Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Ценовые и неценовые факторы предложения. Кривая предложения




Поэтому на реальную величину спроса влияют многие факторы рынка. 1) По мере роста цены покупатель переводит свой спрос на другие товары, заменяющие первый, то есть товары-субституты. Такими товарами являются изделия, имеющие примерно одинаковое потребительское значение, удовлетворяющие примерно одинаковые потребности. 2) Изменение доходов покупателей: при росте доходов происходит изменение спроса на приобретение более качественных и дорогих товаров. Тогда изменение цены на данный конкретный товар не имеет для покупателя значения. 3) Наличие большого количества покупателей при небольшом количестве продавцов определенного товара может привести к тому, что величина цены в сделке купли-продажи потеряет свое значение. И при росте цен эти сделки будут осуществляться. При малом же количестве покупателей даже снижение цен на товар не всегда приведут к увеличению спроса на этот товар в реальности. 4) Изменение ожиданий покупателя, в частности, возникновение и увеличение инфляционных ожиданий, что обусловливает стремление защитить собственные доходы от обесценения. Это проявляется, кроме всего прочего, в покупке большего количества товаров, материализации доходов, в том, что при росте цен будет не снижаться, а расти покупательский спрос. 5) Изменение предпочтений покупателей возникает как результат развития их потребностей. Это может быть связано с изменением моды, набора престижных товаров. При этом немалое значение имеет реклама, которая формирует спрос некоторой части населения.

Кривую спроса принято обозначать буквой D, представляющей первую букву английского слова «demand» – спрос. Чем больше цена (при прочих равных условиях), тем меньше спрос на товар. И наоборот. При снижении цен увеличивается спрос на данный товар. Этот закон выражает рамки изолированного отношения между спросом на определенный товар и ценой на этот товар. В реальной жизни такого изолированного отношения нет.

 

Рис. 1. Кривая спроса

Зависимость величины спроса от цены, как закон спроса, имеет много исключений. Эти исключения состоят в том, что а) повышение цены на товар может сопровождаться увеличением спроса. Обычно это порождается наличием ожиданий дальнейшего роста цен на такой товар. Люди спешат приобрести этот товар. б) Может понижение цены сопровождаться понижением спроса, что происходит в случае, если покупатели ожидают дальнейшее понижение цены. в) Сохраняется стабильный спрос на дорогостоящие товары. Такие товары, как правило, приобретаются либо людьми с высокими доходами, либо оплачиваются эти товары за счет денежных сбережений. В этом случае приобретение такого товара рассматривается как надежное вложение денег, особенно людьми со средними доходами. г) Приобретаются наиболее дорогие товары-субституты. Это происходит в случае, если такой товар-субститут является престижным товаром и приобретается покупателями с высокими доходами. Но даже при не очень высоких доходах такой товар-субститут может приобретаться, поскольку нередко считается, что только дорогой товар является качественным, надежным при использовании. Здесь свою роль может играть реклама, недостаточная или искаженная информация о товаре.

Рыночный спрос формируется как связь индивидуальных спросов покупателей. Покупатель на рынке ведет себя активно и соотносит качество товара, его цену и другие характеристики с теми потребностями, которые он хочет удовлетворить покупкой какого-либо товара. Потребительское поведение основано на рациональности выбора, на стремлении максимизировать удовлетворение своих потребностей при помощи покупаемого товара и оплачиваемой услуги. При этом учитывается ограниченность бюджета. Поэтому на рынке потребитель, выступая в роли покупателя, выбирая товар, сопоставляет собственные предпочтения с ценами товара, имеющимися возможностями приобрести товар на свой доход. Потребитель постоянно стремится определить для себя максимально возможную полезность потребления выбранного и купленного им товара.

В реальной жизни покупка товара является очень сложным процессом, на который влияют привычки потребителя, его финансовые возможности, максимальная полезность, которую стремится получить покупатель от приобретения именно данного товара. Полезность товара – это субъективное восприятие качеств товара отдельным человеком, отдельным потребителем. Иначе говоря, полезность товара – это потенциальная возможность товара удовлетворить определенную потребность покупателя. Все это, взятое в совокупности, и определяет, будет ли сделана покупка на рынке, состоится ли рыночная сделка купли-продажи. Выбирая тот или иной товар, потребитель рационализирует свое потребительское поведение. Принимая самостоятельное решение – купить или не купить товар – покупатели в целом воздействуют на ситуацию конкретного рынка (на цену, на предложение товара). Иначе говоря, индивидуальный спрос покупателя воздействует на динамику рыночного спроса и важнейшие характеристики механизма рынка.

Ограниченность индивидуального спроса связана с такими пределами, как цена товара, размер потребительского бюджета, потребительское качество товара и способы потребления этого товара.

