КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дивиденд и его значение в экономике предприятия
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственником и будущим ее ростом. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирования, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики являются: 1) Теория независимости дивидендов. Ее авторы: Модельяни и Миллер, которые отводили дивидендной политике пассивную роль в управлении прибылью. Они утверждали, что избранная дивидендная политика не оказывает влияния на рыночную стоимость предприятия и на благосостояние ее собственников. 2) Теория предпочтительности дивидендов. Ее авторы: Гордон и Линтнер считали, что максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация прибыли. 3) Теория минимизации дивидендов (теория налоговых предпочтений). В соответствии с ней эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим расходам собственников. 4) Сигнальная теория дивидендов построена на том, что основные модели оценки текущей рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер выплаченных дивидендов. Выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и наоборот. 5) Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (теория клиентуры). В соответствии с ней компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Практическое использование этих теорий позволило выработать 3 подхода к формированию дивидендной политики: Ø консервативный; Ø умеренный (компромиссный); Ø агрессивный. Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики. При консервативном подходе характерны следующие варианта дивидендной политики: 1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов. Преимущества такой политики заключаются в высоких темпах развития предприятия и повышения его финансовой устойчивости. Недостаток заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат. 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода времени. Преимуществом является надежность политики, а недостатком – слабая связь с финансовыми результатами. Для умеренного (компромиссного) подхода характерна политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды времени, или политика экстра-дивиденда. Преимущества: стабильная гарантированная выплата дивидендов. Недостаток заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается, а следовательно снижается их рыночная стоимость. Для агрессивного подхода характерны следующие типы дивидендной политики: a) Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли. Преимущества: простота формирования и тесная связь с размером прибыли. Основной недостаток: нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию; b) Политика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на 1 акцию. Преимущества заключаются в обеспечении высокой рыночной стоимости акций. Недостаток – отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности. Основные этапы формирования дивидендной политики предприятия: 1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики. Все факторы делятся на 4 группы: Ø факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия (жизненный цикл предприятия, развитие инвестиционных программ); Ø факторы, характеризующие возможности в формировании финансовых ресурсов из альтернативных источников: достаточность резервов собственного капитала, стоимость привлечения заемного капитала, доступность кредитов и уровень кредитоспособности; Ø факторы, связанные с объективными ограничениями: уровень налогообложения имущества предприятия, эффект финансового левериджа, фактический размер получаемой прибыли, коэффициент рентабельности собственного капитала; Ø прочие факторы: конъюнктурный цикл товарного рынка, уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами, возможность утраты контроля над управлением компанией. 2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией предприятия. 3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики. Чистая прибыль представляет собой «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики. 4. Определение уровня дивидендных выплат на 1 акцию: ; где ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики; ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций; Ка – количество простых акций. 5. Определение форм выплаты дивидендов. Основными формами являются: Ø выплата наличными деньгами; Ø выплата акциями; Ø автоматическое реинвестирование, т.е. право выбора акционерами получения дивидендов наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции; Ø выкуп акций компанией. 6. Оценка эффективности дивидендной политики. Коэффициент дивидендных выплат: : где: Да – суммы дивидендов, выплачиваемые на 1 акцию; ЧПа – сумма прибыли, приходящаяся на 1 акцию. Коэффициент соотношения цены и дохода на акцию: ; где: РЦа – рыночная цена 1 акции. Коэффициент соотношения цены и прибыли на 1 обыкновенную акцию: ; где: Па – прибыль на 1 акцию.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |