 

 
 

 

 


Рис. 1. Структурные элементы теории менеджмента

 

Основными категориями управления являются понятия организации, цели, мотивов поведения людей, субъекта и объекта управления.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Коммерческая организация – это предприятие (фирма), целью деятельности которой является получение прибыли.

Некоммерческая организация – организация, которая не ставит своей целью получение прибыли, а задача менеджмента состоит в рациональном использовании ресурсов (например, общественные организации, социальные и благотворительные фонды и т. п.).

Формальная организация – это структура, созданная по воле руководства, деятельность которой регламентируется специальными документами (учредительный договор, устав предприятия, свидетельство о регистрации для индивидуального предпринимателя).

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей на основе общих интересов, симпатий к неформальному лидеру или проблем, разделяемых ее участниками.

Централизованная организация – это организация, в которой большая часть решений принимается высшим звеном управления. Такая организация, как правило, опирается на авторитарный стиль руководства, административно-командные методы управления, иерархию и жесткий контроль.

Децентрализованная организация – это организация, в которой большинство управленческих решений принимается средним и низовым звеном управления. Менеджмент в даной организации основан на демократическом стиле руководства, экономических и социально-психологических методах стимулирования, самоконтроле.

Цель – это желаемый результат деятельности организации, достижимый в пределах определенного интервала времени. Достижение целей определяет успех организации.

Мотив – это причина, побуждающая людей к действиям, направленным на удовлетворение собственных потребностей.

Мотивация – это процесс побуждения людей к деятельности посредством удовлетворения их потребностей.

Соответственно, менеджмент – это такое управление людьми, при котором цели организации достигаются через мотивирование (побуждение) людей к деятельности, позволяющей им реализовать собственные потребности.

Современная организация – это сложная система, состоящая из отдельных самостоятельных, взаимосвязанных и взаимозависимых подразделений, выполняющих производственные, финансовые, административные и другие функции. Организацию можно представить как совокупность субъекта и объекта управления.

Субъект управления – это управляющая подсистема, осуществляющая сбор информации об окружающей среде, ее анализ и принятие управленческих решений, их доведение до объекта управления и контроль результатов выполнения (обратная связь).

Объект управления – это управляемая подсистема, отвечающая за реализацию управленческих решений, выбор и обоснование методов достижения целей либо миссии организации, доводимых субъектом управления (руководством).

Миссия – это формулирование долгосрочных намерений и ориентиров развития предприятия. Миссия определяет то, каким бы мы хотели видеть наше предприятие в будущем.

Стратегия – это конкретный комплексный план действий на долгосрочную перспективу по достижению сформулированной миссии предприятия.

Организационная структура управления – это совокупность различных подразделений предприятия, расположенных в определенной последовательности и объединенных различными видами связей (линейных, функциональных, вертикальных, горизонтальных, формальных, неформальных), обеспечивающих достижение целей.

Методы управления – это определенные принципы и правила, которыми руководствуются менеджеры при осуществлении своих непосредственных функций по управлению предприятием, людьми.

Функции управления – это конкретные виды управленческой деятельности (планирование, организация производства, управление маркетингом, финансами, персоналом и т. п.).

Сущность управления (менеджмента) сводится к поиску оптимальных решений по использованию ресурсов организации – земли, труда, капитала, предпринимательского таланта – для достижения поставленных задач. Ряд основных принципов выбора оптимального сочетания ресурсов может быть применен фактически к любому типу организации, независимо от ее размеров и целей. Поэтому менеджмент как дисциплина имеет универсальный характер и основное внимание обращает на общие проблемы управления организацией и их решение. Менеджмент как наука позволяет не только своевременно и качественно управлять текущей деятельностью, но и прогнозировать развитие событий на рынке, разрабатывать стратегию поведения организации, адаптировать подсистемы предприятия к новым условиям (например, к условиям нестабильности переходной экономики).

Предметом исследования менеджмента является изучение предъявляемых практикой проблем управления организациями, выявление присущих управлению законов и закономерностей, принципов организации управленческого труда с целью выработки оптимальных систем (технологий) менеджмента, предложения более эффективных методов управления людьми в различных организациях.

Содержание менеджмента отражает целый комплекс изучаемых дисциплиной вопросов, охватывающих основные подсистемы управления как вида деятельности и науки. Структура дисциплины «Теоретические основы менеджмента» включает изучение следующих проблем (содержание курса):

1) сущность, основные законы, закономерности и принципы управления;

2) история развития теории менеджмента;

3) структура управления организацией, ее типы и виды, оценка эффективности и совершенствование;

4) функции и методы управления;

5) принятие управленческих решений;

6) информация и коммуникации в системе менеджмента;

7) стили руководства;

8) этика управления и организационная культура.

 

 

В настоящее время организация рассматривается как сложный социально-экономический механизм, для которого характерна определенная динамика, структура и упорядоченность внутренних элементов, скоординированность действий персонала.

В экономическом плане организацию можно представить как совокупность трех основных составляющих элементов: предметы труда (сырье, материалы, информация), средства труда (технологии, машины, оборудование, компьютеры, средства связи) и персонал.

Необходимым условием функционирования данной системы является соблюдение пропорциональности в сочетании указанных элементов, что достигается с помощью системы управления. В этой связи управление выступает как объективно необходимый процесс и условие успешного функционирования организации.