 

Распределение покупателем своего бюджета формируется с учетом этого критерия, но все люди по-разному осуществляют это распределение. Высокая цена подавляет стремление сделать покупку, низкая – стимулирует. Конечно, данное утверждение не является аксиомой, но важно для понимания соотношения индивидуального и рыночного спроса. Именно поэтому люди, даже имея одинаковый доход, тратят его различно. Каждый потребитель формирует собственное понимание и оценку той полезности, которую принесет ему товар и определенное количество этого товара.

На соотношение индивидуального и рыночного спроса влияет то экономическое решение, которое покупатель принимает на рынке. Экономическое решение при выборе товара имеет две закономерности. Первой закономерностью динамики индивидуального спроса, основанного на полезности, является: по мере увеличения общего объема благ, которыми располагает потребитель, предельная полезность этого блага падает. Вторая закономерность этой динамики состоит в том, что полезность блага максимальна при удовлетворении самой насущной потребности и падает при переходе от удовлетворения насущных потребностей к менее значимым для данного человека потребностям. Сообразуясь с наиболее важной для конкретного потребителя товара полезностью, покупатель будет выбирать товар, набор товаров на рынке. В реальной жизни каждая категория потребителей имеет собственную структуру затрат, не говоря уже о том, что каждый человек индивидуально определяет собственные затраты и их динамику.

Рыночный спрос представляет собой форму коллективного мнения потребителей при решении фирмами таких вопросов: что производить, как производить, в каких количествах
Индивидуальный спрос основан на рациональности выбора покупателя, на стремлении максимизировать удовлетворение своих потребностей при помощи покупаемого товара и оплачиваемой услуги. Но если на рынке цена товара падает и он становится более дешевым по отношению к другим товарам, то подешевевшим товаром потребители будут стремиться заместить другие товары, ставшие относительно дороже. Другие товары становятся относительно подешевевшего товара менее привлекательными. Это позволяет объяснять способность и желание покупателя приобретать больше дешевого товара, формирую возросший рыночный спрос на такие товары. Поэтому, если покупатель имеет возможность купить тот же набор благ, что и до роста цен, то он фактически окажется на более высоком уровне благосостояния, чем это было перед изменением цен. Значит, такой покупатель своим индивидуальным спросом активно включится в формирование нового качества рыночного спроса в данный период на новом уровне цен. Прежде всего, по мере роста дохода происходит насыщение потребности продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества, и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами. Причем замечена такая закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд, на услуги, стандартного качества, которые используются потребителем тоже для повседневных нужд.

Фактически поведение индивидуального покупателя, его индивидуальный спрос непосредственно отражается на политике развития производства, инвестиционной политике, организации рынков, учете фактора времени при производстве и реализации товаров. Если большинство потребителей готовы отдать деньги за товар по определенной цене, то фирма может развиваться. В противном случае фирме грозит разорение. Значит, реклама, все остальные маркетинговые действия должны ориентировать большинство потребителей на определенные товары. Это, однако, не означает, что реклама должна навязывать потребителю ненужный, некачественный товар. Потребитель же на рынке своим рублем голосует «за» или «против» товара фирмы. Именно взаимодействие индивидуального и рыночного спроса является важнейшей составляющей управления экономикой.

Индивидуальные кривые спроса отражают реакцию индивидуального покупателя на цены. Кривые рыночного спроса характеризуют объем спроса всех покупателей на данном рынке на определенный товар, то есть совокупный рыночный спрос существует как интегрированный спрос покупателей в данное время на определенном рынке.

 

Сопряженным со спросом элементом рыночного механизма является предложение товаров.

 

 

Величина предложения товаров на рынке – это максимально возможное количество представленного к продаже товара, которое продавец может реализовать по имеющейся цене за определенный период времени. Состав предложения товаров на рынке постоянно меняется. Товары обновляются, поступают в продажу совершенно новые товары. Предложение меняется на локальных рынках конкретных товаров.

Величина предложения товара зависит от ряда факторов. Во-первых, на величину предложения товара воздействует выручка продавца от реализации конкретного товара за определенное время на конкретном рынке. Поэтому этот фактор совокупно учитывает цену и количество продаж товаров. Значит, высокая цена на товар не всегда выгодна продавцу, поскольку может снижать количество продаж товаров. Снижение же количества сделок на рынке уменьшает общую выручку продавца.

Во-вторых, на величину предложения конкретного товара влияет конъюнктура рынка. Если существует рынок продавца (мало продавцов и много покупателей, когда продавцы диктуют цену и условия продажи товара), то конъюнктура рынка оказывается благоприятна для продавца. Объем продаж товаров устойчив и даже растет одновременно с ростом цен. Если же формируется рынок покупателя (мало покупателей и много продавцов, когда покупатели диктуют продавцам цену и условия продажи товара), то экономическая конъюнктура такого рынка для продавцов характеризуется как низкая. Тогда продавцы начинают конкурировать за привлечение покупателя, цена падает. По мере падения цены продавцы убирают часть товара из продажи, снижается предложение данного товара.

