Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дивиденд и его значение в экономике предприятия




 

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственником и будущим ее ростом.

Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирования, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности.

Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики являются:

1) Теория независимости дивидендов. Ее авторы: Модельяни и Миллер, которые отводили дивидендной политике пассивную роль в управлении прибылью. Они утверждали, что избранная дивидендная политика не оказывает влияния на рыночную стоимость предприятия и на благосостояние ее собственников.

2) Теория предпочтительности дивидендов. Ее авторы: Гордон и Линтнер считали, что максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация прибыли.

3) Теория минимизации дивидендов (теория налоговых предпочтений). В соответствии с ней эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим расходам собственников.

4) Сигнальная теория дивидендов построена на том, что основные модели оценки текущей рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер выплаченных дивидендов. Выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и наоборот.

5) Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (теория клиентуры). В соответствии с ней компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров.

Практическое использование этих теорий позволило выработать 3 подхода к формированию дивидендной политики:

Ø консервативный;

Ø умеренный (компромиссный);

Ø агрессивный.

Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.

При консервативном подходе характерны следующие варианта дивидендной политики:

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов. Преимущества такой политики заключаются в высоких темпах развития предприятия и повышения его финансовой устойчивости. Недостаток заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода времени. Преимуществом является надежность политики, а недостатком – слабая связь с финансовыми результатами.

Для умеренного (компромиссного) подхода характерна политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды времени, или политика экстра-дивиденда. Преимущества: стабильная гарантированная выплата дивидендов. Недостаток заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается, а следовательно снижается их рыночная стоимость.

Для агрессивного подхода характерны следующие типы дивидендной политики:

a) Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли. Преимущества: простота формирования и тесная связь с размером прибыли. Основной недостаток: нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию;

b) Политика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на 1 акцию. Преимущества заключаются в обеспечении высокой рыночной стоимости акций. Недостаток – отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности.

Основные этапы формирования дивидендной политики предприятия:

1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики.

Все факторы делятся на 4 группы:

Ø факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия (жизненный цикл предприятия, развитие инвестиционных программ);

Ø факторы, характеризующие возможности в формировании финансовых ресурсов из альтернативных источников: достаточность резервов собственного капитала, стоимость привлечения заемного капитала, доступность кредитов и уровень кредитоспособности;

Ø факторы, связанные с объективными ограничениями: уровень налогообложения имущества предприятия, эффект финансового левериджа, фактический размер получаемой прибыли, коэффициент рентабельности собственного капитала;

Ø прочие факторы: конъюнктурный цикл товарного рынка, уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами, возможность утраты контроля над управлением компанией.

2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией предприятия.

3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.

Чистая прибыль представляет собой «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.

4. Определение уровня дивидендных выплат на 1 акцию:

;

где ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций;

Ка – количество простых акций.

5. Определение форм выплаты дивидендов. Основными формами являются:

Ø выплата наличными деньгами;

Ø выплата акциями;

Ø автоматическое реинвестирование, т.е. право выбора акционерами получения дивидендов наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции;

Ø выкуп акций компанией.

6. Оценка эффективности дивидендной политики.

Коэффициент дивидендных выплат:

:

где: Да – суммы дивидендов, выплачиваемые на 1 акцию;

ЧПа – сумма прибыли, приходящаяся на 1 акцию.

Коэффициент соотношения цены и дохода на акцию:

;

где: РЦа – рыночная цена 1 акции.

Коэффициент соотношения цены и прибыли на 1 обыкновенную акцию:

;

где: Па – прибыль на 1 акцию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.