Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные законы организаций. Модели совершенства (идеально – типические конструкты) организаций




ТЕМА 3

В данной теме рассмотрены: кибернетическая, автопоэтическая, синергетическая, социологическая, нейрокибернетическая (системная) и современная модель организации и вытекающие из их сути основные законы организаций.

 

Сложность организаций как объекта познания, управления, проектирования, аудита и других действий заставляет нас прибегать к построению идеально-типических конструктов, в которых было бы представлено обобщенное теоретическое представление об организациях. В них концентрированы проверенные практикой знания не просто об организациях, а «хорошо устроенных организациях», «превосходных организациях». Эти конструкты являются плодом совместных усилий ряда научных дисциплин и собственно теории организации, которая испытывает эти модели в практике управления. Идеально-типические конструкты как модели есть системное отражение оригинала (организации).

Напомним, что модели совершенства содержат критерии совершенства, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций. Модели совершенства в значительной мере совпадают с подходами, принятыми в системе менеджмента качества. Оба эти подхода:

1) дают возможность организации выявить свои сильные и слабые стороны;

2) дают положения для оценивания в сравнении с общими моделями;

3) обеспечивают основу для постоянных улучшений;

4) включают способы внешнего признания.

«Модель есть отображение: целевое; абстрактное или реальное; статическое или динамическое; ингерентное; конечное, упрощенное, приближенное; имеющее наряду с безусловно-истинным условно-истинное и ложное содержание; проявляющееся и развивающееся в процессе его создания и практического использования. Ингерентность это: согласованность модели с окружающей ее культурной средой; принадлежность этой среде; условие, необходимое для реализации модельных свойств» (Перегудов, Тарасенко, 1989).

Кибернетическая модель.

Хорошо устроенная организация это система, обладающая следующими признаками: 1) жизнеспособность; 2) связность и цельность (целокупность); 3) гомеостатичность (внутренняя и внешняя сбалансированность); 4) адекватность ответа на внешние воздействия; 5) обучаемость; 6) наличие прямых и обратных связей (положительных и отрицательных); 7) идентичность.

Кибернетика первого порядка осваивает отрицательные обратные связи как стабилизирующие организацию. Кибернетика второго порядка – положительные обратные связи как дестабилизирующие и/или развивающие организацию.

Автопоэтическая модель.

Хорошо устроенная организация это система: 1) самоорганизующаяся; 2) самореферентная (развивающаяся по внутренним побуждениям); 3) открытая и операционально замкнутая; 4) постоянно порождающая собственные регулярности (структуры); 5) имеющая собственный динамический ландшафт изменений; 6) обладающая рекурсивностью; 7) быстро обучающаяся; 8) полицентричная; 9) использующая самооценку; 10) целостная, благодаря множеству вероятностных связей.

Синергетическая модель.

Хорошо устроенная организация это – система: 1) открытая; 2) сложная и нелинейная; 3) содержащая состояния динамического хаоса (возможность структурогенеза); 4) движущаяся от хаоса к порядку и обратно; 5) кризисная, нестабильная; 6) флуктуирующая; 7) переживающая бифуркации; 8) выбирающая путь развития; 9) имеющая стратегии развития и преодоления риска; 10) имеющая историю и жизненный цикл.

Социологическая модель.

Хорошо устроенная организация это: 1) система с целевой природой; 2) разделением деятельности (горизонтальной, функциональной структурой); 3) распределением участников по ролям и статусам, составляющим устойчивый паттерн; 4) имеющая иерархическое строение с выделением управленческого звена и координацией деятельности; 5) имеющая специфические институциональные нормы и систему санкций (легитимное оправдание власти); 6) обладающая всеми признаками социального института; 7) меняющая персонал и его положение в организации; 8) получающая и использующая кооперативный и/или синергетический эффект от совместной деятельности.

Нейрокибернетическая (системная) модель.

Хорошо устроенная организация имеет следующие признаки: 1) целостность системы управления и объекта управления; 2) наличие обратной связи входов и выходов; 3) жизнеспособность; 4) действие принципа разнообразия Р.Эшби; 5) «немыслимость»; 6) действие по эвристикам, парадигмам и алгоритмам (технологиям, традициям, творческим паттернам); 7) наличие иерархии рефлексивного типа, консультирования и обратной связи; 8) учет принципа метаязыка; 9) рассмотрение ошибок как ресурса организации; 10) наличие сложных подсистем, связанных по принципу «анастомотик ретикулум»; 11) перемещение центра принятия решений; 12) осуществление непрерывного планирования с отказом от неэффективных или рискованных действий; 13) рекурсивность, когерентность; 14) катастрофичность развития; 15) наличие алгедонических (боль, удовольствие) цепей неаналитического регулирования в управленческих сетях.

Современная модель (ISO 9000:2000).

Хорошо устроенная организация характеризуется следующими чертами: 1) ориентация на потребителя; 2) лидерство руководителя в совершенствовании организации; 3) вовлеченность персонала; 4) процессный подход к работам; 5) системный подход; 6) постоянное улучшение; 7) принятие решений, основанное на фактах; 8) взаимовыгодные отношения с партнерами.

Данные модели расположены по степени фундаментальности и усложнения, способности отражать все более сложную и неопределенную ситуацию внутри и вовне организации. В то же время они сохраняют и транспонируют друг в друге некоторое универсальное содержание, которое может быть сформулировано в виде законов организации. Перечислим эти законы.

Основные законы организации. Напомним, что организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений между ними. Это социальная единица, специально созданная и перестраиваемая для достижения конкретных целей.

Основные элементы организации: миссия, цели, видение, технология, тип совместной деятельности, структуры, персонал, финансы, управление, организационная культура.

Основные законы организации:

1. Закон системности и целостности.

2. Закон гомеостаза (сохранения идентичности).

3. Закон обратной связи или рефлексии.

4. Закон адаптивности (обучения, развития).

5. Закон синергии и/или кооперации.

6. Закон рекурсивности и когерентности (композиции и пропорциональности).

7. Закон разнообразия.

8. Закон ингерентности и ко-эволюции.

9. Закон повышения рациональности управления.

10. Закон открытости.

11. Закон усложнения структурогенеза.

12. Закон ограниченности жизненного цикла.

С проблемой идеального типа связана важная для исследования организации тема – «симулякра» или подделки. Сама подделка является следствием несовпадения идеального типа и реальных организаций, необходимости и возможности отклонения от него и задачи либо ликвидировать это отклонение, либо симулировать сходство.

Рассмотренные модели представлены в приложении 5 в виде обобщенной таблицы «моделей совершенства».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бир С. Мозг фирмы. М., 1993.

2. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. М.,1989.

3. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.

4. Пригожин А.И.. Дезорганизация. Причины. Виды. Преодоление. М.: 2007.

5. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях. М.,1995.

6. Стандарт ISO 9000:2000.

7. Управление качеством: учебник для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления. –3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

8. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. М., 2001.

 

ТЕМА 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.