В-третьих, величину конкретного предложения товара на рынке определяют условия реализации этого товара, наличие специального рынка, возможность хранить товар на рынке и прочее. Поэтому предложение конкретных товаров может зависеть от наличия специализированных рынков, а может определяться развитостью универсального рынка, когда покупатели будут предъявлять спрос на различные товары и в наборе товаров приобретать и данный конкретный товар. Развитие логистических схем в современных условиях положительно воздействует на рост предложения товаров.

Закономерность взаимосвязи цены и предложения товаров выражается экономическим законом предложения.

 

 

Закон предложения отражает объективную зависимость величины предложения от изменения цен: чем выше цена, тем больше предложение товаров. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить, а продавцы предложить к продаже большее количество товара по высокой цене, чем они это делали бы по низкой цене. Рост предложения товаров стимулирует рост их производства. Продавец выступает в роли получателя денег при продаже товара. Для него цена представляет собой выручку, какую он получает за каждую единицу проданного товара. Поэтому цена служит стимулом увеличения предложения товара на рынке.

В формировании реальной цены предложения товара участвуют цена производителя и рыночная цена. Цена производителя представляет собой совокупность затрат на производство товара и прибыли, которую планирует получить производитель. Рыночная цена формируется как результат взаимодействия спроса и предложения, означает цену договоренности продавца и покупателя в сделке «купля-продажа». По этой цене товар реально продается покупателю, реализуется платежеспособный спрос покупателя.

Кривая предложения в зависимости от изменения предложения под влиянием цен может сдвигаться вверх-влево (снижение предложения) или вниз-вправо (увеличение предложения). На графике дано допущение, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого товара. Здесь неценовые детерминанты величины предложения как бы не меняются. На самом деле неценовые факторы активно воздействуют на изменение предложения товара на рынке.

Следует различать изменения в предложении товара и изменения величины предложения товаров. На графике кривой предложения изменения предложения отражаются как смещение этой кривой вправо или влево. А изменение величины предложения отражается на графике как передвижение по кривой вверх или вниз. Если меняется и та и другая переменная предложения, то кривая смещается либо вверх-влево, либо вниз-вправо. Но может смещаться вверх-вправо и вниз-влево. Все это зависит от реального рыночного изменения в предложении товаров и в величине предложения товаров.

 

 
 

Рис. 2. Кривая предложения

 

Кривая предложения показывает соотношение между рыночными ценами и тем количеством товара, какое продавец продать в данное время. Кривую предложения принято обозначать буквой S, представляющей первую букву английского слова «supply» – «предложение».

На величину предложения воздействуют не только ценовые факторы. Неценовыми факторами, воздействующими на величину предложения товара на рынке, являются:

1) затраты на ресурсы, с ростом которых увеличиваются общие затраты производителя, растет цена производителя и бывшая ранее рыночная цена не стимулирует продавца к наращиванию предложения товаров. Значит, должна расти и рыночная цена. То есть происходит переход неценового фактора динамики предложения товара в ценовой фактор этой динамики;

2) технология производства, изменение которой, как правило, связано с техническим прогрессом, с изменением организации производства, с подготовкой новых работников, с изменением квалификации уже занятых на производстве. Иначе говоря, изменение технологии производства вызывает новые затраты производителя, но обеспечивает рост производительности труда;

3) налоги и дотации влияют на величину предложения различно. При росте налогового бремени происходит рост цены производителя на товар. Это трансформируется в рост рыночной цены на товар. Снижение налогового бремени продавца или производителя не всегда адекватно проявляется в снижении рыночной цены. Могут снижаться налоги, но цена не уменьшаться. Снижение налогов может проявляться в том, что производитель будет совершенствовать производство товаров, а продавец сможет больше предлагать товаров. Примерно также (только с обратным знаком) воздействуют дотации на предложение товаров;

4) цены на другие товары влияют на предложение определенного товара тем, что спрос покупателя переключается на эти товары при снижении цен на них, при росте качества этих товаров, возникновении моды на такие товары. Поэтому спрос как бы «отвлекается» от данного товара, переключается на иные товары;

5) ожидания изменения цен на рынке вызывает увеличение предложения или сокращение предложения при соответствующей ситуации. То есть пока на рынке цены не изменились, но психологическое ожидание изменения цен вызывает экономические действия динамики предложения;

6) число продавцов на рынке соотносится со степенью развития монополизма рынка определенного товара. При монополистическом рынке продавец регулирует предложение товара, исходя из своих интересов роста дохода от продажи товаров.

В реальной ситуации ценовые и неценовые факторы предложения взаимодействуют.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.