Современная наука управления относит менеджмент к таким же важным факторам, влияющим на эффективность производства, как средства производства, капитал и ценные бумаги, персонал, информационные ресурсы, так как без хорошо отлаженной системы управления невозможно целенаправленное развитие субъекта хозяйствования в условиях жесткой конкуренции на рынке.

Необходимость в управлении возникает во всех случаях использования коллективного труда. Когда несколько человек (предпринимателей) объединяются для достижения какой-нибудь одной цели, кто-то из них должен взять на себя функцию руководства и координации деятельности других. Только в этом случае можно ожидать успешной реализации общей цели. При этом в более крупных организациях отсутствие такого координирующего органа управления, как правило, приводит к хаотичным действиям отдельных работников и делает невозможным достижение успеха. Поэтому сегодня эффективная система менеджмента – основа конкурентоспособности современных бизнес-моделей организаций.

На первоначальных этапах развития организаций управленческая деятельность совмещалась с основной производственной деятельностью. Это можно проследить сейчас по содержанию работы собственников в сфере мелкого бизнеса. Например, в частном унитарном предприятии, небольшой организации оказывающей транспортные услуги, собственник (он же директор) может самостоятельно заниматься перевозками грузов на одном из транспортных средств и одновременно управлять несколькими водителями по найму. Параллельно руководителю приходится решать другие задачи, связанные с поиском клиентов, планированием, финансированием своего бизнеса, мотивации и контролю подчиненных работников, т. е. реализовывать управленческие функции. Понятно, что такое совмещение производственного и управленческого труда может быть эффективно при небольшом объеме работ и количестве подчиненных. Как только этот объем превысит оптимальный уровень, такой руководитель не сможет выполнять все функции в должной мере, что приведет к снижению эффективности труда. В данной ситуации руководитель будет вынужден отказаться от выполнения производственной деятельности и сосредоточиться только на управлении, т. е. должен специализироваться для повышения эффективности своей работы.

Более того, при дальнейшем росте организации руководителю потребуются дополнительные работники, профессионально осуществляющие реализацию отдельных функций управления (планирования, финансирования, маркетинга, управления персоналом и т. п.). Таким образом, разделение труда на производственный и управленческий – есть результат специализации.

Постоянные изменения во внешнем окружении организации (поведение потребителей, конкурентов, государственных органов управления) и необходимость профессионального управления выделяют менеджмент не только в самостоятельный вид трудовой деятельности, но и требуют специальной подготовки менеджеров.

Здесь нужно пояснить суть различий в таких понятиях, как «менеджер», «руководитель», «предприниматель», «бизнесмен». Менеджер – это профессиональный управляющий, имеющий специальное образование в сфере менеджмента и использующий современные управленческие технологии при управлении организацией (подразделением). Руководитель – это человек, занимающий управленческую должность и осуществляющий процесс руководства людьми в организации. Предприниматель – это владелец новой идеи, технологии (инновации), ноу-хау, которые он на свой страх и риск реализует в рамках вновь созданной предпринимательской организации (рискового предприятия) с целью получения прибыли. Бизнесмен – это собственник капитала, движимого или недвижимого имущества, которое он передает в пользование (например, предпринимателю, менеджеру) или самостоятельно осуществляет управление им с целью получения прибыли (во втором случае он сам является предпринимателем и менеджером).

Как показывают исследования, специализация управленческих работников обеспечивает рост производительности управленческого труда и, как следствие, ведет к дальнейшему расширению организаций, усложнению процесса управления и необходимости выполнения новых функций (формирование стратегии, продвижение, связи с общественностью, логистика и др.). В целом, это стало причиной постоянного удельного роста численности управленческого персонала по отношению к общей численности работающих на предприятиях. Например, в 1889 г. на 100 человек занятых приходилось 6 служащих, а в 90-х гг. ХХ в. – уже около 60 управленческих работников. Причиной этого является то, что механизация и автоматизация управленческого труда, в отличие от производственного, не высвобождает работников из сферы управления, а лишь способствует повышению качества и оперативности принятия управленческих решений. При росте производства возникает необходимость организации новых дополнительных подразделений в организации (служба прогнозирования, стратегического планирования, логистики и т. п.).

Оставаясь частью производственного труда, управленческий труд обладает определенной спецификой.

Во-первых, управленческий труд – это преимущественно умственный труд, требующий определенных профессиональных знаний, творческих способностей, интуиции руководителя, лидерства. Производственный труд – преимущественно физический, часто не требующий предварительной серьезной специальной подготовки.

Во-вторых, существенные признаки отличия управленческого и производственного труда можно проследить по таким характеристикам, как предметы труда, средства труда и результат труда. Предметом управленческого труда является отдельный человек, трудовой коллектив или информация (у производственного труда – это сырье, материалы, полуфабрикаты). Средством управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, средства передачи информации, управленческие технологии и методы управления (у производственного труда – это машины и оборудование, которое использует работник для обработки сырья и изготовления продукции). Результат управленческого труда – управленческие решения.

В-третьих, производственный и управленческий труд объединяет единая конечная цель – производство продукта с целью получения прибыли. Однако конкретные цели у них разные. Конкретной целью производственного труда является производство продукта, управленческого труда – координация деятельности всех работников и обеспечение их необходимыми ресурсами, контроль и вознаграждение по результатам труда.

Одной из важных особенностей управленческой деятельности является иерархия, сущность и виды которой рассмотрены ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.